Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx340.02 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Условия формирования интереса к физической культуре в  детском саду детей младшего дошкольного возраста»

http://lit.govuadocs.com.ua/tw_files2/urls_132/8/d-7850/7850_html_m4d34d779.png

Выполнила: М.И. Иртаева

воспитатель МДОАУ ДС «Тополек»

г.Ясный

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I.Теоретические основы проблемы создания условий для формирования интереса к физической культуре у детей младшего дошкольного возраста.

        

  1.  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………….5
  2.  Понятие и особенности формирования интереса к физической культуре у детей младшего дошкольного возраста……………………...                      7

II. Перспективное планирование …………………………………………....   18

Введение

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

        Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое, социальное благополучие человека.

        Актуальными и значимыми вопросами в современном состоянии системы дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей, а именно создание благоприятных условий для нормального развития и обеспечения социально-экономических преобразований и реформ.

        Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

        Занятие по совершенствованию движений является составной частью любого вида деятельности ребенка. Отставание в движениях есть отставание в общем развитии ребенка. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме.

        Вопросами по формированию и развитию интереса к физической культуре занимались педагоги – А.И. Быкова, Е.Г. Гориневская, М.И. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. Значительный вклад в развитие данной проблемы внесли Н.А. Ноткина, В.Н. Шебеко, М.А. Рунова. По их мнению, мотивами выполнения физических упражнений в дошкольном возрасте является либо данное взрослым задание, либо стремление преодолеть определенные трудности и показать свои достижения товарищам.

        По мнению М.А. Руновой, двигательная активность в старшем дошкольном возрасте становится все более целенаправленной в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности.

        Движение – основа нормального развития ребенка, стимулом которого является интерес.

        Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

        Ведь то, что интересно, усваивается гораздо быстрее и прочнее. Поэтому при обучении детей основным движениям, используются игровые приемы.

        Актуальность изучаемой проблемы по формированию интереса к физической культуре у старших дошкольников определили тему моей работы: «Условия формирования интереса к физической культуре в ДОУ детей раннего  возраста»

        Цель: определить средства, методы, приемы, способствующие формированию интереса к физической культуре у детей раннего возраста.

        задачи:

1.изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.определить особенности формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников;

3.выявить условия для формирования устойчивого интереса к физической культуре;

4.разработать комплекс физкультурно-оздоровительной работы для формирования интереса у детей раннего возраста к физической культуре.

объект: процесс формирования интереса к физической культуре;

предмет: условия формирования интереса к физической культуре;

гипотеза: если для ребенка будет создана физкультурно-оздоровительная среда, то интерес к физической культуре будет оптимальным;

база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополек» г. Ясный, группа младшего дошкольного  возраста.        При проведении эксперимента все испытуемые дети были поставлены в одинаковые условия, ко всем предъявлялись одинаковые требования.

        Методы исследования:

Наблюдение – целенаправленное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов.

Организация физкультурных занятий

  • использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а также упражнений, требующих координации движений, ловкости, выносливости;
  • соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;
  • применение разных способов организации детей;
  • рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и физкультурных пособий;
  • стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;

I.Теоретические основы проблемы создания условий для формирования интереса к физической культуре у детей млашего дошкольного возраста.

        

        1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

        Научные основы физической культуры закладывались в России выдающимися учеными: П.Ф. Лесгафтом, И.М. Сеченовым, И.П.Павловым, Г.А. Покровским, П.Ф.Каптеревым. Значительный вклад в ее развитие внесли виднейшие ученые двадцатого века: врачи – В.В. Гориневский, Л.И.Чулитская, Е.А. Аркин; педагоги – А.И. Быкова, Е.Г. Гориневская, М.Ю. Кенеман, Д.В.Хухлаева; психологи – А.В. Запорожец, Л.С.Выготский, А.А. Леонтьев. Таким образом, основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы.

        Физическая культура представляет собой неотъемлемую часть общей культуры человека. Это наиболее доступное средство для укрепления здоровья, а также для духовного и физического развития. Постановка проблемы, затронутая нами в данной работе, обусловлена, прежде всего, потребностью перейти от обобщенной «модели физического совершенствования» (без учета возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка) к глубоким качественным переменам, что должно основываться на обновлении всей системы физического воспитания (Г.К. Зайцев). В своей работе мы предпринимаем попытку,  определить основные проблемы совершенствования этой системы, которые помогут специалистам осознать ценность физической культуры и более целенаправленно руководить процессом физического воспитания в современных условиях.

                Известно, что двигательная активность обеспечивает рост и развитие ребенка за счет энергии, получаемой извне. Для растущего организма характерно, что в процессе восстановления затраченной энергии он не только возвращается к исходному уровню, но и превышает его. Поэтому в результате выполнения движений происходит не уменьшение, а приобретение массы, что и обеспечивает полноценное развитие ребенка. Одновременно увеличиваются энергетические возможности ребенка, позволяющие ему справляться с большими по объему и интенсивности физическими нагрузками. И наоборот, при снижении потока импульсов от мышц нарушается деятельность всех внутренних органов, в первую очередь сердца. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенку уже трудно овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

        В исследованиях психологов Л.С. Выготского и А.В. Запорожец, показало наличие корреляции между количеством и качеством двигательной активности и развитием восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому в процессе активных движений ребенок дошкольник получает больше информации, что способствует ускоренному формированию его психики.

        От природы в ребенке не заложена потребность в выполнении чьих-либо волевых указаний; более того, изначально он построен на сопротивление принуждению (Г.К. Зайцев). Следовательно, воспитывать потребность в физическом  самосовершенствовании в высшей степени сложено. Предлагаемый новый, потребностно-мотивационный подход позволяет рассматривать физическое воспитание как процесс формирования таких потребностей, которые наиболее благоприятны для укрепления здоровья, для физического развития и самосовершенствования (Заметим в скобках, что такой подход отличается от традиционного, представляющего физическое воспитание как процесс, который обеспечивает формирование двигательных навыков и развитие физических качеств ребенка).

        Можно сделать следующий вывод. Если еще десять лет назад целью физического воспитания было совершенствование движений, формирование определенных навыков, развитие силы, ловкости, то сегодня физическое воспитание рассматривают прежде всего как формирование у детей здорового образа жизни на основе использования всех средств физического воспитания (упражнения, режим труда и отдыха, питание, гигиена одежды, обуви, эколого-природные факторы). (Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева, Г.П. Лескова, М.И.Голощекина).

        Современные исследователи (М.Г. Асташина, А.Н.Зимонина, В.В. Мельник, О.А.Осадчук, Т.В. Попова, Т.В. Скобликова, С.Б. Шарманова, Ш.Ю. Шихмабекова, Н.А. Фомина) отмечают, что для формирования всесторонне развитой личности средствами физической культуры необходимо выполнение ряда условий. Так, для формирования интереса к физкультурным занятиям у младшего дошкольного возраста, наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры).

        

        Таким образом, можно сделать вывод, что проблемой по формированию интереса к физической культуре занимались многие педагоги и психологи: Э.И. Адашкявичене, Т.И. Дмитриенко, В.А. Шишкина, В.Н.Шебеко, М.П. Асташина, А.Н. Зимонина, В.В. Мельник, О.П. Осадчук, Т.В. Попова, Н.А.Фомина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. Через «интерес к физической культуре» у ребенка-дошкольника формируются понятия о здоровом образе жизни на основе использования всех средств физического воспитания. Основное же направление, по которому осуществляется интерес в целом к физическому воспитанию, характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идею гармоничного развития ребенка.

1.2 Понятие и особенности формирования интереса к физической культуре у детей младшего дошкольного возраста.

О необходимости физического воспитания детей, начиная с раннего возраста, написано немало. И педагоги, и родители на вопрос о роли движения в жизни ребенка отвечают однозначно: движения имеет исключительное значение для развития ребенка и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального. Отвечают правильно, но что же дальше? А дальше складывается довольно печальная картина – это знание находит свое воплощение в практической деятельности лишь не многих дошкольных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается декларативным.

        Безусловно, физическое совершенствование ребенка является основной заботой руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Однако вспомним: руководитель физического воспитания должен заниматься физическим совершенствованием ребенка вместе с воспитателем и родителями, а не вместо них, потому что, к сожалению, продолжительность общения руководителя физического воспитания с ребенком не слишком велика и соответственно с этим – возможности педагогического воздействия на него.                                                                

        Здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, под этим подразумевается гармоничная, сложенная работа всех органов и систем, благоприятные социальные условия и микроклимат, в котором воспитывается ребенок. Если на первые два континента педагог повлиять не в состоянии, то обеспечение благоприятного климата на занятиях является его прямой обязанностью.

        Физическое воспитание – процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психологических качеств.

        Понятие физическое развитие в более узком смысле слова означает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуются в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показателей роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояния осанки; изгибов позвоночника; изменения свода стопы; динамометрии; становой силы).

        Понятие физическое развитие в более широком смысле слова включает развитие психологических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости).

        Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой понимается творческая деятельность, направленная на преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.

        Формируя культуру тела, важно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.

        С момента рождения ребенка его свобода ограничена рамками того социума, где он живет. Ограничение свободы действий часто приводит к нездоровью. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии  с ним. Развитие телесной культуры и психологических возможностей обеспечивает состояние относительно здоровья. То или иное заболевание – расплата на упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела (М.З. Воробьев, Л.П. Матвеев, Э.Я. Степаненкова).

        Понятие  «физическая культура» тесно связано с понятием «физическое воспитание».

        Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства. Он играет важную роль не только в формировании физической культуры ребенка, но и в усвоении им общечеловеческих (универсальных) и национально-культурных ценностей.

        Физическая подготовленность – соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

        Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

        Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков содействия духовному развитию ребенка.

        Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

        Двигательная деятельность – это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

        Двигательная активность – основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая, расходуем. Согласно теории индивидуального развития ребенка, особенности энергетики всего организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность направлена на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Двигательная активность носит биосоциальный характер.

        Спорт – достижение наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований в каком-либо виде физических упражнений.

        Физкультурные занятия – основное средство обучения детей физическим упражнениям.

        Методика их проведения должна быть направлена на поэтапное, последовательное и систематичное формирование двигательных навыков ребенка. Важную роль на занятиях играет сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, соревновательного и других методов и приемов, обеспечивающих сознательное и творческое освоение движений ребенком, но главное, это привлечь ребенка к выполнению тех или иных упражнений, заданий, то есть сформировать интерес к физической деятельности в целом.

        Как известно в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Все психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии и педагогике для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации мотива.

        Термин «мотивация» представляет собой широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии и педагогике в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение: (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремление и много е другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении.

        Мотивация – совокупность причин психологического характера, объявляющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

        Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность, или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежит их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

        Интерес – особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

        Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание (состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте), любой новый появившийся в поле зрения предмет,

        

Условия формирования интереса к физической культуре

 у детей раннего возраста

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколенья является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, родителей  и представителей всех социальных институтов. Известно, что состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества.

        По последним данным, психосоматические заболевания – расплата за упущенные возможности развития тела и психики в целом. Для достижения здоровья необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие психологических возможностей ребенка, его телесных способностей, духовности и творчества обеспечивает улучшение состояния здоровья.

        Современная физическая культура с ее запредельными нагрузками, заорганизованностью порождает механического человека. Мы гордимся тем, что учим детей лучше всех прыгать, бегать, но при этом не учим их чувствовать тело, понимать и осознавать себя. Исследования Милгрэма убедительно показали, что механизация обучения движению не так уж и безразлична для гармонического здоровья и совершенствования личности ребенка.

Поэтому необходимо учить детей сознательно овладевать движениями, активизировать их мыслительную деятельность, развивать творчество. Для этого чрезвычайно важно, чтобы педагоги учили детей правильно овладевать основными движениями, формировали у них правильную осанку.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

        Основными средствами для формирования интереса к физкультурным НОД у младших дошкольников и развития их двигательных навыков являются физкультурные занятия. На НОД решаются следующие задачи по формированию физической культуры:

  • формировать интерес к физкультурным занятиям;
  • создавать оптимальную гигиеническую обстановку, предусматривающую осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья детей и рекомендациями врача;
  • формировать у детей разумное отношение к своему организму, прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки; побуждать к самостоятельному выполнению всех гигиенических процедур;
  • рационально организовывать двигательную активность детей; развивать жизненно важные двигательные навыки и способности; формировать правильную осанку;
  • удовлетворить природную потребность детей в двигательной активности, используя все доступные средства физического воспитания за пределами дошкольного учреждения (зарядка, прогулка, закаливание).
  • формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и обществе.

