КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
план-конспект занятия (старшая группа)
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.
Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная, в том числе в духовно-нравственном направлении. Следовательно, это моя работа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 626.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская средняя образовательная школа Оренбургского района»
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Составитель: | Маркосян Наталья Александровна, воспитатель МБОУ «Ивановская СОШ» |
Оренбургский район,2025
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей | |
2.1 | Организационно-методическая информация | 4 |
2.2 | Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей | 6 |
2.3 | Дальнейшая разработка темы | 9 |
III. | Список литературы | 10 |
IV. | Приложение | 11 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.
Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная, в том числе в духовно-нравственном направлении. Следовательно, это моя работа.
Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология – наука о здоровье. Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!».
Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами».
Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Валеологическая работа строится на следующих подходах и принципах:
1. Системный подход.
- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
- Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ, родителей и общественности.
2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой.
3. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга!
6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Представленное занятие по валеологии помогает расширить представление детей о том, что здоровье – бесценный дар, и что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы быть здоровым.
II. КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
2.1 Организационно-методическая информация
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в Страну Здоровья» | |
2. | Доминирующая образовательная область | Физическое развитие: валеологическое воспитание дошкольников | |
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: рассказ (устный рассказ педагога на основе демонстрации видео; комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность), наглядный материал, сюрпризный момент. Беседа: обсуждение значимости частей организма человека; обращение к опыту заболевания, осмысление значимости гигиены. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): давать отдых организму в процессе деятельности с помощью соответствующих упражнений. Методы стимулирования и мотивации деятельности: художественное слово (мотивирующее стихотворение); ситуация выбора: формулирование собственного свода правил для сохранения и укрепления здоровья. | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Наглядные методы: схемы с изображением строения человеческого тела Словесные методы: вопросы проблемного характера, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности Практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний | |
4. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие: изучение строения, назначения, принципа работы частей тела человека. Социально-коммуникативное развитие: осмысление способов сохранения здоровья, правил здоровой жизнедеятельности. Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: «здоровье», «микробы», «кислород», активизация их использования. Художественно-эстетическое развитие: восприятие поэтического описания понятия «здоровье», организма человека, составление разрезной картинки. Физическое развитие: игры и игровые упражнения на тренировку частей тела, самомассаж | |
5. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | |
6. | Цель | Формирование мотивации к здоровому образу жизни через ознакомление с организмом человека и его функциями | |
7. | Задачи | Планируемые результаты | |
7.1 | Побуждать детей к познанию организма человека, знакомить с элементарным строением, функциями, значением частей тела и органов. | Проявляет потребность быть здоровым, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме. | |
7.2 | Совершенствовать умения делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования | Демонстрирует элементарное осознанное отношение к собственному организму и соблюдение правил здоровьесбережения | |
7.3 | Развивать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования | Использует разные источники получения информации, делится выводами со взрослыми и сверстниками | |
7.4 | Расширять навыки проведения экспериментов, объектом которых является человек | Следит за тем, чтобы собственная деятельность и деятельность других (взрослых и сверстников) не наносила вреда организму и здоровью | |
8. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения | Способы преодоления | ||
8.1 | Структурирование анатомически верного описания строения организма человека | Использование схемы (логика построения описания), плакатов со строением организма человека (анатомические детали) | |
8.2 | Затруднения в назывании внутренних органов человека и их назначении | Использование наглядно-иллюстративного материала и наводящих вопросов | |
9. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Литературный ряд: стихотворение «Здоровые дети – в здоровой семье!» Аудиовизуальный ряд: видеоролик «Капля воды под микроскопом» Материалы и оборудование: мыльные пузыри, дидактическая игра «Что для чего?», фломастеры и карандаши, лист А4 на каждого ребенка. | |
10. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение стихотворений о здоровье, практическое применение знаний о ЗОЖ в организации жизнедеятельности детей в группе, беседы о культурно-гигиенических навыках, просмотр мультфильма «Азбука здоровья». | |
2.2 Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей
№ | Этап | Содержание | Примечания |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Воспитатель приглашает ребят рассаживаться свободно на ковре. Читает стихотворение «Здоровые дети – в здоровой семье» | Приложение 1 |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Организуется обсуждение вопросов: Хорошо ли быть здоровым? Можно ли помочь себе в этом? Педагог приглашает детей посетить Страну Здоровья, путешествие по которой поможет узнать правила здоровьесбережения, научиться заботиться о своем здоровье. | Отправляются в путешествие на мыльных пузырях |
