Краткосрочный проект "Чудеса в песочнице"
проект (младшая группа)

Малышева Анжелика Леонидовна

Технологии проведения  проектов, которые в последние годы очень прочно вошли в практику дошкольных образовательных учреждений,  дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_v_pesochnitse._malysheva_a_l.docx77.78 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО – ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ №5

«ЧУДЕСА В ПЕСОЧНИЦЕ»

Подготовила воспитатель группы №5:

                                                                                                                            Малышева А Л

г.Урай

2024г.

Паспорт проекта:

Тема проекта: «Чудеса в песочнице»

Продолжительность: 10 дней.

Вид деятельности: исследовательский; игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы №5.

Срок реализации: 01.08.2024 – 10.08.2024г.                  

Проект «Чудеса в песочнице» предназначен для работы с детьми 2 - 4 лет. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познавательное развитие».

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

        Цель проекта: знакомство детей со свойством песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса у детей.

Задачи проекта:

- Формировать элементарные знания о свойствах песка;

- создавать атмосферу радости и удовольствия;

- развивать психические процессы детей, познавательные способности;      

- развивать мелкую моторику;

- формировать коммуникативные навыки детей.

Предполагаемый результат:

- сформированы элементарные знания о свойствах песка;

- имеют элементарные навыки экспериментальной деятельности;

-получают удовольствие от совместной деятельность с взрослыми;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.

Планирование работы по реализации проекта

дата

Мероприятия

Ответственные

1пол.

дня

 Беседа: «Удивительный песок».

Чтение стихотворений:        В. Берестов «Посреди двора – гора», К. Балдина «Замок строим из песка».

Коммуникативная игра: Знакомство с правилами игры с песком. 

 Дидактическая игра: «Песочная фея», «Норки - холмики».

Подвижная физкультминутка «Песчинки».

01.08.24

2 пол.

дня

Наблюдение детей за свойствами песка – какой? (сухой, сыпучий, мелкий, холодный, шершавый…)

Опыт: «Свойства песка»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Игра: «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения. 

Подвижная игра: «Кот и мыши».

 Самостоятельные игры: «Пройди по мостику, по дорожке».

1пол.

дня

 Беседа о безопасности во время игры с песком. 

«Свойства сухого песка и мокрого песка».

Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, мокрый– сохраняет форму). Поливка песка из леечек.

Наблюдение за свойствами песка (сухой и мокрый).

Дидактическая игра: «Поиграем в археологов».

Подвижная игра: «Самолетики».

02.08.24.

2 пол.

дня

Опыт: «Почему песок стал мокрым?»

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения.

Игра: «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Дидактическая игра: «Спрячь игрушки».

Подвижная игра: «Кот и мыши». «Карусель».

1пол.

дня

 Знакомство со стихотворением Н. Хилтона «Я полил песок водой»;

Загадывание загадок про песок.

Игры с мокрым песком: «Ручеек течет», «Дождик моросит».

Узоры на песке «Песочный круг»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

 Дидактическая игра: «Песочные строители».

Подвижная игра: «По ровненькой дорожке».

03.08.24

2 пол.

дня

Опыт: «Отделяем камни от песка»

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной; вырабатывать самостоятельность.

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

И/упражнение: «Игра с камушками»;

Подвижная игра: «Перепрыгни через ручеек, лужи».

Самостоятельные игры: «Самолетики».

1пол.

дня

Музыкальная релаксация «Шум песка, шум воды»; Прослушивание детских песен.

Пальчиковая гимнастика: «Шарик».

Цель: Формировать умение слушать небольшие стихотворения и развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

Игра: «Норки для мышки»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Дидактическая игра: упражнения с мокрым песком

«Отпечатки»

Наблюдения: трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный)? 

Подвижная игра: «Перепрыгни через ручеек, лужи».

04.08.24.

2 пол.

дня

Опыт: «Пересыпание песка через воронку»

Цель: закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Игра: «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата»

«Прыгают зайцы

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Дидактическая игра: «Следы».

Подвижная игра: «Карусель» «Кот и мыши».

1пол.