Как мы видим, на первом месте стоит задача формировать интерес к физкультурным НОД, то есть заинтересовать самих детей в развитии творческой двигательной деятельности. Поэтому необходимо помнить об этапах обучения движениям.

Первый этап – заинтересовать детей и вызвать у них делание заниматься конкретными упражнениями;

Второй этап – фиксировать внимание детей на технике выполнения упражнения с напряжением мышц и концентрации внимания;

Третий этап – учить сочетать темп движения с ритмом музыки;

Четвертый этап – учить переносить полученные умения в свободную двигательную деятельность, обогащая и творчески развивая ее на спортивных досугах и праздниках. Не раз отмечалось, что на современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка  связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного и физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Опыт убеждает в возможности использовать фольклор во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. Примерный план такой работы.

  1. Учебная работа – фольклорные физкультурные занятия:
  1. двигательно-творческие;
  2. сюжетные;
  3. театрализованные;
  4. музыкально-ритмические;
  5. игровые;
  6. познавательные;
  7. интегрированные.
  1. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:
  1. утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
  2. ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
  3. физкультминутка на основе фольклора;
  4. русские народные подвижные игра, игры-забавы, игры-аттракционы.
  1. Активный отдых:
  1. физкультурные досуги;
  2. спортивные и фольклорные праздники;
  3. дни здоровья;
  1. Работа с семьей:
  1. консультации и семинары-практикумы для родителей;
  2. групповые и общие родительские собрания;
  3. просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
  4. совместное проведение с родителями досугов, праздников и турпоходов.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.

  1. Детям должны быть хорошо знакомы  предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, танцевальные, основные движения, подвижные игры. Так же в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки. Русские народные песни и пляски.
  2. Для рациональной организации активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
  3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
  4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
  5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.

Основной формой организованного обучения физическими упражнениями в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятий разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например общеразвивающие упражнения «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше , выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятий располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятия таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуем использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.

1.Двигательно-творческие задания, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка-сова» (и.п. – основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг, как полетит.

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуем подбирать несложные, ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.

Для выполнения общеразвивающего упражнения «Змейка» (и.п. – сед на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени – потянуться) можно использовать загадку:

                                Вьется, извивается,

                                На солнце переливается,

                                Как зашипит,

                                Убегать всем велит.

Отгадав загадку про белку:

                                Быстрый маленький зверек

                                По деревьям скок-поскок.

дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

При проведении основных движений рекомендуем использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок». «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания!». «Катится, катится Колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.

На таких занятий при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также на НОД можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна-лягушка». В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак «Кошкин дом», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева), дополняя их потешками или загадками.

1.Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. На занятиях могут быть использованы до пяти-шести потешек, в зависимости от сюжета и задач занятия («Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка»).

2.Театрализованные  физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических, пантомимических упражнений инсценировок и игр – драматизаций. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко бесшумно «спрыгивают птички с ветки», вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий» косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «Петушок-золотой гребешок».  Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его  различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заячья избушка»). В инсценировках и играх драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятие теремок для зверят» «Зайкины слезки», «Инсценировка русской народной сказки «Колобок»».

3.Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение «Красные девицы». Эти занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины», «На праздничный концерт».

4.Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы  лесу». Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок, скороговорок. Например, занятия «Делу время – потехе час», «богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и  другие.

1.Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей и значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствует формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного  материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому все здорово», «Кто долго жует, тот долго живет», «Грязнулю всегда выручает…(вода)».        

5.Интегрированные физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществлять более качественное и прочное усвоение знаний, умений, навыков в области физического воспитания («Сердце и его работа», «Малыши-крепыши», «Сигналы тревоги»).

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаем возможным, повторять занятия не более двух-трех раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки - загадушки».

Таким образом, педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Для поддержания положительного эмоционального настроя и развития интереса у старших дошкольников во время занятий физической культурой используются новизна упражнений и различные варианты игр, способствуя постепенному усложнению задач и самостоятельному выполнению упражнений.

Например, занятия традиционного типа, которое может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятия обучающего характера  направлено на ознакомление с новым программным (обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой видов движений). Занятия смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятия вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Сюжетно-игровое занятия содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки»). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Занятия комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

С целью активизации двигательной деятельности детей во время занятийважно использовать разные приемы, которые в свою очередь формируют интерес к физическому воспитанию в целом:

- рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

- включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

- лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

- активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

- использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр;

- вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Эффективной формой активного отдыха детей являются физкультурные праздники. Опыт по организации физкультурных праздников, показывает их положительный вклад в решение комплекса оздоровительных и воспитательных задач.

Наряду с физкультурными праздниками следует проводить организованную форму активного отдыха детей – физкультурные досуги (один – два раза в месяц, длительностью 15 минут). Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на знакомом детям материале.         Таким образом, можно сделать вывод, что условиями для формирования интереса к физкультурным занятиям у детей младшего  дошкольного возраста являются:

- организация занятий, где бы ребенок сам вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия нового сам решал задачи проблемного характера;

- занятия интересны, когда они несут в себе элемент новизны, когда они необычны и разнообразны;

- яркость, эмоциональность предлагаемого материала;

самое главное условие, творческий потенциал личности педагога, - проводящей работу по пропаганде знаний по основам здорового образа жизни среди воспитателей, родителей и детей.

Перспективное планирование первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Неделя

Задачи

Основные виды движений

Ходьба

Бег

Равновесие

Прыжки

Ползание

Лазанье

Катание Бросание

Метание

1

2

3

4

5

6

7

8

Сентябрь

I

Учить ходить и бегать подгруппами и всей группой, прыгать на двух ногах на месте, ползать на четвереньках по прямой

Ходьба подгруппами и всей группой. О

Бег подгруппами и всей группой. О

-

Прыжки на двух на месте. О

Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м). О

-

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

- «Птички машут крыльями»;

- «Птички клюют зернышки»;

- «Птички летают»

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Воробышки и автомобиль»

II

Учить ходить по прямой дорожке, катать мяч двумя руками, бегать в прямом направлении, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд

Ходьба подгруппами. П

Бег группой в прямом направлении. О

Ходьба по прямой дорожке (расстояние 2-3 м). О

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. О

-

Катание мяча двумя руками. О

Общеразвивающие  упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, опустить, повторить (3-4);

и. п.: сидя ноги прямые, руки в упоре сзади;. Подтянуть ноги к себе, согнуть в коленях, вернуться в исходное положение, повторить (5 раз);

и.п.: стоя на коленях, руки на поясе; сесть на пятки, подняться, повторить (5 раз)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «По тропинке»

III

Учить ходить парами, лазать по доске, катать мяч одной рукой; упражнять в умении прыгать на двух ногах на месте;

Развивать равновесие

Ходьба парами. О

Бег всей группой. П

Игра «По ровненькой дорожке»

Прыжки на двух ногах на месте. П

Ползание по доске, лежащей на полу. О

Катание мяча одной рукой воспитателю. О

Общеразвивающие  упражнения (с флажками)

И. п.: стоя, руки с флажком опущены; поднять руки вперёд, вверх, в стороны;

и.п.: стоя, руки с флажком опущены; присесть, положить флажок на пол. Выпрямиться. Показать руки воспитателю, присесть, взять флажок с пола. Выпрямиться, поднять флажок над головой;

и.п.: сидя, ноги вместе, флажки на коленях; наклониться, коснуться флажками носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение (каждое упражнение повторяется 3-4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Птички летают»

Упражнять в умении ходить и бегать подгруппами и всей группой, прыгать, ползать на четвереньках по прямой, катать мяч двумя руками

Ходьба подгруппами и всей группой. П

Бег подгруппами и всей группой.

П

Ходьба по прямой дорожке (расстояние 2-3 м).П

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. П

Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м). П

Катание мяча двумя руками.  П

Общеразвивающие  упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки внизу; на сигнал воспитателя « Птички машут крыльями»дети делают взмахи руками;

и.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе; повороты вправо-влево;

и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; поднять руки вверх, опустить (каждое упражнение повторяется 3-4 раза)

Подвижная игра (с подпрыгиванием) «Зайка серенький сидит»

Октябрь (I младшая группа)

I

Учить ходить по доске; прыгать через шнур;

упражнять в умении ползать по доске, ходить парами, развивать координацию движений

Ходьба парами. П

Бег в прямом направлении. П

Ходьба по доске. О

Прыжки через шнур (линию). О

Ползание по доске. П

-

Общеразвивающие упражнения (с погремушками)

И.п.: сидя на полу; поднять погремушки вверх, опустить;

и.п.: стоя; присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, хлопнуть в ладоши, присесть, взять погремушку, выпрямиться;

и.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, погремушки в обеих руках; поднять руки, показать погремушки, опустить (каждое упражнение повторяется 3-4 раза).

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Принеси предмет»

II

Учить бросать мяч друг другу, ползать под воротца, бегать друг за другом; упражнять в ходьбе по прямой дорожке

Ходьба всей группой. П

Бег друг за другом. О

Ходьба по прямой дорожке. П

Прыжки на двух ногах на месте. П

Подлезание под воротца. О

Бросание мяча друг другу. О

Общеразвивающие упражнения (с платочком)

И.п.: ноги врозь, руки с платочком внизу; руки поднять вверх, подняться на носки, потянуться, посмотрев на платочек;

и.п.: ноги врозь, платочек впереди в вытянутых руках; повернуться вправо – влево, принять исходное положение;

и.п.: то же; наклониться вперёд, платочек опустить вниз, принять исходное положение (каждое упражнение повторяется 3 – 4 раза)

Подвижная игра (с бросанием и ловлей мяча) «Мой веселый звонкий мяч»

III

Учить кружиться в медленном темпе; упражнять в умении ходить и бегать парами и всей группой, катать мяч воспитателю

Ходьба подгруппами и всей группой. П

Бег подгруппами и всей группой. П

Кружение в медленном темпе. О

Игра « Через ручеёк»

-

Катание мяча одной рукой воспитателю. П

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги врозь, руки за спиной; наклониться вперёд, коснуться руками носков ног, вернуться в исходное положение, повторить (3 – 4 раза);

и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; попеременное сгибание и разгибание ног (упражнение «Жучки»);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч; наклоны в стороны, повторить (4 – 6 раз)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «По тропинке»

IV

Упражнять в умении ходить по доске, прыгать через шнур, бросать мяч друг другу, ползать на четвереньках по прямой; развивать координацию движений

Ходьба группой друг за другом. П

Бег всей группой друг за другом. П

Ходьба по доске. П

Прыжки через шнур (линию). П

Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3 – 4 м). П

Бросание мяча друг другу. П

Общеразвивающие упражнения (с платочками)

И.п.: сидя, руки опущены; поднять руки вперёд, показать воспитателю платочек, спрятать за спину, повторить (4 – 6 раз);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч, платочек а обеих руках; наклониться касаясь платочком пола, вернуться в исходное положение, повторить (3 – 4 раза);

и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; поднять ноги вверх. Опустить, повторить (3 – 4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Догони мяч»

Ноябрь

I

Учить ходить по кругу, взявшись за руки; упражнять в умении подлезать под воротцами. Кружиться в медленном темпе

Ходьба по кругу, взявшись за руки. О

Бег друг за другом. П

Кружение в медленном темпе. П

-

Подлезание под воротами. П

Сидя, катание мяча двумя руками (расстояние 50 – 100 см). О

Общеразвивающие упражнения (с мячом)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу; поднять его вверх, опустить, повторить (4-6 раз);

и.п.: то же, мяч в обеих руках у груди, повторить (4-6 раз);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч; наклониться, касаясь мячом пола, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «По тропинке»

II

Учить ходить по прямой дорожке с перешагиванием через бревно; упражнять в умении прыгать на двух ногах через шнур, катать мяч двумя руками; развивать координацию движений

Ходьба подгруппами. З

Бег в медленном темпе (в течение 30 – 40 секунд). О

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2 – 3 и) с перешагиванием через предметы (высота 10 – 15 см).О

Прыжки на  двух ногах через шнур (линию). З

Перелезание через бревно. О

Катание мяча двумя руками. П

Общеразвивающие упражнения (с погремушками)

