Крестики-нолики
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Соколова Валентина Петровна
Крестики - нолики по теме "В путь, друзья! проводится на уроках внеклассного чтения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassnyy_cha1.doc37 КБ
Microsoft Office document icon Krestiki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час «Дети, в школу собирайтесь!»

  1. Звенит урок на урок.
  2. Беседа:

                        1)  Вот и закончилось лето. Вы, отдохнувшие  за каникулы, пришли в школу.

Повзрослели, загорели, узнали что-то новое, побывали в деревне, в других   городах, а некоторые в других странах.

- Ребята, а вы знаете, что означает слово «каникулы»?

 (ответы детей)

2)    Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникул. А вот   происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится … «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.

        Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, осенние и летние каникулы.

 - Расскажите, как вы отдохнули. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном в других городах и странах. (впечатления детей)

Раз вы так хорошо отдохнули, набрались новых сил, готовы приступить к занятиям, приглашаю вас в клуб «эрудитов».

3)   Мы учимся с вами в школе. Вот и сегодня наша встреча происходит здесь. А знаете ли вы, что к 1 октября в Голландии, Норвегии и Швеции, например, ребята проучились уже 2 месяца – они в школу пришли 1 августа. В Индии учебный год в самом разгаре, он начался 1 апреля. В Австралии 1января школьники перейдут в следующий класс. В Никарагуа 1 октября начинаются каникулы, а в Коста–Рике 31 августа прозвенел последний звонок. Можно, как в Европе и США, учиться с 1 сентября, так поступают в 122 странах, а можно начинать учебный год в январе, чем это хуже? Так делают в 43 странах. Ещё в 16 странах дети идут в школу в марте, а в 10 других – в августе.

Да, так по-разному начинают новый учебный год в мире.

Мы 1 сентября отмечаем День знаний.

4)   Как вы думайте; что такое «школа»? представляйте, как вы удивитесь, если узнайте, что школа по-гречески, значит «досуг».

Неправда ли, странно – школа – и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках.  

        Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия.

        Занятия – уроки проводили мудрецы. Если повнимательнее приглядеться к слову  урок, то можно увидеть, что это почти точная копия слова уговор: приставка та же самая , а основа – говор (говорить) заменена тут новой – рок – рек,  того же корня, что слово реку – говорю, речь.

        Урок – это у-словие. Наши современные значения его – задание, а также время занятий.

        Я тоже, следуя значению этого древнего слова, хочу предложить вам интересное задание.

Отгадывание ребуса.

(Здесь зашифрована умная мысль).

Краскивапаваперомдом,ачеловекумдом.

(Красива пава пером, а человек умом).

        Молодцы! Все вместе вы справились с предложенным заданием. 

        Сидя за партами мы постигаем новое, интересное.

5)   А задумывались ли вы откуда взялось это слово «парта»?  Даже и учёные не очень-то ясно себе это представляют.

        Слово это нерусское. Скорее всего оно произошло от французского apart –«особо», «в

отдельности»- когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников,  в противоположность длинным многоместным общим школьным столам и скамьям.

        Но не только слово «парта» пришло к нам из французского языка. Слово «портфель» тоже образовано от французского (листонос). Слово «портфель» образовано от двух французских слов порте (носить) и фель (лист).

        Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги.

  1. «Конкурс эрудитов».
  1. У кого уши на ногах? (кузнечик).
  2. Если сегодня в 10 часов вечера пойдёт дождь, можно ли утверждать, что через два дня будет дождливая погода?   (нет)
  3. Как называется третья планета солнечной системы?   (Земля).
  4. Если домик нарисован, а в дали течёт река, без сомнения картина называется …  (пейзаж).
  5. Какой город летает?    (Орёл).
  6. Какую страну можно носить на голове?       (Панама/).
  7. Почему море называется Мёртвым?     (от соли всё гибнет).
  8. Как называется техника изготовления из бумаги различных фигурок, игрушек?  (оригами).
  9. Как называют графические знаки, которыми записывают музыку?    (ноты)
  10. А как называют графические знаки, с помощью которых можно записать слова к музыке?  (буквы).
  11. Петя единственный сын у родителей. Идёт мальчик с родным человеком по улице: это не отец и не мать, не бабушка и не дедушка, не тётя и не дядя. Кто шёл с мальчиком?  (сестра).
  12. Какое животное часто меняет окраску кожи при перемене цвета в окружающей среде?    (хамелеон).
  13. Какая птица прячет голову в песок?     (страус).
  14. Как называется болезнь зубов?   (кариес).
  15. Какое животное может прожить долгое время без питья?   (верблюд).
  16. Как называется спортивная игра, состоящая в том, что игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота соперника?  (футбол)
  17. Что служит для воспроизведения, передачи громкого смеха?  Изобрази.  (ха – ха – ха)
  18. Чего не хватало Страшиле?  (ума)
  19. Мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху. Что это?   (улыбка)
  20. Вот так дом – одно окно. Каждый день в окне кино.    (телевизор).
  21. Видел я его не в клетке, не в гнезде и не на ветке, он на столике стоял, всё, что слышал, повторял.  (магнитофон).
  22. Назовите самый распространённый напиток, позволяющий утолит жажду.  (вода).
  23. Назовите самый распространённый русский народный музыкальный инструмент, имеющийся в каждом доме?     (ложки).
  24. Назовите млекопитающее с самой большой продолжительностью жизни.  (человек, > 100 лет).
Resource id #108


Предварительный просмотр:

«Крестики – нолики» по теме «В путь, друзья»

(урок – игра).

  1. Организационный момент.

        (Дети вытягивают карточки, помеченные «Х» и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называются: «Крестики» и «Нолики»).

  • Добрый день, ребята. Сегодня мы проводим информационно – развлекательную игру «Крестики – нолики». В игре участвуют две команды, вас ждут 6 конкурсов.

        Тема игры «В путь, друзья!»

                Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.                 После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле                         команды. В игре победит та команда, у которой знаков окажется больше.

  1. Конкурсы.

        

1 конкурс «Так всё начиналось…»

  • Я прочитаю начало произведения, а вы должны узнать, что это за произведение.

     1.  «Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно видеть не себя, а совсем другую девочку – скажем, сестру или подругу. Таким образом, она довольно долго наблюдала самою себя, и это помогло ей избавиться от недостатков, которых раньше она в себе не замечала».

                («Королевство кривых зеркал». Виталий Губарев.)

    2.   «Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Бонифатьевич.

            - Навигация, - сказал он на первом уроке, - это наука, которая учит нас избирать наиболее безопасные и выгодные морские пути, прокладывать эти пути на картах и водить по ним корабли…»

                ( «Приключения капитана Врунгеля». А. Некрасов)

   3  «Если ты хочешь отыскать Вишнёвый переулок, просто – напросто спроси у полисмена на перекрёстке. Он слегка сдвинет каску на бок, задумчиво почешет в затылке, а потом вытянет палец своей ручищи в белой перчатке:

           - Направо, потом налево, потом опять сразу направо – вот ты и там! Счастливый путь!»

                («Мэри Поппинс». Памела Трэверс.)  

  4.  «В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда – то мальчик. С виду – мальчик как мальчик.

        А сладу с ним не было никакого, на уроках он считал ворони ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнёзда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дёргал за хвост, будто хвост – это верёвка от дверного колокольчика».

                («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Сельма Лагерлеф).

2 конкурс «Трудный путь».

  • На ком или на чём совершали необыкновенное путешествие:

  1. В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька.

                (На ковре – самолёте. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»).

  1. В лагерь турецкого войска барон Мюнхаузен.

                ( На ядре.  Э. Распе. «Приключения барона Мюнхаузена».)

  1. На юг лягушка – квакушка.

                ( На прутике, который держали две утки. В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»,)

  1. На луну Незнайка и Пончик.

                

                ( На ракете. Н. Носов. «Незнайка на Луне».)

  1. Из магазина игрушек на улицу Карандаш и Самоделкин.

                (На огурце – самолёте. Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»).

  1. В Африку доктор Айболит и его друзья.

                (На корабле.  К. Чуковский «Доктор Айболит».)

  1. По сказочной стране Митя и Баба – Яга из повести – сказки Э. Успенского.

                (В избушке на курьих ножках. «Вниз по волшебной реке2.)

  1. На гору Блоксберг в Вальпургиеву ночь Маленькая Баба – Яга.

                (На метле. О. Пройслер «Маленькая Баба – Яга».)

3 конкурс «Назови путешественников».

                - Кто из литературных героев:

  1. Пережил множество опасных приключений в Голубой, Фиолетовой, Розовой и Жёлтой стране.

                (Элли и её друзья.  А. Волков «Волшебник Изумрудного города».)

  1. Отдыхал в Стране  Вечных Каникул.

                (Петя. А. Алексин «В Стране Вечных каникул».)

  1. Побывал в Королевстве кривых зеркал.

                (Оля и Яло.  В. Губарев «Королевство кривых зеркал».)

  1. Оказался в Стране лжецов.

                (Джельсомино. Д. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»,)

  1. В поисках трудностей и опасностей попал в Страну не выученных уроков.

                (Витя Перестукин. Л. Гераскина «В Стране не выученных уроков»,)

  1. Путешествовал в Стране Чудес и Зазеркалье.

                (Алиса. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»,)

  1. Отправился в Страну обезьян.

                (Айболит и его друзья. К. Чуковский «Доктор Айболит»,)

  1. Пошёл вместе с лошадью Лушей в Синий лес и очутился в стране «Нигде и Никогда»,

                

                (Филя Ивушкин. И. Токмакова «Счастливо, Ивушкин!»)

4 конкурс «Логика».

                - Вы должны решить по одной задаче за 30 секунд.

  1. В сказке «Питер Пэн и Венди» был остров Небывалый, где жили пропавшие мальчишки – Питер Пэн и его друзья – Хвастун, Малыш и Задира. Малыш и Задира были одинакового роста, Малыш был выше Хвастуна, а Питер Пэн – выше Задиры. Кто выше – Хвастун или Питер Пэн?