дня

Рассматривание картины: «Дети в песочнице».

Чтение стихотворений:        В. Берестов «Посреди двора – гора», А. Сметанин «Мы на пляже»,  С. Кашлев «Мы в песочнице играем».

 Дидактическая игра: «Собери грибы».

Подвижная игра: «Пройди по мостику, по дорожке».

Проблемная ситуация: «Как помочь мышкам?»

05.08.24.

2 пол.

дня

Пальчиковая гимнастика: «Песок».

«Необыкновенные следы» - продолжение игры.

 «Ползут змейки»

«Жучки – паучки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Опыт: «Песочная страна» («Сухой - мокрый», «Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»);

Физкультминутка «Мы хлопаем в ладоши».

Сюжетно-ролевая игра: «песочные строители».

1пол.

дня

Беседа: «Правила безопасного поведения в песочнице».

Упражнение с формочками «Кто к нам приходит?».

Дидактическая игра: «Домашнее или дикое животное?».

Наблюдения: Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой)? 

Подвижная игра: «Перепрыгни через ручеек, лужи».

06.08.24

2пол.

дня

«Мы играем с песком»

Опытно-экспериментальная деятельность «Песочные рисунки»

Цель:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

- познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

 Игра: «Рисуем палочкой»

Цель игры: -развитие усидчивости, внимания, фантазии.

Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.

Подвижная игра: «Воробушки и кот».

1пол.

дня

Разгадывание загадок: Загадки на тему: «Песок».

Упр. дыхательное: «Песочный ветер»

 Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик».

Дидактическая игра: «Спрячь игрушки».

Подвижная игра: «Пройди по мостику, по дорожке».

07.08.24

2пол.

дня

Беседа: «Песчинки, какие они», «Кому для жизни нужен песок».

И/упражнение: «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую, пронеси песок на тарелочки)

Опыт: (окрашивание песка) «Разноцветный песок»;

Конструирование: «Построим теремок».

Подвижная игра: «Самолетики».

        

1пол.

дня

Рассматривание картин и иллюстрации: лета, цветов, ветра, радуги.

Игра: «Необыкновенные следы» - закрепление

Дидактическая игра: «Съедобное - несъедобное».

Подвижная игра: «Воробушки и кот».

Самостоятельные игры: «По ровненькой дорожке».

08.08.24

2пол.

дня

Экспериментальная деятельность: Песок- воздух-«Путешествие песка» (раздувание песка через трубочку).

И/упражнение: «Скажи наоборот» (свойства песка), «Кого не стало?».

Игра: «Печем печенье»

Дидактическая игра: «Обыкновенное чудо».

Подвижная игра: «Самолетики».

1пол.

дня

Беседа по сюжетной картине «Дети играют в песочнице»;

Чтение: Детская сказка «Песок и Солнечный Свет».

Упражнение с мокрым песком: «Узоры на песке».

Дидактическая игра: «Что растёт на дереве, а что на грядке?».

Наблюдения: из какого песка лучше получаются фигурки

 из формочек (сухого или сырого?).

Подвижная игра: «Воробушки и кот».

09.08.24

2пол.

дня

Экспериментальная деятельность:

Песок - вода - «Свойства мокрого песка», «Следы на песке».

Рисование на песке:        «Песочный человечек». «Узоры на песке». Раскраски.

Разыгрывание проблемной ситуации: «Зайке попал песок в глаза». ОБЖ

Подвижная игра: «Пройди по мостику, по дорожке».

1пол.

дня

Беседа: «Что такое песок?»

Чтение стихотворений:        В. Берестов «Посреди двора – гора», А. Сметанин «Мы на пляже»,  С. Кашлев «Мы в песочнице играем».

Пальчиковая игра: Мышка в норку пробралась

Дидактическая игра: «Клад».

Упражнение: «Мы едем в гости», «Песочные прятки».

Подвижная игра: «Самолетики».

10.08.24

2пол.

дня

Беседа: «Сухой песок».

Развивающие детские игры с песком и водой: «Куличи», «Песчаные водоёмы».

Опыт с лупой «Из чего состоит песок».

Подвижная игра: «Воробушки и кот».