И.п.: стоя, руки  с погремушками внизу; поднять руки вперёд, показать погремушку и спрятать за спину, повторить (4 – 6 раз);

и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; поднять руки и ноги вверх, коснуться погремушками стоп ног и опустить на пол, повторить (3 – 4 раза);

и.п.: сидя, ноги свободно лежат на полу, руки на  коленях; поднять руки в стороны – вверх, потянуться вверх, опустить руки, повторить 93 – 4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Птички в гнездышках»

III

Учить бросать вперёд мяч двумя руками снизу, прыгать вверх с касанием предмета, ходить с изменением темпа; упражнять в умении ходить по доске, развивать равновесие

Ходьба с изменением темпа. О

Бег в прямом направлении. П

Ходьба по доске. П

Прыжки вверх с касанием предмета (находящегося  на 10 – 15 см выше поднятой руки). О

-

Бросание мяча вперед двумя руками снизу. О

Общеразвивающие упражнения (с платочком)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, платочек в одной  руке; поднять руку с платочком вверх, наклониться в одну и другую стороны; то же выполнить другой рукой; повторить (3 – 4 раза) каждой рукой;

и.п.: сидя, ноги вытянуть, платочек в одной руке; поднять руку вверх, помахать платочком над головой, опустить; то же выполнить другой рукой; повторить (3-4 раза) каждой рукой;

и.п.: сидя, ноги врозь, платочек в обеих руках; наклониться вперёд, положить платочек между ног, выпрямиться, поднять руки вверх, сделать хлопок руками  над головой, опустить руки вниз, наклониться, взять платочек, выпрямиться; повторить  93 – 4 раза)

Подвижная игра (с подпрыгиванием) «Мой веселый звонкий мяч»

IV

Упражнять в умении ходить, взявшись за руки, бегать в медленном темпе, сидя; закреплять умения перелезать через бревно, ходить по прямой дорожке с перешагиванием; развивать координацию движений

Ходьба по кругу, взявшись за руки. П

Бег в медленном темпе (в течение 30 – 40 секунд). П

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2 – 3 м), с перешагиванием через предметы (высота 10 – 15 см). П

-

Перелезание через бревно. П

Катание мяча двумя руками сидя (расстояние 50 – 100 см). П

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе; повороты туловищем вправо – влево, наклоны вперёд, в стороны, повторить (4 – 6 раз);

и.п.: стоят на четвереньках; поднять одну руку вверх, опустить, то же выполнить другой рукой, повторить (4 – 6 раз);

и.п.: стоя, руки внизу; подняться на носки, руки поднять вверх – «Солнышко высоко», присесть и положить ладони на колени  - «Солнышко низко» (5 – 6 раз)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Солнышко и дождик»

Декабрь

I

Учить ползать по наклонной доске; упражнять в умении бросать мяч вперёд двумя  руками снизу; закреплять навыки бегать в прямом направлении

Ходьба с изменением темпа. П

Бег в прямом направлении. З

Ходьба по доске. З

Прыжки на двух ногах через шнур. С

Ползание по наклонной доске. О

Бросание мяча двумя руками снизу. П

Общеразвивающие упражнения (с погремушкой)

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, погремушка в одной руке; поднять погремушку вверх, погреметь ею, присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, хлопнуть в ладоши, затем присесть, взять погремушку; то же выполнить другой рукой, повторить (3 – 4 раза) каждой рукой;

и.п.: сидя, держа погремушку в обеих руках, руки на коленях; не сгибая колени, наклониться вперёд, коснуться погремушкой  носков ног, выпрямиться, повторить (3 -4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Догоните меня»

II

Учить ходить с переходом на бег и наоборот, бросать мяч двумя руками от груди; упражнять в ходьбе по прямой дорожке с перешагиванием через предметы, развивать координацию движений

Ходьба с переходом на бег и наоборот. О

-

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м), с перешагиванием через предметы (высота 1-  15 см). П

-

Перелезание через бревно. П

Бросание мяча вперед двумя руками от груди. О

Общеразвивающие упражнения (со стульчиками)

И.п.: стоя за стульчиком; держась за спинку. Присесть и выпрямиться «Мышки в норке»;

и.п.: сидя на стуле, руки на коленях; поднять руки через стороны вверх, опустить на колени, повторить (4-5 раз);

и.п.: сидя на стуле; руками держаться за сиденье сбоку, поочередно поднимать то одну, то другую ногу, повторить (4-5 раз) каждой ногой

Подвижная игра (на ориентировку в пространстве) «Найди флажок»

II

Учить ходить с изменением направления, бегать с изменением темпа, подлезать под веревку; закреплять умения катать мяч одной рукой

Ходьба с изменением направления.  О

Бег с изменением темпа. О

Кружение в медленном темпе. П

Прыжки на двух ногах на месте. С

Подлезание под веревку (высота 40 – 30 см). О

Катание мяча одной рукой воспитателю. З

Общеразвивающие упражнения (с кубиками)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища; соединить руки, не сгибая в локтях, ударить кубик о кубик, развести руки в стороны, повторить (4-5 раз);

и.п.: стоя, руки с кубиками опущены; присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, подняться, поднять руки вверх, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя ноги вместе, кубики в руках; наклониться вперед, дотронуться до носков ног., вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Кто тише?»

IV

Упражнять в умении, ползать по наклонной доске, бросать мяч вперед двумя руками от груди; закреплять умения прыгать на двух ногах с продвижением вперед

Ходьба с переходом на бег и наоборот. П

-

Игра «По ровненькой дорожке»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. З

Ползание по наклонной доске. П

Бросание мяча вперед двумя руками от груди. П

Общеразвивающие упражнения (с флажками)

И.п.: стоя, руки с флажками опущены; поднять руки вперед, вверх, в стороны, повторить (3-4 раза);

и.п.: то же; присесть , положить флажки на пол, выпрямиться, показать руки воспитателю, присесть, взять флажки с пола, выпрямиться, поднять флажки над головой, повторить (3 – 4 раза);

и.п.: лежа на спине, флажки в обеих руках над головой; согнуть колени, коснуться флажками колен, вернуться в исходное положение, повторить (5 раз)

Подвижная игра (с разнообразными движениями и пением) «Поезд»

Январь

I

Учить кружиться с предметом в руках; упражнять в умении бегать с изменением темпа, подлезать под веревку, бросать  мяч друг другу

Ходьба врассыпную. О

Бег с изменением темпа. П

Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).О

-

Подлезание под веревку (высота 40 – 30 см). П

Бросание мяч друг другу. П

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

- «По тропинке»;

- «Птички летают»;

- «Птички клюют зернышки»;

- «Где звенит?»

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Воробышки и автомобиль»

II

Учить бегать в колонне по одному, катать мяч двумя руками стоя; упражнять в умении ползать по наклонной доске, прыгать вверх

Ходьба с изменением направления. П

Бег в колонне по одному. О

Ходьба по прямой дорожке (расстояние 3-4 м). П

Прыжки вверх с касанием предмета (находящегося на 10 – 15 см выше поднятой руки). П

Ползание по наклонной доске. П

Катание мяча двумя руками стоя (расстояние 50 – 100 см). О

Общеразвивающие упражнения (с мешочком)

И.п.: сидя, держать мешочек в обеих руках на коленях; поднять руки вверх, подтянуться, опустить руки на колени;

и.п.: стоя, руки внизу, в одной руке мешочек; положить мешочек на голову, придерживать его сбоку обеими руками, не торопясь, присесть, выпрямиться;

и.п.: лежа на животе, мешочек в обеих руках под подбородком; вытянуть руки вперед, показать мешочек, вернуться в исходное положение. (Каждое упражнение повторяется 3-4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Солнышко и дождик»

III

Учить ходить по гимнастической скамейке, бросать мяч из-за головы; закреплять умения и навыки подлезать под воротца; развивать координацию движений

Ходьба с переходом на бег и наоборот. П

-

Ходьба по гимнастической скамейке. О

Прыжки на двух ногах на месте. С

Подлезание под воротца. З

Бросание мяча двумя руками из-за головы. О

Общеразвивающие упражнения (со стульчиком)

И.п.: стоя за стульчиком; держась за спинку, присесть и выпрямиться;

и.п.: сидя на стуле, руки на коленях; поднять руки через стороны вверх, сделать хлопок, опустить на колени;

и.п.: сидя на стуле, руками держаться за сиденье сбоку; поочередно поднимать то одну, то другую ногу, повторить каждой ногой. (Каждое  упражнение повторяется 3-4 раза)

Подвижная игра (на ориентировку в пространстве) «Где звенит?»

IV

Упражнять в умении бегать в колонне по одному, ходить врассыпную, катать мяч двумя руками стоя; формировать устойчивое равновесие в кружении

Ходьба врассыпную. П

Бег в колонне по одному. П

Кружение в медленном темпе (с предметом в руках). П

-

Перелезание через бревно. З

Катание мяча двумя руками стоя (расстояние 50 – 100см). П

Общеразвивающие упражнения (с мячом)

- «Лови мяч»;

- «Покати мяч»;

- «Целься вернее»;

- «Мяч в кругу»

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Догоните меня!»

Февраль

I

Учить бросать мяч через натянутый шнур, лазать по лестнице-стремянке, прыгать через две параллельные линии; упражнять в умении ходить через предметы

Ходьба парами. П

Бег друг за другом. З

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м), с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см). П

Прыжки через две параллельные линии (10-30 см). О

Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м). О

Бросание мяча через шнур, натянутый на уровне груди (с расстояния 1-1,5 м).О

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч; повороты вправо-влево, повторить (4-6 раза), в каждую сторону;

и.п.: стоя ноги врозь, руки за спиной; наклониться вперед, коснуться руками носков ног, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза);

и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища; попеременное сгибание и разгибание ног (упражнение «Жучки»)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Перешагни палку»

II

Учить прыгать в длину с места, отталкиваясь двумя ногами, бегать между двумя шнурами; упражнять в умении бросать мяч двумя руками из-за головы

Ходьба парами. П

Бег между двумя шнурами (расстояние между ними 25-3- см). О

Ходьба по прямой дорожке (расстояние 3-4 м). З

Прыжки в длину с места с отталкиванием двумя ногами. О

-

Бросание мяча двумя руками из-за головы. П

Общеразвивающие упражнения (с ленточками)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с ленточками вдоль туловища; поднять руки вверх, помахать ленточками, опустить, повторить (4-6 раз);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с ленточками в обеих руках у плеч; присесть, постучать палочками ленточек о пол, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза)

и.п.: сидя, ленточки в обеих руках внизу; поднять ленточки вверх, покачать ими  вправо-влево, опустить, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Птички в гнездышках»

III

Учить лазать по наклонной доске, приподнятой одним концом вверх, ловить мяч; упражнять в умении ходить, взявшись за руки; развивать равновесие

Ходьба, взявшись за руки. П

Бег в прямом направлении. С

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м), с перешагиванием через предметы (высота 10- 15 см). С

Прыжки вверх с касанием предмета (находящегося на 10 -15 см выше поднятой руки). З

Лазанье по наклонной доске, приподнятой одним концом (на высоту 20- 30 см). О

Ловля мяча, брошенного воспитателем (с расстояния 50-100 см). О

Общеразвивающие упражнения (с мячом)

И.п.: стоя ноги на ширине плач, мяч в обеих руках у груди; выпрямить руки вперед, показать мяч, вернуться в исходное положение, повторить (5 раз);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу; поднять мяч вперед, повороты вправо-влево, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя ноги вместе; наклониться вперед, касаясь мячом носков ног, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «Воробышки и автомобиль»

IV

Упражнять в умении прыгать в длину с места, бросать мяч через шнур, лазать по лесенке-стремянке, развивать координацию движений

Ходьба с изменением  направления. П

Бег между двумя шнурами (расстояние между ними 25-30 см). П

Ходьба по гимнастической скамейке. П

Прыжки в длину с места с отталкиванием двумя ногами. П

Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м). П

Бросание мяча через шнур, натянутый на уровне груди (с расстояния 1-1,5 м). П

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, опустить, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя ноги прямые, руки в упоре сзади; подтянуть ноги к себе. Согнуть в коленях, вернуться в исходное положение, повторить (5 раз);

и.п.: стоя на коленях, руки на поясе; сесть на пятки, подняться повторить (5 раз)

Подвижная игра (с ходьбой и бегом) «По тропинке»