(Питер Пэн.)

  1. Вини Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход  они взяли с собой верёвку – вдруг пригодится.  На этой верёвке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на верёвке?

(Пять.)

5 конкурс «Словесность».

                - На выполнение этого задания – 1 минута.

  1. На краю сундука сидел маленький человечек. На голове его была широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки. Назовите имя этого героя. Объясните, из какой он книги и какие поступки совершил.

                (Гном из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Он превратил

                мальчика Нильса в крошечного человечка, а потом расколдовал его.)

  1. Тут силуэт, сгибаясь и пошатываясь под ударами ветра, открыл калитку, и дети увидели, что он принадлежит женщине. Одной рукой она придерживала шляпку, в другой тащила большую сумку.

              И вдруг – Майкл и Джейн не поверили своим  глазам, - едва женщина вошла в садик, она    

      поднялась в воздух и полетела прямо к дому! Да, было похоже на то, что ветер сперва  

             донёс её до калитки,  подождал, пока она откроет, а потом принёс её прямо к парадной

     двери.

                        (Мэри Поппинс. Из сказочной повести Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». Она

                        Она была няней детей – близнецов.)

             

 

6 конкурс «Просто конкурс».

1.   Древний город, славившийся своим мореходным искусством. Путешествие вокруг  

              Африки они совершили более 2500 лет назад.  (9 букв. Финикийцы.)

2.      Имена финикийцев, совершивших замечательное путешествие, не известны. Зато известно

        имя человека, рассказавшего о нём. Это древнегреческий историк и географ…  Как  его имя?

        Он и сам был великим путешественником. (7 букв.  Геродот.)

  1. Протяженность берегов Африки превышает 30 тыс. км. На современном судне такое   путешествие заняло бы около 20 дней;  древним же морякам на это понадобилось…    Сколько лет им понадобилось?   ( 3 буквы. Три).

4.   Появление на карте мира Америки связано, прежде всего  с этим именем. Назовите его.

               (6 букв.  Колумб).

5.   С именем этого человека связаны открытия в Азии, которые сняли для европейцев завесу  

      тайны с этих далёких и обширных земель.  (Из двух слов: 5 и 4 буквы.  Марко Поло.)

  1. В 17 веке они открыли Австралию, но считали её частью Неведомой Южной земли. Назовите этот народ.   (9 букв. Голландцы.)

  1. Существует ли на самом деле эта «Неведомая Южная земля», если да, то что она собой представляет? Ответы на эти вопросы искал в своих длительных экспедициях этот английский мореплаватель. Назовите его имя.  (Из двух слов: 6 и 3 буквы.  Джеймс Кук).

  1. Фамилия русского мореплавателя, в 1820 году открывшего Антарктиду.  (7 букв. Лазарев.).

  1. Норвежский исследователь, в 1911 году первым достиг Южного полюса. (8 букв. Амундсен)

  1. Купец из города Твери.  (7 букв. Никитин.)

  1. Те, кто встречал мореплавателей в Антарктиде. (7 букв. Пингвин. Это были императорские пингвины).

  1. В какую страну совершил путешествие в 15 веке Афанасий Никитин? (5 букв. Индия)

  1. Фамилия человека, который внёс огромный вклад в изучение природы труднодоступных районов Азии. В частности, исследовал пустыню Гоби и горы Тибета. Он впервые нанёс на карту более 20 горных хребтов, целый ряд озёр и рек, он открыл более 200 новых видов растений и десятки видов животных, в том числе дикую лошадь, названную в честь него.     (12 букв. Пржевальский).

  1. Человек, благодаря которому совершилось первое кругосветное путешествие.  

              (8 букв.  Магеллан.).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вн мероприятие Крестики - нолики

Внеклассное игровое занятие по теме «Лето» (ознакомление с окружающим миром) в виде игры «Крестики – нолики» предназначено для 3-4 классов коррекционной школы, но может быть использовано в 1-2 классах...

Игра "Крестики-нолики" по сказкам А.С.Пушкина

Игровое занятие по литературному чтению....

«КРЕСТИКИ- НОЛИКИ»

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА для младших школьников (1-4 классы) ...

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики"

Это универсальная игра, которая подойдет  для закрепления и обобщения учебного материала по определенной теме, а  также как игра-праздник, например, Первого сентября или в конце учебного год...

Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей "Крестики-нолики".

Больше всего, по мнению психоогов, дети хотят, чтобы взрослые с ними поиграли. Это мероприятие поможет воплотить в реальность детские мечты, а родителям даст возможность увидеть своих детей в не...

конспект урока-игры "Крестики-нолики" экология 3 класс

Урок построен по принципу игры "Крестики-нолики". Можно провести как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели...


 

Комментарии

Журавлева Татьяна Анатольевна

Валентина Петровна, спасибо за интересный материал. Возьмю в свою копилку для работы.
Гизатулина Начия Аминовна

Спасибо, Валентина Петровна, за такой материал!