КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)
план-конспект занятия по развитию речи

Елена Геннадьевна Мартынова

 

Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА:   «Куда спрятались лесные жители?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (речевое развитие)

Выполнила: Мартынова Е.Г

                                                                                                                                                                                              воспитатель МБДОУ

                                                                                                                                                                                              «Детский сад №8»

Сорочинск 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

8

III.

Список литературы

15

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

  «Куда спрятались лесные жители?»

 Мартынова Елена Геннадьевна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 8»

2.

Доминирующая

образовательная область

   Речевое развитие.

 

3.

Виды деятельности детей

Коммуникативная (дид.игры) Художественно-эстетическое  (поддерживать желание сотворчества со взрослыми используя игровые приемы); двигательная (физ.минутка); Познавательно исследовательская (рассматривание картины, опыт); Игровая ; Восприятие художественно литературного  фольклора (использование художественного слова); музыкальная (Звуки осеннего леса)

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: беседа (эмоциональное описание образов диких животных)

Разъяснение (прилагательные с вопросом какой? какая?).

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: совет, доверие.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; ситуации успеха, аналогии, выбор.

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)

- наглядный (рассматривание картинок);

- проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- игровой (дидактическая игра);

- ИКТ;

- использование здоровье сберегающих технологий (физ.минутка, дыхательная гимнастика).

5.

Интеграция образовательных областей

 «Социально –коммуникативное развитие»  (игровая деятельность).

«Познавательное развитие» (сообщение нового материала);

«Художественно-эстетическое развитие» (эстетическое восприятие осенней природы, слушание музыки),

«Физическое развитие» (физ.минутка, дыхательная гимнастика)

6.

Возрастная группа

Средняя группа

7.

Цель

 Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением

дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

8.2

Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

У детей развивается внимание, память, наглядно-образное мышление становится устойчивее.

8.3

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.

 

Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.

 

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

составлять связный рассказ по картинкам;  

Индивидуальные рекомендации.

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Материал и оборудование иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Разучивание стихов; рассматривание   сюжетных картинок, беседа, вопросы, загадки,   дидактические игры « Ласковые слова», « Подбери слово», «Кто, где, живёт?»


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

 Становитесь, дети, в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы - одна семья:

Ты и я, ты и я.

- Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).

Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим

1.2

 

Проблемная ситуация

  Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

-Спросите, у него что случилось?

Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

 - Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 

Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).

- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…  Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)

- Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

ф-ф-ф-ф-ф-ф.

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

с-с-с-с-с-с-с.

 

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце,

Куст – кустик,

Заяц – зайчик.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

Игровое упражнение «Подбери слово».

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом?

(Разноцветные).

Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,

-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)

Вот и к нам злая тучка залетела

Физ.минутка под песенку «Виноватая тучка»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

 

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

 Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).

Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую. 

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

 Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Чего пожелаем зайчику?

-Чтобы не грустил.

-Чтоб был осторожней.

-Чтобы нашел себе друзей.

Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Вид деятельности:

коммуникативный

Пополнение  речевого уголка в группе.

выполняется в детском саду

4.2

V.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

5.1

Ребенок сам

 Рассматривание лепбука «Развитие речи детей»

В ДОУ

5.2

Ребенок с приглашением педагога

 Проведение опыта.

Участвует в оформлении групповой аппликации.

Список литературы

1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» в средней группе - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.

 3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»  по средней группе - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

4.Журнал «Дошкольник. РФ»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.     Актуальность про...

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который  даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»

laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУХИ-ЦОКОТУХИ»

В методической разработке конспекта организованной образовательной деятельности представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного воз...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?»

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значен...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЧУДЕСА СО СНЕГОМ»

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познав...


 

Комментарии

Орликова Ольга  Владимировна

Обязательно воспользуюсь вашим конспектов в своей работе.

готовый материал к применению,возьму себе на заметку