Март

I

Учить метать мячи правой и левой рукой, ползать по гимнастической скамейке, ходить, обходя предметы; закреплять умения ползать по наклонной доске, развивать равновесие

Ходьба с обхождением предметов. О

Бег в колонне по одному. П

Кружение в медленном темпе с предметом в руках. П

-

Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. О

Метание мячей правой и левой рукой. О

Общеразвивающие упражнения (с ленточками)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с ленточками внизу; поднять руки вверх, опустить, повторить (3-4 раза);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с ленточками впереди; повернуться вправо-влево, повторить (3-4 раза);

и.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища; поднять руки и ноги вверх, коснуться ленточками стоп ног и опустить  на пол, повторить (4-5 раз)

Подвижная игра (с разнообразными движениями и пением) «Заинька»

II

Учить ходить по бревну, развивать равновесие; упражнять в прыжках через две линии, лазанье по наклонной доске

Ходьба  с переходом на бег и наоборот. З

-

Ходьба по бревну (ширина 20-25 см).О

Прыжки через две параллельные линии (10-30 см). П

Лазанье по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см. П

Катание мяча двумя руками стоя, сидя (расстояние 50-100 см). П

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе; повороты туловищем вправо-влево, повторить (4-6 раз) в каждую сторону;

и.п.: то же; наклоны вперед, в стороны, повторить (4-6 раз);

и.п.: стоя на четвереньках; поднять одну руку вверх, опустить, то же выполнить другой рукой, повторить (4-6 раз);

и.п.: стоя, руки внизу; подняться на носки, руки поднять вверх – «Вот какие мы большие», присесть и положить ладони на колени – «Вот какие мы маленькие», повторить (5-6 раз)

Подвижная игра (с бросанием и ловлей) «Мяч в кругу»

III

Учить метать набивные мешочки правой и левой рукой; упражнять в прыжках в длину с места; закреплять  умения и навыки ходить с перешагиванием через предмет, бегать в прямом направлении

Ходьба с обхождением предметов. П

Бег в прямом направлении. З

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м), с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см). З

Прыжки в длину с места с отталкиванием двумя ногами. П

Подлезание под веревку (высота 30 – 40 см). З

Метание набивных мешочков правой и левой рукой. О

Общеразвивающие упражнения (с флажками)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, флажки в опущенных руках; поднять флажки через стороны, помахать ими, вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч, флажки внизу; наклониться, помахать флажками перед собой, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза);

и.п.: то же; флажки у груди, повороты вправо-влево, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с бегом)  «Принеси предмет»

IV

Формировать навыки и умения правильного выполнения упражнений; упражнять в умении, метать правой и левой рукой, ходить по бревну, ползать по гимнастической скамейке

Ходьба врассыпную. П

Бег между двумя шнурами (расстояние между ними 25-30 см). П

Ходьба по бревну (ширина 20-25 см). П

Игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. П

Метание мячей правой и левой рукой. П

Общеразвивающие упражнения (с платочками)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, платочек в одной руке; поднять руку с платочком вверх, наклониться в одну и другую сторону; то же выполнить другой рукой; повторить (3-4 раза) каждой рукой;

и.п.: сидя, ноги вытянуты, платочек в одной руке; поднять руку вверх, помахать платочком над головой, опустить; то же выполнить другой рукой; повторить (3-4 раза) каждой рукой;

и.п.: сидя ноги врозь, платочек в обеих руках; наклониться вперед, положить платочек между ног выпрямиться, поднять руки вверх, сделать хлопок руками над головой, опустить руки вниз, наклониться, взять платочек, выпрямиться; повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с бегом) «Птички летают»

Апрель

I

Учить бросать мячи через сетку;  закреплять умение в ходьбе  с изменением направления; развивать ловкость и координацию движений

Ходьба с обхождением предметов. П

Бег в колонне по одному. П

Ходьба по гимнастической скамейке. З

-

Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м). С

Бросание мяча через сетку, натянутую на уровне ребенка. О

Общеразвивающие упражнения (с погремушкой)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, погремушка в одной руке; руки поднять вверх, наклониться в одну и другую сторону (упражнение «Часы идут»); повторить (2-3 раза);

и.п.: то же;  погремушка в другой руке, повторить (2-3 раза);

и.п.: сидя ноги врозь, погремушка в обеих руках впереди; поднять погремушку над головой, погреметь ею и опустить, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (на ориентировку в пространстве) «Найди флажок»

II

Учить ходить приставным шагом вперед, лазать по гимнастической стенке; упражнять в метании правой и левой рукой, развивать ловкость и глазомер

Ходьба приставным шагом вперед. О

Бег друг за другом. С

-

Игра «Зайка серенький сидит»

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным способом. О

Метание набивных мешочков правой и левой рукой. П

Общеразвивающие упражнения (с шишками)

И.п.: стоя ноги вместе, шишку держать обеими руками впереди; положить руки за спину – «Спрятать шишку»- и показать ее воспитателю, повторить (3-4 раза);

и.п.: стоя, держать шишку в одной руке; присесть, положить шишку на пол, выпрямиться, руки спрятать за спину (по указанию воспитателя), присесть, взять шишку, выпрямиться и показать ее, то же выполнить другой рукой, повторить (2-3 раза) каждой рукой;

и.п.: лежа на животе, руки  согнуты, ладони с шишкой у подбородка; вытянуть руки вперед, смотреть вперед и подтянуть их к подбородку, повторить (4-6раз)

Подвижная игра (с подпрыгиванием) «Через ручеек»

III

Учить ходить приставным шагом вперед, в стороны; закреплять навыки и умения бросать мяч через шнур; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе с перешагиванием через предметы

Ходьба приставным шагом в стороны. О

Бег в колонне по одному. П

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м), с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см).С

Прыжки через шнур. С

Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. П

Бросание мяча через шнур, натянутый на уровне груди (с расстояния 1-1,5 м). З

Общеразвивающие упражнения (с флажками)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с флажками вдоль туловища; поднять руки вверх, помахать ими, опустить, повторить (4-6 раз);

и.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с флажками у плеч; присесть, постучать палочками о пол, вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя, флажки в обеих руках внизу; поднять флажки вверх, покачать ими вправо-влево, опустить, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с бегом) «По тропинке»

