КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Маркосян Наталья Александровна

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная, в том числе в духовно-нравственном направлении. Следовательно, это моя работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zdorove_5_wecompress.com_.docx626.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                   «Ивановская средняя образовательная школа Оренбургского района»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Составитель:

Маркосян Наталья Александровна, воспитатель МБОУ «Ивановская СОШ»

Оренбургский район,2025

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

2.1

Организационно-методическая информация

4

2.2

Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

6

2.3

Дальнейшая разработка темы

9

III.

Список литературы

10

IV.

Приложение

11


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная, в том числе в духовно-нравственном направлении. Следовательно, это моя работа.

Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология – наука о здоровье. Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!».

Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами».

Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

Валеологическая работа строится на следующих подходах и принципах:

1. Системный подход.

- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

- Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ, родителей и общественности.

2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой.

3. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга!

6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Представленное занятие по валеологии помогает расширить представление детей о том, что здоровье – бесценный дар, и что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы быть здоровым.

II. КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

2.1 Организационно-методическая информация

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в Страну Здоровья»

2.

Доминирующая образовательная область

Физическое развитие: валеологическое воспитание дошкольников

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: рассказ (устный рассказ педагога на основе демонстрации видео; комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность), наглядный материал, сюрпризный момент.

Беседа: обсуждение значимости частей организма человека; обращение к опыту заболевания, осмысление значимости гигиены.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): давать отдых организму в процессе деятельности с помощью соответствующих упражнений.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: художественное слово (мотивирующее стихотворение); ситуация выбора: формулирование собственного свода правил для сохранения и укрепления здоровья.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Наглядные методы: схемы с изображением строения человеческого тела

Словесные методы: вопросы проблемного характера, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности

Практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний

4.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: изучение строения, назначения, принципа работы частей тела человека.

Социально-коммуникативное развитие: осмысление способов сохранения здоровья, правил здоровой жизнедеятельности.

Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: «здоровье», «микробы», «кислород», активизация их использования.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие поэтического описания понятия «здоровье», организма человека, составление разрезной картинки.

Физическое развитие: игры и игровые упражнения на тренировку частей тела, самомассаж

5.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

6.

Цель

Формирование мотивации к здоровому образу жизни через ознакомление с организмом человека и его функциями

7.

Задачи

Планируемые результаты 

7.1

Побуждать детей к познанию организма человека, знакомить с элементарным строением, функциями, значением частей тела и органов.

Проявляет потребность быть здоровым, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.

7.2

Совершенствовать умения делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования

Демонстрирует элементарное осознанное отношение к собственному организму и соблюдение правил здоровьесбережения

7.3

Развивать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования

Использует разные источники получения информации, делится выводами со взрослыми и сверстниками

7.4

Расширять навыки проведения экспериментов, объектом которых является человек

Следит за тем, чтобы собственная деятельность и деятельность других (взрослых и сверстников) не наносила вреда организму и здоровью

8.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

8.1

Структурирование анатомически верного описания строения организма человека

Использование схемы (логика построения описания), плакатов со строением организма человека (анатомические детали)

8.2

Затруднения в назывании внутренних органов человека и их назначении

Использование наглядно-иллюстративного материала и наводящих вопросов

9.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: стихотворение «Здоровые дети – в здоровой семье!»

Аудиовизуальный ряд: видеоролик «Капля воды под микроскопом»

Материалы и оборудование: мыльные пузыри, дидактическая игра «Что для чего?», фломастеры и карандаши, лист А4 на каждого ребенка.

10.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение стихотворений о здоровье, практическое применение знаний о ЗОЖ в организации жизнедеятельности детей в группе, беседы о культурно-гигиенических навыках, просмотр мультфильма «Азбука здоровья».

2.2 Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Этап

Содержание

Примечания

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель приглашает ребят рассаживаться свободно на ковре. Читает стихотворение «Здоровые дети – в здоровой семье»

Приложение 1

1.2

Мотивация деятельности детей

Организуется обсуждение вопросов: Хорошо ли быть здоровым? Можно ли помочь себе в этом?

Педагог приглашает детей посетить Страну Здоровья, путешествие по которой поможет узнать правила здоровьесбережения, научиться заботиться о своем здоровье.

Отправляются в путешествие на мыльных пузырях

1.3

Целеполагание

Педагог подводит детей к постановке цели: Изучить приемы сохранения здоровья, чтобы применять их в своей жизни и быть всегда здоровым

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Прибыв в Страну Здоровья, дети рассаживаются на ковре и рассматривают плакат «Человек».

Игра с мячом «Я знаю организм человека» (Дети становятся в ряд, педагог кидает мяч каждому ребенку, дети называют части тела и органы, возвращают мяч педагогу).

Педагог отмечает, что у каждой части тела и органа есть свое предназначение.

Дидактическая игра «Что для чего?»

- Для чего нам руки? (что-то брать, держать, делать…)

- Для чего нам ноги? (ходить, бегать, прыгать...)

- Голова? (думать...)

- Уши? (слушать…)

- Глаза? (смотреть…)

- Нос? (дышать, чувствовать запахи...)

- Рот? (есть, говорить…)

- Зубы? (жевать…)

- Шея (поворачивать голову…)

Педагог подводит детей к выводу, что каждая часть тела очень важна для нас.

