Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Карпова Ирина Вячеславовна

        Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

     Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

    Умение одухотворять живую и неживую природу.

    Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира.

    Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном -  значительное и в неказистом -  выразительное.

    Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним.

    Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

    Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего возраста, составлено в соответствии с Общеобразовательной программой, содержание которой выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «Зимушка - Зима»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Художественно-эстетическое развитие

ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Художественно - творческая

Выполнила:

Карпова Ирина Вячеславовна воспитатель первой

 квалификационной категории           МДОБУ №12 «Звёздочка»          г. Соль-Илецка

Соль-Илецк

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей.

9

III.

Список литературы

12

IV.

Приложение

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

    Умение одухотворять живую и неживую природу.

    Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира.

    Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном -  значительное и в неказистом -  выразительное.

    Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним.

    Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусстваЗанятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего возраста,

составлено в соответствии с Общеобразовательной программой, содержание которой выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

ОРГАНИЗАЦИОНН-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационная информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Зимушка - Зима

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

2.

Виды деятельности

Игровая деятельность (игровая ситуация)                                                         Познавательно-  поисковая деятельность(нетрадиционная техника изображения -  штриховка восковыми мелками на листах бумаги контрастного цвета, создание иллюзии пушистости рисунка).

Коммуникативная деятельность (общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)

Продуктивная деятельность (создание  рисунка в нетрадиционной технике)

Чтение художественной литературы(Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит…»)

Музыкально-художественная деятельность(«Времена года»П.И.Чайковский).

Художественно-творческая деятельность (восприятие произведения изобразительного искусства: иллюстраций, фотографий с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» Александрова Д. А.)

Двигательная деятельность (динамическая пауза)

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:беседа

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: упражнение, совет, доверие.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность,игровые ситуации, ситуации успеха, аналогии, выбор.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

беседа о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;

 рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;

игровые приёмы ( игровая ситуация);

Рассматривание готовых работ, любование ими.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: сенсорное развитие,  формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, экспериментальное изучение свойств изобразительных материалов.

Речевое развитие: использование художественных произведений для обогащения эмоционального опыта детей.

Коммуникативное развитие: свободное общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;

Физическое развитие - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, формирование правильной осанки

4.

Возрастная группа

Старший (5-6 лет)

5.

Цель

развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формировать умение детей использовать технику рисования штрихом для изображения пейзажа.

Самостоятельно выполняет работу, использует технику нетрадиционного рисования штрихом.

6.2

Развивать творческие способности, воображение,  внимание, интерес к работе, уверенность в себе и собственных силах

Проявляет творчество, фантазию в художественной деятельности.

6.3

Воспитать доброжелательное, чуткое отношение к природе.

Любуется запечатлённой в пейзажах красотой природы, стремиться отобразить свои впечатления в работе.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Выполнение способа изображения – штриховка

Уточнение способа изображения – штриховка (длинная и короткая), дети пробуют на листах пробниках

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…»
Изобразительный ряд: Выставка репродукций, иллюстраций, фотографий с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.)

Музыкальный ряд:«Времена года. Декабрь.»П. И. Чайковский

Материалы и оборудование:Восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата 4.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Познавательные беседы о времени года - зима.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме.

Чтение стихотворений о зиме.


Рисование способом набивки, восковыми мелками.

Наблюдения за деревьями, снегопадом.

Прослушивание музыкальных произведений по теме.

Просмотр видеоклипа: «Зимушка – зима».


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Отправляемся на прогулку в зимний лес (виртуальная прогулка).

Обращаем внимание на необычность, сказочность заснеженных кустарников и деревьев.

Предлагаем запечатлеть красоту зимнего леса в творческих работах.

1.2

Мотивация деятельности детей

Чтобы наши картины получились сказочными и необычными нужно ответить на три волшебных вопроса.
Что мы знаем? Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж). Как можно изобразить зиму? (нарисовать белой краской, снег – тычком, ватной палочкой, нарисованные деревья обклеить блестками, ватой, посыпать солью и т.д.)Что мы хотим узнать? Какими еще способами можно изобразить зимний пейзаж?Что мы можем сделать? Познакомиться с новой техникой рисования зимних картин? (штриховка восковыми мелками на листах бумаги контрастного цвета, создание иллюзии пушистости рисунка).

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Освоить новую технику рисования зимних картин, для того, чтобы

создавать необычные зимние пейзажи.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Чтение стихотворение о зиме, загадывание загадок.

Использование в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.

Рассматривание тематического альбома «Зима».

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Штриховка восковыми мелками на листах бумаги контрастного цвета, создание иллюзии пушистости рисунка.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Самостоятельное выполнение работы «Зимушка-Зима» с использованием приёма штриховки.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Удалось ли нам создать «пушистые» пейзажи? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

Где мы можем использовать полученный результат (созданный продукт)?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Вид деятельности: художественно – творческая.

Оформление коллективной композиции «Зимушка-зима». Пополнение группового альбома «Волшебные рисунки».

выполняется в детском саду

4.2

V.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

5.1

Ребенок сам

Использует в своих работах  новый приём нетрадиционные техники рисования.

5.2

Ребенок с приглашением педагога

Участвует в оформлении альбома.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Т.С.Комарова, «Изобразительная деятельность в детском саду» МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015

2.Курочкина, Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью» [Электронный ресурс] / Н.А. Курочкина, Э.В. Никитина, Р.М. Чумичева. – Режим доступа:  http://voeto.ru/nuda/chumicheva-r-m-1-doshkolenikam-o-jivopisi-1-e-v-nikitina-2-o-n

3.Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…» Режим доступа:  http://www.stihi-rus.ru/1/Tyutchev/101.htm


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федор Тютчев

                        

        Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Физ.минутка

«Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева - елка на нас глядит,
Снежинки в небе кружатся,
(отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся, (движение «фонарики» и смотрят вверх)
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
(разводят руки в стороны)

Карпова Ирина Вячеславовна МДОБУ № 12 «Звёздочка» г. Соль-Илецка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который  даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»

laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУХИ-ЦОКОТУХИ»

В методической разработке конспекта организованной образовательной деятельности представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного воз...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?»

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значен...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)

Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе....