Основы безопасности жизнедеятельности, как важный аспект в воспитании современного дошкольника.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федяинова Валентина Николаевна

                                                         Формула безопасности гласит:      предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_bezopasnosti.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности, как важный аспект в воспитании современного дошкольника.

                                                         Формула безопасности гласит:      предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать.

В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. И наша задача дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), так же сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. Главной задачей взрослых является - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием двигательной деятельности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей дошкольного возраста недостаточно сформирована способность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. В связи с этим возникает необходимость создания условий для формирования у детей умений и навыков избегать опасности, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия. Наша задача – не напугать их, а подготовить к полноценной жизни. Успешному выполнению этой задачи благоприятствуют характерные способности детей дошкольного возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение к разным жизненным ситуациям. Научившись правильно поступать в имитированных ситуациях, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях. Педагогами нашего сада проводятся занятия по безопасности жизнедеятельности детей, используя интегрированный подход и инновации.  В ДОУ приглашаются пожарные службы, полиция. Переключение детей на различные виды деятельности помогает удерживать внимание, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и помогает избежать перенапряжения.

В образовательной области «Физическое развитие» для формирования безопасного поведения у детей я использую игры: «Дорожная грамота», «Моё здоровье», «Пожарная безопасность».  Игры по безопасности провожу чаще всего в форме эстафет, как на физкультурных занятиях, так и во время проведения спортивно – познавательных развлечений, праздников. Общение детей в играх, проговаривание правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей, воспитывать смелость, желание прийти на помощь, а также совершенствуют основные виды движений. Игры - упражнения, могут быть направлены на тренировку детей в узнавании, различении, нахождении и назывании тех или иных предметов и их свойств:  «Что лишнее», «Помоги убрать на место опасные предметы», «Расставь знаки дорожного движения», «Помоги Маше отобрать съедобные грибы», «Хорошо и плохо», «Правила дорожного движения». В играх по правилам дорожного движения прививаю детям умения и навыки правильного поведения на улице, закрепляю знания дорожных знаков, учу реагировать на неожиданные ситуации, в которых дети могут оказаться на улице в повседневной жизни.

Проводя эстафету «Пожарные на учении», стараюсь закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о необходимости осторожного обращения с огнём, воспитываю чувство уважения к профессии пожарного.  При лазанье по гимнастической лестнице обязательно осуществляю страховку детей и учу правильному хвату рук в замок.

Любая деятельность, а особенно физическая, осуществляется лишь под непосредственным моим контролем. При обучении дошкольников различным общеразвивающим упражнениям и основным видам движениям обеспечиваю правильный показ, предупреждаю и исправляю ошибки, оказываю помощь детям и обеспечиваю страховку, стараюсь рационально организовать образовательную деятельность так, чтобы в поле зрения находились все дошкольники, контролирую их состояние здоровья, не допуская их переутомления. При появлении признаков переутомления даю возможность ребенку отдохнуть, либо перейти на более спокойную деятельность.

Требования безопасности во время занятий:

  • Внимательно слушать и выполнять задания.
  • Брать инвентарь с разрешения.
  • Во время передвижения вперёд, соблюдать достаточный интервал и дистанцию, избегать столкновений.

Требования безопасности во время бега:

  • При беге врассыпную бежать с небольшой скоростью
  • Не размахивать руками, не расталкивать бегущих рядом детей, а стараться увернуться от столкновений.
  • Резко не останавливаться, не приседать, не падать, а если упал, постараться, ка можно быстрее встать на ноги.

Игры с бегом: «Зверолов»,  «Гуси – лебеди»,  «Хитрая лиса», «Салки»,  «Ловишка, бери ленту».

Требования безопасности во время проведения эстафет:

  • Не начинать эстафету без сигнала преподавателя.
  • Выполнять эстафету по своей дорожке.
  • После выполнения задания бежать в конец своей колонны.
  • Не садиться на пол и не залезать на спортивное оборудование.

Игры: «Посади и собери картошку», «Чья команда быстрее», «Передай флажок».

Требования безопасности во время игр с мячом:

  • Соизмерять силу броска мячом.
  • Не бросать мяч в голову.
  • Не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им.
  • Не бить по мячу ногой.
  • Не падать, стараясь увернуться от мяча.
  • Прежде чем бросать мяч, убедиться, что партнёр готов принять его.

Игры: «Охотник и зайцы», «Вышибалы», «Мяч ведущему», «Передай мяч над головой».

Требования безопасности при выполнении метания:

  • Не бросать в сторону нахождения людей.
  • Не пересекать зону метания.
  • Не производить метание без разрешения и поднимание предмета.
  • Не передавать снаряд друг другу броском.

Игры: «Точно в цель», «Забрось шишку в дупло».

Требования безопасности при выполнении прыжков в длину, спрыгивании со снарядов:

  • Прыгать на мягкое покрытие, на полусогнутые ноги, вынося руки и корпус вперёд, избегая падения назад.

Заключение.  Планомерная работа со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде. Усвоив все правила по выполнению различных действий, дети применяют их в повседневной жизни, на прогулках, во дворах своих домов, что служит укреплению здоровья и развитию основ безопасности жизнедеятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 4—5 лет по Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Тема: «Правила безопасности».

Все мы воспитатели, родители очень часто задаем вопрос:  "Как уберечь ребенка от опасности?" Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому детям необход...

Конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, общая безопасность)

Представляю конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасности на дорогах, пожарной безопасности, безопасности в быту, общей безопасности)...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Проект «Мой безопасный мир» (по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников) на 2022-2023 учебный год

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обе...

Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно» на 2022-2023 учебный год

Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности«Учусь жить безопасно»...

Основы безопасности жизнедеятельности – важный аспект современного воспитания дошкольников

Презентация "Основы безопасности жизнедеятельности – важный аспект современного воспитания дошкольников" представляет практический материал проведения педагогического совета....