IV

Упражнять в лазанье по гимнастической стенке, бросании мяча через сетку; совершенствовать умения ходить по прямой дорожке, бегать друг за другом; развивать глазомер

Ходьба парами. С

Бег врассыпную. С

Ходьба по прямой дорожке (расстояние 3-4 м). С

Игра «Через ручеек»

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным способом. П

Бросание мяча через сетку, натянутую на уровне ребёнка. П

Общеразвивающие упражнения (с мячом)

И.п.: стоя, держать мяч обеими руками; поднять его вверх, потянуться, опустить, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя ноги врозь, мяч держать обеими руками; наклониться вперед, коснуться мячом пола между ног, выпрямиться, повторить (4-5 раз);

и.п.: стоя, держать мяч обеими руками, руки внизу; присесть, коснуться мячом пола, выпрямиться, повторить (4-5 раз)

Подвижная игра (с разнообразными движениями и пением) «Флажок»

Май

I

Учить метать предметы в горизонтальную цель; закреплять умения лазать по наклонной доске, бегать в прямом направлении; упражнять в сохранении равновесия

Ходьба приставным шагом вперед. П

Бег в прямом направлении. З

Ходьба по гимнастической скамейке. С

-

Лазанье по наклонной доске, приподнятой одним концом (на высоту 20-30 см). З

Метание предметов в горизонтальную цель двумя руками (правой и левой) с расстояния 1 м. О

Общеразвивающие упражнения (с шишками)

И.п.: стоя, руки с шишками внизу; поднять руки вперед, показать шишки и спрятать за спину, повторить (4-6 раз);

и.п.: лежа, на спине, руки вдоль туловища; поднять руки и ноги вверх, коснуться шишками стоп ног и опустить на пол, повторить (5-6 раз);

и.п.: сидя, ноги свободно лежат на полу, руки на коленях; поднять руки в стороны – вверх, потянуться вверх, опустить руки (3-4 раза)

Подвижная игра (с бегом) «Солнышко и дождик»

II

Закреплять навыки и умения ходить по бревну. Бросать мяч двумя руками, прыгать через две линии, ходить приставным  шагом в стороны

Ходьба  приставным шагом в стороны. П

Бег с изменением направления. С

Ходьба по бревну (ширина 20-25 см). П

Прыжки через две параллельные линии (10-30 см). З

Перелезание через бревно (ширина 20 см, длина 2-3 м). С

Бросание мяча двумя руками разными способами (из-за головы, от груди, снизу). З

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, опустить, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя ноги прямые, руки в упоре сзади; подтянуть ноги к себе, согнуть в коленях, вернуться в исходное положение,  повторить (5 раз);

и.п.: стоя на коленях, руки на поясе; сесть на пятки, подняться, повторить (5 раз)

Подвижная игра (с бегом)  «В воротца»

III

Закреплять навыки и умения в лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, ловле мяча на расстоянии; развивать ловкость

Ходьба с переходом на бег и наоборот. С

-

-

Игра «Птички в гнездышках»

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным способом. С

Ловля мяча, брошенного воспитателем (с расстояния 50-100 см). З

Общеразвивающие упражнения (с кубиками)

И.п.: стоя ноги вместе, в каждой руке кубик; поднять руки вверх, ударить кубик о кубик и опустить руки в стороны, повторить (4-5 раз);

и.п.: лежа на животе, руки прямые впереди на полу; поднять руки от пола, развести их в стороны, кратковременно фиксировать это положение (верхняя часть приподнята), вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза);

и.п.: сидя ноги вместе, руки на коленях; повернуться в одну сторону, коснуться кубиками пола (у колен или бедра), вернуться в исходное положение, повторить (3-4 раза)

Подвижная игра (с разнообразными движениями и пением) «Поезд»

IV

Упражнять в метании предметов в горизонтальную цель, ходьбе приставным шагом вперед; совершенствовать умения и навыки прыгать вверх, ползать на четвереньках; упражнять в сохранении равновесия

Ходьба приставным шагом вперед. П

Бег в колонне по одному. З

Кружение в медленном темпе (с предметом в руках). З

Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см выше поднятой руки. С

Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. С

Метание  предметов в горизонтальную цель двумя руками (правой и левой) с расстояния 1 м. П

Общеразвивающие упражнения (с платочками)

И.п.: стоя, держать платочек обеими руками за углы; взмахнуть платочком и поднять его над головой, опустить вниз, повторить (4-6 раз);

и.п.: сидя ноги врозь, платочек держать обеими руками впереди; наклониться вперед. Положить платочек между ног, выпрямиться, поднять руки вверх, наклониться вперед, взять платочек за уголки, выпрямиться, повторить (4-6 раз);

и.п.: лежа на спине, платочек держать обеими руками над головой; поднять одну ногу (можно в согнутом положении), опустить на пол, затем другую ногу, повторить (4-6 раз).

Подвижная игра (с бегом) «Воробышки и автомобиль»

Основные движения детей 3-4 лет

Ходьба

Ходьба подгруппами и всей группой. Парами, по кругу, взявшись за руки; с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), с обхождением предметов, приставным шагом вперёд, в стороны.

Упражнения в равновесии

Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10 – 15); по доске, гимнастической скамейке. Бревну (ширина 20 – 25 см).

Кружение в медленном темпе (с предметом в руках)

Бег

Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30 – 40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами , линиями, расстояние между которыми 25 – 30 см.

Катание, бросание, метание

Катание мяча двумя руками и одной рукой воспитателю, друг другу, стоя или сидя ( расстояние 50 – 100 см); бросание мяча вперёд двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребёнка, с расстояния 1-1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка.

Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель – двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 5- 100 см.

Прыжки

Прыжки на двух ногах на месте с небольшим продвижением вперёд; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10 – 30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10 15 см выше поднятой руки ребёнка.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать руки вперёд, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперёд – назад, вниз – вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.

Поворачиваться вправо – влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклониться вперёд и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать  ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носочки. Выставлять ногу вперёд на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).

Игры.

С ходьбой и бегом.

«Догони мяч», «По тропинке», «Через ручеёк», «Кто тише», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет», «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча.

«Мяч в кругу», «Покати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься вернее!»

С подпрыгиванием.

«Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек»

На ориентировку в пространстве.

«Где звенит?», «Найди флажок»

С разнообразными движениями и пением.

« Поезд», «Заинька», «Флажок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...