Сюжетно – ролевая игра: «Мы – поварята».

Вывод:

В ходе реализации проекта: у детей повысился интерес к исследовательской -экспериментальной деятельности; сформировались знания о свойствах песка, активизировался словарный запас речи; дети научились безопасно обращаться с песком.

Приложение

ОПЫТ

«Свойства песка»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.

Ход опыта: воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего же состоит песок? Как выглядят песчинки? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают). Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.

Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками). Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).

А на сухом песке можно рисовать? Я вам сейчас покажу, как можно рисовать не на сухом песке, а сухим песком. На листах клеевым карандашом детям предлагается что-нибудь нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

ОПЫТ

 «Почему песок стал мокрым?»

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения.

Материал: песочница, совки, грабли, лейки с водой, камешки, целлофановый пакет.

Ход опыта: что это? (собачка, машинка, уточка). У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере). Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок). Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж. Как сделать озеро для уточки? В песке роем ямку и наливаем туда воду. Вода ушла в песок. В ямку кладем целлофановый пакет, обкладываем камешками – это берега – наливаем воду. Вода осталась на месте. Почему? Пакет не пропускает воду.

ОПЫТ

«Отделяем камни от песка»

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной; вырабатывать самостоятельность.

Материал: совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная, рис.

Ход опыта: как же отделить рис от манки? Дети пробуют отделить крупу пальчиками, но получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-нибудь предметов, которые могли бы нам помочь? Замечаем сита, которые лежат на столе. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыпется в миску? Как еще можно использовать это волшебное сито?

Обнаруживаем, что в нашей песочнице много камешков. Дети самостоятельно просеивают песок. Что осталось в сите? Что крупнее, песок или камешки? Почему крупные вещества остаются в сите?

ОПЫТ  

«Пересыпание песка через воронку»

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Материалы: бутылочки, ведерки, формочки.

Ход опыта: воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Опыты- эксперименты с песком

Опыт 1.

Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок – рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчинки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3.

Можно проводить опыты в трёхлитровых банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться также быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажнённым песком и глиной.

Опыт 4.

Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.

Опыт 5.

Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в мокрый или сухой? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.

Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Опыт 6.

Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте их высыхать. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда и с ней приятно повозиться.

Беседа «Сухой песок»

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное.

(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим песком).

(Дети работают стоя у столов).

Посмотрите, что это такое? (песок)

Скажите, какого цвета песок? (коричневый)

Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?

Алиса, какой песок?

Саша, и ты скажи, какой песок?

Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Маша, какой песок? (Сыпучий).

Песок крупный или мелкий? (мелкий)

Песок он гладкий или шершавый? (шершавый)

Из чего он состоит? (из маленьких песчинок)

Да, дети, правильно он сыпучий, он сыплется, ещё он шершавый, молодцы.

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Диана, получился у тебя куличик?

Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?

Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.

Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

Экспериментальная деятельность с мокрым песком.

Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.

Саша, кокой же это песок? Аня мокрый песок какой? Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.

Знакомство с правилами игры с песком

Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать)«Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок вы-сыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.

«Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. По-этому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!

 

 

Игра «Я пеку, пеку».

Насыпают сухой песок в формочки, но печенье не получается. Узнают, что из сухого песка печь печенье не получается

Опыт с песком.

«Свойства сухого песка».

Воспитатель предлагает насыпать песок в воронку и понаблюдать за ним.

- Что происходит с песком?

Воспитатель подводит детей к выводу: Сухой песок сыпучий. Дети насыпают сухой песок через воронку, он сыплется, проходит легко и быстро через воронку.

Подвести детей к выводу: Сухой песок сыпучий, песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт.

Свойства мокрого песка.

Воспитатель льет в сухой песок воду, мешает. Предлагает детям сыпать струйкой песок из ладони.

Воспитатель- Почему не получается?

- Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Песчинки слипаются от воды.

- Из мокрого песка можно делать фигурки, печь печенье, пирожки. Дети пробуют сыпать мокрый песок струйкой на ладонь.

Вывод: дети узнают, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается, и мокрый песок принимает любую форму.

Читает стихотворение. «Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Если ты его намочишь,

То построишь все, что хочешь».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что песок от воды стал влажным и потемнел, предлагает испечь печенье из влажного песка ( для кукол ).

Пальчиковая игра: «Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку                                                                                          

"Пекут пирожки" (то одна рука сверху, то другая)..

Всем друзьям по пирогу:

Пирожок для мышки      Поочередно загибают пальчики.

Для заики-мылышки,

Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты,дружок!

Пирожок тебе, лиса.

Очень вкусная игра!   Хлопают в ладоши. 

 

Игра «Печем печенье». Дети накладывают мокрый песок в формочки, получается печенье. Называют свойства песка: от воды темнеет, что из влажного песка можно печь печенье.

Игровое упражнение «Угостим кукол».

Воспитатель предлагает вылепленным печеньем угостить. Дети угощают кукол печеньем.

  

Узоры на песке.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пальчиковая гимнастика 

   Шарик (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!

 Песочный круг

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

 Пальчиковая игра: «Мышка».

 Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Норки для мышки

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, совочек.

Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет

песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Игровые упражнения «Необыкновенные следы» 

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

 

Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами, топ, топ.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы низко приседаем

И прямо мы встаем.

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем - в кулачок.

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе, ноги врозь

 

 «Песочные рисунки»

Материалы: песок, лупа, цветная бумага, клеевые карандаши.

Описание:

В гости к детям приходит зайчик Стёпа, в лапах у него баночка с песком. Он не знает, что это такое и просит детей рассказать об этом.

Дети объясняют зайчику, что это сухой, теплый, сыпучий песок. Предлагают ему рассмотреть его в лупу и выяснить, что он состоит из мелких песчинок.

Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы когда-нибудь рисовали песком? Нет!  

Давайте попробуем!

 

Пальчиковая игра «Песок»

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.

Коля лепит колобок, - имитация лепки.

А Иринка теремок - сделать «крышу» из рук.

 Люба лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

Ну а Вера – белый гриб - сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Детям даются готовые рисунки, они по контуру обводят клеевыми карандашами.

Затем на клей насыпают песок, лишний стряхивают. Все вместе рассматривают,

что получилось.

Зайчик благодарит детей за интересный рассказ о песке. Обещает, что со своими

друзьями – лесными зверушками, тоже будет рисовать песком.

 

 Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ход игры: ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Рисуем палочкой»

Суть игры: воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение. 

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры: взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Ход игры: взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по

Упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет

лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи».(Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Игры с мокрым песком

Ориентировочный этап

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Дидактические игры – упражнения с мокрым песком

Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего

количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Описание упражнения см. выше — занятия с сухим песком.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Игра «Следы»

Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Нам понадобятся: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.

Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.

Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?».

Игра «Спрячь игрушки»

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.

Нам понадобятся: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки).

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял». (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).

После того как ребенок отберёт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя. Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

«Песочные рисунки»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательная

расширять знания воспитанников о свойствах сухого песка, познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Развивающая

активизировать речь и обогащать словарь воспитанников.

Воспитательная

воспитывать самостоятельность, активность.

Материалы: песок, лупа, цветная бумага, клеевые карандаши.

Ход деятельности:

В гости к детям приходит зайчик Стёпа, в лапах у него баночка с песком. Он не знает, что это такое и просит детей рассказать об этом.

Дети объясняют зайчику, что это сухой, теплый, сыпучий песок. Предлагают ему рассмотреть его в лупу и выяснить, что он состоит из мелких песчинок.

Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы когда-нибудь рисовали песком? Нет! Давайте попробуем!

Детям даются готовые рисунки, они по контуру обводят клеевыми карандашами.

Затем на клей насыпают песок, лишний стряхивают. Все вместе рассматривают, что получилось.

Зайчик благодарит детей за интересный рассказ о песке. Обещает, что со своими друзьями – лесными зверушками, тоже будет рисовать песком.

Конспект развлечения с детьми дошкольного возраста 4-5 лет

«Замок из песка»

Задачи:

Образовательная:

формирование навыка экспериментирования с песком;

обогащение тактильного опыта у воспитанников.

Развивающая:

развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательная:

воспитывать аккуратность;

вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций и презентации построек из песка. Беседа о свойствах песка.

Ход деятельности:

Воспитатель: - Ребята давайте вспомним, какой бывает песок.

Воспитатель: - Что можно делать с сухим песком (рисовать узоры, оставлять следы, пересыпать, дуть на песок) .

Воспитатель: - А что можно делать из мокрого песка (рисовать, строить, лепить) .

Воспитатель: - Послушайте стихотворение о песке. Автор стихотворения Владимир Бредихин.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен.

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

Воспитатель: - Ребята игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Выберите понравившиеся игрушки. Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Вы можете раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Воспитатель: - Пока вы будете искать игрушки, я буду загадывать вам загадки.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок)

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал (песок)

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? (песок)

«Окончание приложения 4»

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

(песок)

Мелкие зёрна огромной горы.

Вниз не текут, как вода или сок.

Тоненькой струйкой с горы до поры

Сыпется с тихим журчаньем

(песок) .

Воспитатель: -Какие вы молодцы, вы нашли все спрятанные игрушки. А вы знаете, что в нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

Воспитатель: «Ручеек течет» — педагог льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

Воспитатель: «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок) Воспитатель: - Ребята, а теперь, давайте построим все вместе большой замок из песка.

Конспект прогулки для детей 3-4 лет «Чудо-песок»

Задачи:

Обучающие:

формировать представления воспитанников о свойствах песка: сухой сыплется, влажный- можно делать куличики из формочек;

продолжать учить детей пользоваться лейкой;

учить детей выполнять движения согласно словам игры.

Развивающие:

расширять кругозор детей;

развивать двигательную активность воспитанников.

Воспитательные:

воспитывать интерес и желание участвовать в совместных играх и мероприятиях.

Содержание:

1. Вводная часть.

2. Наблюдение за состоянием песка опытным путем.

3. Практическая часть.

4. Труд детей.

5. Малоподвижная игра «Ладушки-оладушки».

6. Итог.

7. Свободная деятельность детей.

Оборудование:

демонстрационное: сухой песок в ёмкостях, сито, воронка, пластмассовые прозрачные бутылочки, совок, лейка.

раздаточный материал: совки, формочки, лейки.

Ход прогулки

1. Вводная часть.

Дети сидят на стульях вокруг стола.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Здороваются с гостями.

Воспитатель: - Гости пришли посмотреть, как вы умеете играть и заниматься на прогулке.

2. Наблюдение за состоянием песка опытным путем.

Воспитатель отмечает, что лето красное, лето жаркое гостит у нас.

Воспитатель: - Лето, лето к нам пришло! Стало жарко и тепло.

(В. Берестов)

Воспитатель выставляет на стол весь демонстрационный материал.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем играть с песком.

Воспитатель: - Посмотрите, какие у меня красивые предметы: сито, воронка, пластмассовые бутылочки.

Воспитатель: - Давайте насыплем в бутылочки песок.

-Его нужно сыпать аккуратно, через воронку.

-В совок набираем немного песка и высыпаем в воронку.

Показать детям, что без воронки песок не насыпается в бутылку.

-Видите, без воронки плохо насыпать песок в бутылку.

-Песок сухой, сыплется тонкой струйкой.

-Сейчас мы будем насыпать песок в сито.

-Не получается?

-Почему?

-Просыпается песок!

-Через сито можно только просеивать песок.

-Песок сухой, сыпучий!

Все манипуляции с песком воспитатель проводит совместно с детьми.

Воспитатель: -А теперь посмотрите, я налью немного воды на песок помешаю его совком.

-Песок стал влажный.

-Видите, даже по цвету он различный. Сразу видно, где влажный песок.

-Попробуем насыпать его в бутылочку.

-Почему не сыплется?

-Он не сыпучий, не сухой, он влажный.

-А через сито его можно просыпать?

-Нет.

-Почему?

-Он не сыпучий, не сухой.

-Он влажный.

-А как мы узнаем, влажный или сухой песок?

-Из влажного песка можно делать куличики.