- А чем покрыто наше тело?» (кожей)

- А может ли она пачкаться? (да)

- А чтобы она была чистой, что нужно делать? (мыться)»

Педагог просит детей рассказать и показать, как правильно мыть и вытирать руки (один ребенок рассказывает, а остальные показывают и дополняют)

Слайд 2

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Педагог объясняет детям, что мыть руки надо не только для того, чтобы быть чистыми и опрятными, но и для здоровья. Это связано с тем, что как только мы немытыми руками возьмем еду и будем кушать, тотчас же различные микробы пытаются проникнуть в нас и сделать все, чтобы мы заболели.

Задаются вопросы о том, что такое микробы и вирусы и как люди узнали о них (маленькие частицы, которые можно увидеть только в микроскопе).

Делается вывод, что микробы и вирусы можно рассмотреть только под микроскопом.

Дается определение прибору: микроскоп – это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений с помощью линз.

Педагог объясняет, что микроорганизмы, которые живут в питьевой воде, не опасны для человека и могут быть даже полезными, но ни в коем случае нельзя пить воду из других источников, даже если она внешне кажется очень чистой.

Тело нужно всегда содержать в чистоте, чтобы на нем не селились вредные для здоровья микроорганизмы.

Педагог отмечает, что внутри тела человека есть органы, которые мы не видим, но благодаря которым живем, дышим, думаем, едим и предлагает познакомиться с самыми важными (мозг, сердце, легкие, желудок).

Педагог дает краткий рассказ о головном мозге, его назначении, способах сохранения его здоровья.

Дидактическое упражнение «Выполни приказ»

Педагог дает краткий рассказ о сердце, его назначении, способах сохранения его здоровья.

Двигательное упражнение «Поможем нашему сердцу»

Педагог дает краткий рассказ о легких человека, их назначении, способах сохранения их здоровья.

Дыхательное упражнение «Сдуваем снежинку».

Педагог дает краткий рассказ о желудке, его назначении, способах сохранения его здоровья.

Слайд 3

Демонстрируется видеоролик «Капля воды под микроскопом»

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Приложение 2

Слайд 7

Слайд 8

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Игра по типу «Разрезные картинки» (собирают человечков из отдельных деталей).

За успешно выполненное задание получают подарок – пакет с яблоками

Приложение 3

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Проводится обсуждение с помощью системы вопросов:

- Где мы сегодня побывали?

- Зачем мы отправились в такое путешествие?

- Что мы нового узнали сегодня?

- Полезными ли оказались новые знания?

- Будете ли вы применять их в своей жизни?

- Как вы будете заботиться о своем здоровье?

Возвращаются с помощью мыльных пузырей в детский сад.


2.3 Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Просмотр мультфильма

Развивающий мультфильм «Анатомия для детей» «Органы дыхания»

В группе

Серии из мультсериала «Путешествия Адибу: Как устроен человек» «Дыхательная система»

В семье

1.2

«Самое большое чудо света»

Создание макетов для исследовательской лаборатории

В группе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Сюжетно-ролевые игра «Больница»

Проведение опытов по собственным зарисовкам

В группе и в семье

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики

В группе

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бобылева, О.В., Бобылева, Л.Д. Здоровьесберегающая составляющая валеологического воспитания школьников как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылев // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-sostavlyayuschaya-valeologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema
  2. Быстрай, Е.Б., Тюмасева, З.И., Артеменко, Б.А. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе [Электронный ресурс] / Е.Б. Быстрай и др. // Вестник ЧГПУ. – 2017. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-valeologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-psihologo-fiziologicheskom-rakurse
  3. Казин, Э.М., Заруба, Н.А. Методологические и организационные проблемы формирования здоровья в системе образования [Текст] / Э.М. Казин, Н.А. Заруба // Валеология. – 1996. – № 1. – С. 28-34.
  4. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / М.Ю. Картушина. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 256 с.
  5. Кушнина, Е.Г. Теоретические и практические предпосылки валеологизации образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Е.Г. Кушнина // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2001. – Ч. II. – С. 123-130.
  6. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст]: монография / Л.Г Татарникова. – СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1995. – 352 с.
  7. Тихомирова, О.Б. Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Б. Тихомирова. – Саранск, 2004. – 224 c.
  8. Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.
  9. Чугайнова, О.Г., Гевондян, К.Р. Средства формирования у дошкольников представлений об организме человека [Электронный ресурс] / О.Г. Чугайнова, К.Р. Гевондян. – Режим доступа: https://studydoc.ru/download/195042
  10. Чугайнова, О.Г., Тюленева, С.С. Формирование представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Чугайнова, С.С. Тюленева. – Режим доступа: https://studydoc.ru/download/4521480


IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Здоровые дети – в здоровой семье»

Здоровые семьи – в здоровой стране,

Здоровые страны – планета здорова,

Здоровье – какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Приложение 2

Двигательное упражнение «Поможем нашему сердцу»

Сердцу нужен кислород, руки вверх потом вперед.

1.Поднимание рук. И.П. – узкая стойка, руки на поясе.

1 – руки вниз, 2 – руки в стороны, 3 – руки в перед, 4 – И.П.

2. Друг на друга погляди головою поверти.

Повороты головы. И.П. то же.

3. А теперь рывки руками помогаем сердцу сами.

И.П. – узкая стойка руки перед грудью.

4. Выполняем вращение кистями.

И.П. – стойка на коленях, руки на коленях.

1 -4 вращение кистями вперед, 5 -8 то же назад.

5. Чтобы сердцу быть здоровым, надо спортом заниматься, вправо – влево наклоняться.

1 – наклон влево, правую руку вверх. 2 – И.П.

3 -4 то же вправо.

6. Раз прыжок, два прыжок, потрудились мы, дружок.


Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.     Актуальность про...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который  даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»

laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)

Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе....