Работа с литературным произведением
методическая разработка (чтение, 3 класс) на тему

Покровская Марина Анатольевна
В помощь ученику и учителю. Планы работы с различными литературными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PLAN_RASSKAZA_O_GEROE.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ.

1. Расскажи о понравившемся герое. ( Мне очень понравился (ась) …

Мне очень запомнился (ась)…  Мне показалось интересным … Я восхищаюсь…).

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося героя).

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя.

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

---------------------------------------------------------------------------------------------------

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ.

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми образами)?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном значении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить эти строки стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4,5,6,7 – письменно)

ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА.

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трёх типов текста здесь преобладает:

- повествование (рассказывает)

- описание (показывает)

- рассуждение (доказывает)

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытал вместе с героем?

8. В чём главная идея этого произведения? О чём нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (близкие по смыслу слова).

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев  в будущем?

---------------------------------------------------------------------------------------------------

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ.

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у неё автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные действия) или волшебство? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев сказки. Перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Какие чувства ты пережил вместе с героями?

7. В какой фразе сказки выражена её главная мысль?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ.

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Как написана басня – прозой или стихами? Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни?

8. Что тебе показалось смешным, а что – поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили  русский язык, украсили нашу речь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над литературными произведениями

  Правила чтения и обращения с книгой     1. Не берите книги грязными руками.    2. Читайте, сидя за удобным столом.    3. Держите кн...

Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "

Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные з...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Памятки. Работа над литературным произведением

Памятки для учащихся по литературному чтению, 2-4 кл....

план работы над литературным произведением

В помощь учащимся план работы над литературным произведением...

Этапы работы над литературным произведением

Этапы работы над произведением...