3. Практическая часть.

Воспитатель показывает детям, как делать куличики. Воспитатель совком накладывает в формочку влажный песок, утрамбовывает, переворачивает и получается куличик.

Воспитатель выполняет всё это с детьми.

Воспитатель: - Вот какие красивые у нас получились куличики.

4. Труд детей.

Воспитатель достает леечки с водой.

Воспитатель: - Вода помогла нам увлажнить песок.

-Воду любят пить цветы.

-Когда их поливают водой они хорошо растут и цветут.

-Покажем ручками, как растут цветы.

-Наши алые цветы распустили лепестки.

-Ветерок чуть дышит лепестки колышет.

Воспитатель: - Наши алые цветки закрывают лепестки. Головой качают, тихо засыпают.

Выполнение: руки вверх, пальцы растопырили, качаем кистями рук туда-сюда, пальцы соединили, руки вниз, качаем кистями рук.

Воспитатель подходит к 3-4 детям и держа вместе с ребенком лейку с водой поливают цветы на площадке.

По завершению трудовой деятельности воспитатель даёт детям положительную оценку.

Воспитатель: - Молодцы. Теперь цветы будут пышно расти и цвести.

Стол убирается.

5. Малоподвижная игра «Ладушки-оладушки».

Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Ладушки- оладушки».

-Ладушки-оладушки

-Пекла наша бабушка

-Маслом поливала,

-Детушкам давала.

Дети хлопают в ладоши.

-Раз, два-Ване,

-Раз, два-Мише и другие дети.

Воспитатель хлопает то по одной, то по другой ладошке каждого ребёнка.

Воспитатель: - Всем по два! Всем по два!

Хлопает по обеим ладошкам каждого ребёнка.

Воспитатель: - Хороши оладушки у нашей бабушки! Все хлопают в ладоши.

6. Подведение итога.

Воспитатель: - Молодцы ребята. Хорошо занимались, трудились, играли.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами займёмся играми по вашему желанию, по вашим интересам.

7. Свободная деятельность детей.

Подвижные игры:

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ (с ходьбой, бегом, прыжками)

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге. Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем». Правила: Движения должны соответствовать тексту. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы». Убегать домой только после слов «там мы живем». Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.

КОТ И МЫШИ (с бегом)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает. Правила: Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку. Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику. Художественное слово: Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел. Только котик засыпает, все мышата выбегают!

САМОЛЕТИКИ (с бегом)

Задачи: Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу. Побуждать детей бегать по всей площадке, в разные стороны. Закреплять умение реагировать на зрительный и звуковой сигнал. Описание: Ведущий разделяет детей на две команды: одни - самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром). Самолетики летят и на землю не хотят. В небе весело несутся, но друг с другом не столкнуться. Дети – самолетики летают за пределами круга. Ведущий говорит: Вот летит большая туча стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг! Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали – тот становится тучей Правила: Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.

ВОРОБУШКИ И КОТ (с прыжками)

Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге. Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом. Правила: Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!». Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!». Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.

Подвижная физкультминутка «Песчинки».

Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.

 

Загадки про песок:

автор: Наталья Губская

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

Из камней он появился. ПЕСОК

автор: Курдюков Серж 

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой! (песок)

 Я полила песок водой

И сложила его горой

Костя взял мою

лопатку

Разровнял на горке

грядку

Вышел сказочный

дворец-

Ай да Костя молодец!

Н. Хилтон

 

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - …

(Песок)

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

 

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал ... Ответ: Песок

Стихи о песке

В. Берестов «Посреди двора – гора»

Посреди двора — гора

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой

Хочешь — рой, А хочешь — строй,

Хочешь — куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята

Не забудьте взять лопаты

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Н. Хилтон «Я полил песок водой»

Я полил песок водой

И сложил его горой

Миша взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец-

Ай да Миша молодец!

Мы черпаем песок.

А. Сметанин «Мы на пляже»

Мы на пляже вместе с мамой

Возвели песчаный замок:

Стены, лестницы, бойницы,

Башня круто в высь стремится.

К. Балдина «Замок строим из песка»

Замок строим из песка,

Будет башня высока.

