Организация зимней прогулки в дошкольном образовательном учреждении: педагогический аспект и физиологическое значение
статья (младшая группа)

Чернышова Анна Андреевна

Изучение педагогических подходов и методических приемов, направленных на повышение эффективности зимних прогулок среди воспитанников детского сада в возрасте 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация зимней прогулки в дошкольном образовательном учреждении: педагогический аспект и физиологическое значение

Зимнее время представляет собой уникальный период для организации образовательной деятельности с воспитанниками детских садов, поскольку оно характеризуется специфическими климатическими условиями, благоприятствующими формированию физических качеств и укреплению здоровья детей младшего возраста. Настоящая статья посвящена изучению педагогических подходов и методических приемов, направленных на повышение эффективности зимних прогулок среди воспитанников детского сада в возрасте 2-3 лет.

Значение зимних прогулок для физического и психического развития детей

Проведение регулярных прогулок на открытом воздухе в холодное время года оказывает положительное влияние на физическое развитие детей дошкольного возраста. Благодаря воздействию свежего воздуха усиливается вентиляция легких, улучшается кровоснабжение органов и тканей организма, стимулируются процессы метаболизма и иммунной защиты. Помимо физической составляющей, активные формы досуга в зимнее время формируют основы социально-коммуникативных компетенций, содействуют активизации познавательного интереса и расширяют представление о природе и окружающей среде.

Кроме того, регулярная физическая активность на холодном воздухе способствует повышению устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, снижает вероятность возникновения простудных заболеваний и положительно влияет на общий уровень здоровья детей.

Принципы подбора одежды для зимних прогулок

Организация прогулок требует соблюдения ряда гигиенических требований относительно выбора детской одежды. Необходимо обеспечивать оптимальный баланс теплоизоляционных свойств одежды и свободы движений ребенка. Рекомендуется придерживаться принципа многослойности: нижним слоем служит хлопчатобумажная нательная одежда, средний слой представлен теплыми вещами, верхний — защищает от ветра и влаги. Обувь должна быть водонепроницаемой, легкой и удобством пользоваться в процессе активных передвижений. Особое внимание уделяется защите головы, шеи и рук ребенка от воздействия низких температур.

Методическое обеспечение зимних прогулок

Методически грамотная организация прогулки предполагает использование игровых форм, соответствующих возрастным особенностям и уровню физической подготовленности детей. Рассмотрим некоторые виды подвижных игр, рекомендованных для осуществления на зимней прогулке:

1. Изучение природных явлений («Следы на снегу»)

Цель игры состоит в формировании элементарных представлений о свойствах снега и взаимодействии с окружающим миром. Педагог показывает детям способ формирования следов ногами и пальцами рук, формируя первые представления о следах животных и особенностях перемещения предметов по поверхности снега.

2. Развитие крупной моторики («Катание на санях»)

Игровой процесс включает обучение основам самоконтроля и координации движений посредством передвижения на санях, обеспечивая позитивные эмоции и мотивацию к активным действиям.

3. Совершенствование мелкой моторики («Создание снежной фигуры»)

Процесс лепки небольшого снеговика способствует развитию творческих способностей, эстетическому восприятию окружающего мира и совершенствованию мелких мышц кисти руки.

4. Пространственное ориентирование («Игра в прятки»)

Подвижная игра направлена на формирование пространственного восприятия и способности ориентироваться в окружающей среде, развивать наблюдательность и способность запоминать местоположение объектов.

5. Физическая подготовка («Весёлые салки»)

Использование традиционных видов подвижных игр позволяет совершенствовать быстроту реакции, выносливость и общую физическую подготовку ребёнка.

Таким образом, грамотно организованная зимняя прогулка в условиях детского сада выступает важным компонентом педагогического процесса, способствующим всестороннему развитию и оздоровлению подрастающего поколения. Регулярное проведение физкультурно-развлекательных мероприятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, формирует положительные поведенческие установки и способствует гармонизации психологического состояния детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ"

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении на прогулке с детьми: «К гармонии через движение!»

Необходимое условие формирования всех систем и функций организма ребенка - двигательная активность. Систематические физические упражнения благоприятно влияют на функциональное состояние головного мозг...

Программа по организации наставничества в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15» «Ступеньки к педагогическому мастерству»

Программа   нацелена   на  работу  с  молодыми  педагогами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании...