Консультация для педагогических работников «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
консультация
Консультация для педагогических работников
«Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогических работников
«Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровье человека закладывается в детстве и согласно данных научных исследований, оно обуславливается на 50%-образом жизни, на 20% -наследственностью, на 20%-состоянием окружающей среды и примерно на 10%-возможностями медицины. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.
Основные компоненты здорового образа жизни:
- Режим дня.
- Правильное питание.
- Двигательная активность.
- Профилактика заболеваний и закаливание.
- Благоприятная психологическая обстановка в семье.
- Отсутствие вредных привычек.
Режим дня дошкольника. Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований мы создаем у них полезные для организма навыки, и тем самым сохраняем им здоровье. Основное требование к режиму - это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.
Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера.
Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее.
Правильное питание. Дети получают питание 4-5 раз в день. Наиболее сытная еда дается в обед. Менее сытная – на ужин.
- В рационе ребенка должны быть все группы продуктов ежедневно.
- Промежутки между приемами пищи должны составлять 3- 4 часа.
- Исключить из рациона ребенка все полуфабрикаты и жирные продукты.
- Ежедневно в рационе ребенка должны быть свежие овощи и фрукты.
- Ограничить потребление сладостей и газировки.
- Ограничить количество употребляемой соли.
- Правильные способы кулинарной обработки пищи для ребенка.
- Исключить из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчуп, чипсы.
Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребенка.
Организация двигательной активности имеет следующие формы:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия, физкультминутки;
- гимнастика после дневного сна;
- прогулки, подвижные игры;
- досуги, праздники, дни здоровья, активный отдых.
Профилактика заболеваний, закаливание.
Основными природными факторами закаливания являются:
- воздух;
- солнце;
- вода.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Система закаливающих мероприятий:
- утренний прием детей на воздухе;
- утренняя гимнастика на воздухе;
- облегченная форма одежды;
- умывание холодной водой в течение дня;
- промывание носа;
- физкультурные занятия на воздухе;
- сон при открытых форточках;
- занятия физкультурой в носках;
- воздушные ванны в сочетании с гимнастикой;
- ходьба босиком.
Благоприятная психологическая обстановка в семье. Развитие ребенка, становление его как личности, а также успешная адаптация в окружающей жизни тесно связано с его эмоциональным благополучием.
Многие черты характера, привычки, от которых зависит дальнейшее поведение ребенка, формируются в детстве. Огромную роль в этом играет окружающая его обстановка, которую создают семья и детский сад. Именно мы, помогаем ему обрести веру в себя, быть успешным, справляться с жизненными проблемами и смело идти по жизни. Вот несколько утверждений Монтессори, которые влияют на формирование отношения ребенка к окружающим, его жизненной позиции:
Если ребенка постоянно критикуют -
Он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде -
Он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают -
Он становится замкнутым.
Если ребенок живет в упреках -
Он учится жить с чувством вины.
Если ребенка подбадривают -
Он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят -
Он учится быть благородным.
Если ребенок живет в честности -
Он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности -
Он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают -
Он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии -
Он учится находить любовь в этом мире.
Отсутствие вредных привычек. Всем известно, что кроме полезных привычек, помогающих детям сохранять здоровье и облегчать нашу жизнь, существует и вредные привычки, которые плохо влияют на организм ребенка и доставляют не мало забот взрослым.
Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода – дело это не легкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни. Но зато полезные привычки делают из своего хозяина настоящего человека.
Полезные и вредные привычки:
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
- умываться;
- чистить зубы;
- соблюдать режим дня;
- спать при открытой форточке;
- гулять на свежем воздухе;
- делать зарядку;
- заниматься спортом.
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.
- сосать пальцы;
- грызть ногти, карандаши, ручки, посторонние предметы;
- ковырять в носу;
- брать чужие вещи;
- быть зависимым от мобильного телефона, телевизора, компьютера;
- есть много сладкого;
- разговаривать во время еды;
- читать лежа.
Беседа с детьми о их вредных привычках должна быть построена не на осуждении, а на объяснении в доступной форме, почему то или иное действие нежелательно, негативно влияет на здоровье ребенка, его внешность или портит о нем впечатление. Цель таких бесед - помочь ребенку самому сделать выбор в пользу хорошего поведения, а не заставлять его просто бездумно сделать, по-вашему.
Сочетание внимательного, заботливого отношения к детям без излишней навязчивости, с любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становится залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"
Презентация к педсовету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье". Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

«Педагогические особенности формирования здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания»
Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается , что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия о...

Опыт работы по теме «Социально - педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»
Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Тема: «Здоровый образ жизни в семье — основа форми...