И ворота будут тоже,

Ну а жить там будет... ежик!

З. Ямпольский

Я строю крепость-город,
Когда шумит прибой
На берегу у моря,
Не смыть его водой!
Целый день тружусь я тут,
Башни крепости растут.

Жаль, что город мой пока
Из песка!
Волна штурмует город,
А я с волной борюсь,
Мне этот город дорог,
Я им не зря горжусь.
С башни, словно маячок,
Смотрит на море флажок.
Жаль, что город мой пока
Из песка!
Я стану взрослым скоро,
Построю города,

Ты их разрушить, море,
Не сможешь никогда!

«Продолжение приложения 6»

А пока всё время тут
Башни крепости растут.
Жаль, что город мой пока
Из песка!

А. Орлова

Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками 
Песочные волны.
Песочные воды 
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах 
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.


Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка 
Под солнцем… и тысячи спин…
Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком — ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?


Е. Ярышевская

Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето...
Жарким солнышком согреты,
Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!

В. Гвоздев

Раз, совочек! Два, совочек!
И ведёрко из пластмассы.
Во дворе у нас песочек.
Настроение – прекрасно!
Мамы вывели играть
Хорошо, что к нам опять
Привезли во двор песочек!
Из песочка куличей
Напечём мы самых, самых!
– Любят наших малышей! –
Говорят друг другу мамы.

Рассказ о песках

 Детская сказка

Песок и Солнечный Свет.

Давным-давно, когда люди, звери и птицы говорили на одном языке, а трава перешёптывалась с опавшими листьями, на широком озере жили брат и сестра, Песок и Водная Гладь. Песок любил странствовать по всей земле, а Водная Гладь дожидалась брата из дальних путешествий.

На северном берегу озера жила Старая Гора. Её муж, вечно угрюмый Чёрный Утёс, стоял чуть поодаль. Целыми днями и ночами он вглядывался в бескрайний горизонт, ни с кем не разговаривая и думая о чём-то своём.

Каждое утро на озеро приходил Солнечный Свет. Все радовались его появлению и непременно расхваливали его золотые кудри, их красоту и блеск. Солнечный Свет любил слышать похвалу! Он растекался от счастья и начинал играть со всеми, кто в нём нуждался. И только Песок, который был

сух и колюч, не придавал большого значения появлению Солнечного Света. Покружив на берегу, он срывался с места и пропадал на несколько дней.

И вот, однажды, Песок вернулся из путешествия, ласково потрепал Водную Гладь и начал свой рассказ.

— Далеко-далеко, на краю земли, в одиночестве живёт древняя Пустыня. Она поведала о тех временах, когда ничего не было кроме неба и земли. Она очень мудра! Она научила меня быть быстрым и сильным, ловким и неукротимым!

— Какие глупости! – усмехнулся Солнечный Свет, любуясь своим отражением в Водной Глади. — Я буду там, где живёт Пустыня уже утром, а ты и за несколько дней туда не доберёшься!

— Ты лжёшь! — взвился Песок. – Я всё сметаю на своём пути! Ни зверь, ни человек не устоят в схватке со мной!

Солнечному Свету доставляло огромное удовольствие дразнить Песок. Он рассмеялся и скрылся за тучей.

— Вот видишь, Песок, захочу, выйду, а захочу нет! А что можешь сделать ты?

Старая Гора разволновалась и прогрохотала: “А, ну, прекратите, немедленно! Эй, Утёс, что же ты молчишь? Уйми их!” Но она знала, что Чёрный Утёс никогда не ответит. Уж очень он молчалив и угрюм.

А Песок тем временем не на шутку разошёлся!

— Уймись, Песок! – умоляла брата Водная Гладь. Да, куда там! Слова Солнечного Света не давали покоя гордому Песку.

И яростно Песок закружился в жутком танце! Так учила его древняя Пустыня. Он поднялся в небо и заслонил собой Солнечный Свет. Тьма опустилась на землю и воцарилась тишина. Звери попрятались в норы, люди закрыли двери и окна, замолкли птицы. Холодом повеяло по всей земле.

Слёзы Водной Глади превращались в тонкий лёд. Листва опадала на траву, а Старая Гора недовольно шевелилась, сотрясая землю.

Солнечный Свет высокомерно молчал, но и Песок был непреклонен. Он без устали вился много дней, обезумевший от гордости и огромной силы! И кто знает, что стало бы с нашей землёй, если бы, однажды, сквозь тьму не донёсся протяжный зов древней Пустыни. Тысячелетняя мудрость сказала ей, что надо унять Песок, иначе всё погибнет, и вновь останется древняя Пустыня совсем одна.

Песок услышал настойчивый зов Пустыни и молча, ушёл на край земли.

С тех пор, всё вокруг погрузилось в тишину. Никто не хотел говорить и вспоминать о произошедшем. Кто сейчас помнит эту историю? Солнечный Свет, который от обиды раскаляет Пустыню и Песок, и, пожалуй, Чёрный Утёс, который никогда не болтал попусту.

Песок так и остался в пустыне, где ему нет равных в силе и скорости. Но иногда он возвращается к любимой сестре. Ложится на берег и мирно засыпает. И только слышно, как Водная Гладь поёт тихую песню, оберегая сон брата.

Сказка песков

Начав путь от источника в далеких горах, речка миновала разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности и достигла наконец песков пустыни. Она попыталась было одолеть эту преграду, подобно тому, как преодолевала все другие, но вскоре убедилась, что, по мере продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

Не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню; тем не менее положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, как

будто исходящий из самой пустыни, прошептал ей: "Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем".

Река возразила, что она лишь мечется в песках и лишь впитывается ими, ветер же может летать; именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами - ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра; он доставит тебя к месту твоего назначения.

- Но как же это возможно?

- Это возможно только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.

Нет, такое предложение было неприемлемым для реки: никто и никогда не поглощал ее. И вообще, она не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, раз потеряв ее, как она сможет вернуть ее снова?

- Ветер, - продолжал песок, - именно тем и занимается, что подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода опять становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не поверишь этому, ты не сможешь, стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь быть лужей, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.

- Но как я смогу остаться той же самой рекой, что и сегодня?

- Ты не сможешь остаться прежней ни в том, ни в другом случае, - отвечал шепот. - Переноситься и вновь становиться рекой - это твоя сущность. Ты принимаешь за саму себя свою теперешнюю форму существования, потому что не знаешь, какая часть в тебе является сущностной.

Тут какой-то отклик шевельнулся в мыслях реки в ответ на эти слова.

мутно припомнилось ей состояние, в котором то - ли она, то ли какая-то ее часть - но в действительности ли это было?.. - уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также - да и вспомнила ли?.. - что эта, хоть и не очевидная вещь, вполне реальна, выполнима. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, который легко и нежно подхватил ее и умчал далеко-далеко, за много миль, где, достигнув горной вершины, осторожно опустил ее вниз. А так как у реки, все же, были сомнения, она запомнила и запечатлела в уме подробности этого опыта более обстоятельно.

- Да, вот теперь я познала свою истинную сущность, - так размышляла река.

Река познавала, а пески шептали: "Мы-то знаем; ведь день за днем это происходит на наших глазах, потому что из нас, песков, и состоит весь путь - от берегов до самой до горы".

Вот потому-то и говорят, что путь, которым потоку жизни суждено продлиться в своем странствии, осуществляя непрерывность, записан на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочница – волшебный мир.

Первые  контакты  детей друг  с  другом  происходят  в  песочнице. Из  песка  лепится  первый  кулич,  приходит  понимание, ...

схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице

схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....

Разборки в песочнице

Как быть, если ребенок не хочет играть с другими детьми? Что делать, если другие дети его обижают? Как реагировать, если ребенок сам обидел другого?...

Проект "Безопасная песочница" ( краткосрочный)

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на летний игровой период....

Краткосрочный проект весенне-летнего периода "Безопасная песочница"

В весенне-летний период нами не случайно был выбран проект "Безопасная песочница".Современные дети мало играют на улице, а если и играют, то их игры скудны и однообразны. Да еще мама постоян...