Статья "Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Статья "Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья по теме «Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста»
«Гипер…»-(от греч.Hyper-сверху)-составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «ativus» и означает «действенный, деятельный». Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда в центре внимания педагогов потому, что с ними не просто в организации эффективного педагогического процесса . В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 и 6-7лет. Чтобы работа с данной категорией детей была более эффективной, можно пробовать современные технологии: арт-терапию, технологию музыкального воздействия, технологию коррекции поведения, технологию воздействия цветом, а так же всеми детьми любимую песочную терапию.
Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
При работе с песком у гиперактивного ребёнка развивается тактильная чувствительность, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с гиперактивными детьми.
Необходимые условия для работы с детьми с песочной терапией: согласие и желание ребенка; отсутствие аллергии на пыль от сухого песка.
Для предметно-развивающей среды можно использовать водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик высотой не менее 10 сантиметров, дно и бока которого должны быть голубого или синего цвета, так как дно символизирует воду, а борта-небо; песок желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный и к нему набор игрового материала.
Этапы работы с песком:
- разогревающие игры;
- игры на поверхности песка;
- игры и упражнения с погружением рук в сухой песок;
- игры и упражнения с погружением рук в мокрый песок.
Поэтапное погружение детей в работу с песком:
1.Упражнение «Здравствуй шишка».
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: шишки среднего размера
Детям предлагается отгадать загадку: «Я на елке расту, белкам я сойду в еду» и поздороваться с шишками. Для этого нужно зажать шишку между ладоней и по часовой стрелке делать круговые движения.
2.Упражнение «Нарисуй эмоцию».
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса к эмоциям человека.
Оборудование: песок, лотки с зеркальным дном, карточки эмоций. Детям показывают пиктограмму с эмоциями и предлагают подойти к лотку и, посмотрев в зеркало, изобразить по очереди разные эмоции и нарисовать их на песке в том же лотке.
3.Игра-упражнение «Песочные прятки».
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия. Оборудование: лоток с песком, ламинированные картинки сказочных персонажей.
Педагог: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки). А теперь представь, что твои руки - это маленькие кроты, которые решили найти под землей что-то необычное, сказочное. Аккуратно запускаем крота и достаем одну из находок, другие дети должны угадать из какой это сказки».
4.Упражнение «Победитель злости».
Цель: развитие умения у ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с чувством гнева, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Педагог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? Твое злое настроение заставляет тебя говорить и делать разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет, каждый большой и маленький человек имеет право злиться, но нужно уметь побеждать злость». Детям предлагается нарисовать злого волшебника; вылепить из мокрого песка шар, на котором углублениями обозначить глаза, нос, рот; прогнать злого волшебника-разрушить песочный шар со словами: «Прогоняем злость, приглашаем радость»; медленно выровнять поверхность песка руками, положить ладошки на песок и почувствовать победу над злостью.
Песочная терапия помогает детям развитию коммуникативных навыков, снятию агрессии и повышению самооценки. Песочная терапия также помогает взрослому человеку, вовлеченному в совместную деятельность с ребенком, снижается уровень депрессии, снимается стрессовое состояние, обретается душевное равновесие и спокойствие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...

Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста
Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников...

Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...