1.3 | Целеполагание | Педагог подводит детей к постановке цели: Изучить приемы сохранения здоровья, чтобы применять их в своей жизни и быть всегда здоровым | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Прибыв в Страну Здоровья, дети рассаживаются на ковре и рассматривают плакат «Человек». Игра с мячом «Я знаю организм человека» (Дети становятся в ряд, педагог кидает мяч каждому ребенку, дети называют части тела и органы, возвращают мяч педагогу). Педагог отмечает, что у каждой части тела и органа есть свое предназначение. Дидактическая игра «Что для чего?» - Для чего нам руки? (что-то брать, держать, делать…) - Для чего нам ноги? (ходить, бегать, прыгать...) - Голова? (думать...) - Уши? (слушать…) - Глаза? (смотреть…) - Нос? (дышать, чувствовать запахи...) - Рот? (есть, говорить…) - Зубы? (жевать…) - Шея (поворачивать голову…) Педагог подводит детей к выводу, что каждая часть тела очень важна для нас. - А чем покрыто наше тело?» (кожей) - А может ли она пачкаться? (да) - А чтобы она была чистой, что нужно делать? (мыться)» Педагог просит детей рассказать и показать, как правильно мыть и вытирать руки (один ребенок рассказывает, а остальные показывают и дополняют) | Слайд 2 |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Педагог объясняет детям, что мыть руки надо не только для того, чтобы быть чистыми и опрятными, но и для здоровья. Это связано с тем, что как только мы немытыми руками возьмем еду и будем кушать, тотчас же различные микробы пытаются проникнуть в нас и сделать все, чтобы мы заболели. Задаются вопросы о том, что такое микробы и вирусы и как люди узнали о них (маленькие частицы, которые можно увидеть только в микроскопе). Делается вывод, что микробы и вирусы можно рассмотреть только под микроскопом. Дается определение прибору: микроскоп – это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений с помощью линз. Педагог объясняет, что микроорганизмы, которые живут в питьевой воде, не опасны для человека и могут быть даже полезными, но ни в коем случае нельзя пить воду из других источников, даже если она внешне кажется очень чистой. Тело нужно всегда содержать в чистоте, чтобы на нем не селились вредные для здоровья микроорганизмы. Педагог отмечает, что внутри тела человека есть органы, которые мы не видим, но благодаря которым живем, дышим, думаем, едим и предлагает познакомиться с самыми важными (мозг, сердце, легкие, желудок). Педагог дает краткий рассказ о головном мозге, его назначении, способах сохранения его здоровья. Дидактическое упражнение «Выполни приказ» Педагог дает краткий рассказ о сердце, его назначении, способах сохранения его здоровья. Двигательное упражнение «Поможем нашему сердцу» Педагог дает краткий рассказ о легких человека, их назначении, способах сохранения их здоровья. Дыхательное упражнение «Сдуваем снежинку». Педагог дает краткий рассказ о желудке, его назначении, способах сохранения его здоровья. | Слайд 3 Демонстрируется видеоролик «Капля воды под микроскопом» Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Приложение 2 Слайд 7 Слайд 8 |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Игра по типу «Разрезные картинки» (собирают человечков из отдельных деталей). За успешно выполненное задание получают подарок – пакет с яблоками | Приложение 3 |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Проводится обсуждение с помощью системы вопросов: - Где мы сегодня побывали? - Зачем мы отправились в такое путешествие? - Что мы нового узнали сегодня? - Полезными ли оказались новые знания? - Будете ли вы применять их в своей жизни? - Как вы будете заботиться о своем здоровье? Возвращаются с помощью мыльных пузырей в детский сад. | |
2.3 Дальнейшая разработка темы
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Просмотр мультфильма | Развивающий мультфильм «Анатомия для детей» «Органы дыхания» | В группе |
Серии из мультсериала «Путешествия Адибу: Как устроен человек» «Дыхательная система» | В семье | ||
1.2 | «Самое большое чудо света» | Создание макетов для исследовательской лаборатории | В группе |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Сюжетно-ролевые игра «Больница» Проведение опытов по собственным зарисовкам | В группе и в семье |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Выполнение упражнений дыхательной гимнастики | В группе |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бобылева, О.В., Бобылева, Л.Д. Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школьников как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылев // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-sostavlyayuschaya-valeologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema
- Быстрай, Е.Б., Тюмасева, З.И., Артеменко, Б.А. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе [Электронный ресурс] / Е.Б. Быстрай и др. // Вестник ЧГПУ. – 2017. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-valeologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-psihologo-fiziologicheskom-rakurse
- Казин, Э.М., Заруба, Н.А. Методологические и организационные проблемы формирования здоровья в системе образования [Текст] / Э.М. Казин, Н.А. Заруба // Валеология. – 1996. – № 1. – С. 28-34.
- Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / М.Ю. Картушина. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 256 с.
- Кушнина, Е.Г. Теоретические и практические предпосылки валеологизации образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Е.Г. Кушнина // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2001. – Ч. II. – С. 123-130.
- Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст]: монография / Л.Г Татарникова. – СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1995. – 352 с.
- Тихомирова, О.Б. Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Б. Тихомирова. – Саранск, 2004. – 224 c.
- Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.
- Чугайнова, О.Г., Гевондян, К.Р. Средства формирования у дошкольников представлений об организме человека [Электронный ресурс] / О.Г. Чугайнова, К.Р. Гевондян. – Режим доступа: https://studydoc.ru/download/195042
- Чугайнова, О.Г., Тюленева, С.С. Формирование представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Чугайнова, С.С. Тюленева. – Режим доступа: https://studydoc.ru/download/4521480
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Здоровые дети – в здоровой семье»
Здоровые семьи – в здоровой стране,
Здоровые страны – планета здорова,
Здоровье – какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Приложение 2
Двигательное упражнение «Поможем нашему сердцу»
Сердцу нужен кислород, руки вверх потом вперед.
1.Поднимание рук. И.П. – узкая стойка, руки на поясе.
1 – руки вниз, 2 – руки в стороны, 3 – руки в перед, 4 – И.П.
2. Друг на друга погляди головою поверти.
Повороты головы. И.П. то же.
3. А теперь рывки руками помогаем сердцу сами.
И.П. – узкая стойка руки перед грудью.
4. Выполняем вращение кистями.
И.П. – стойка на коленях, руки на коленях.
1 -4 вращение кистями вперед, 5 -8 то же назад.
5. Чтобы сердцу быть здоровым, надо спортом заниматься, вправо – влево наклоняться.
1 – наклон влево, правую руку вверх. 2 – И.П.
3 -4 то же вправо.
6. Раз прыжок, два прыжок, потрудились мы, дружок.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Актуальность про...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»
laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)
Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе....
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: « Поможем Маше вернуться домой» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (Познавательное развитие)
Данная разработка образовательной деятельности поможет воспитатель подвести итог по разделу познавательное развитие...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ Тема: «ДОРОГА ДОМОЙ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ («Познавательное развитие»)
Данная разработка будет полезна для проведения ОД по финансовой грамотности...






