Урок внеклассного чтения "Мой семейный альбом"
презентация к уроку чтения (2 класс) на тему

Салахиева Лилия Маликовна

В данной работе учащиеся ближе знакомятся с такими понятиями как имя. фамилия, семья, генеалогическое дерево. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_semeynyy_albom.doc376 КБ
Office presentation icon Prezentaciya_Moy_semeynyy_albom.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Шеморданский лицей

МОУ « Шеморданский лицей

Сабинского муниципального района РТ»

Урок внеклассного чтения

2 класс

«Наш семейный альбом»

(стихи и проза о семье)

                                      Учитель начальных классов

                                            I квалификационной категории

                Салахиева Л. М.

Урок внеклассного чтения во 2 классе.

Тема: «Наш семейный альбом» (стихи и проза о семье).

Цель урока: Обобщать и систематизировать знания учащихся о семье; учить составлять рассказ на    

                       данную тему, совершенствовать технику чтения; формировать навык самоконтроля и

                       самооценки; расширять читательский опыт через слушание нового произведения;

                       развивать творческую деятельность; выразительно читать наизусть стихотворения о

                       семье; учиться характеризовать героев произведения, выражать своё отношение к ним;

                       воспитывать уважение к старшим; приобщать детей к непреходящим ценностям,    

                       передающимся из поколения в поколение; возбуждать в детях желание возродить тра-

                       диционную культуру и семейные обычаи и обряды.

Оборудование: Медиапроектор; презентация по теме; ребусы; схемы-описания членов семьи;                                      

                            распечатки произведений для чтения; музыкальный фон ( записи песен «Родитель-

                             ский дом», «Дорогие мои старики», «Крыша дома твоего»); пословицы о семье.

Материалы: Журнал «Педсовет» №7,9 2005 г;№10 2006 г; №2.6 2007 г; газета «Начальная школа»

                      №21 2006 г; №3 2007 г; журнал «Мурзилка» № 2.3 2004 г; журналы  «Научи меня

                      мама»;  журналы «Художественная галерея»; произведения детских писателей о семье.  

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ученик читает наизусть стихотворение П. Граубина « Прапрадеды»

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов-

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись- и ты увидишь в них

Историю России.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать пебусы. (На доске вывешиваются ребусы в которых зашифрованы слова «семья» и «род»).

-Правильно, вы угадали. Тема нашего урока «Семья». Сегодня мы будем говорить о семье, о фамилии и попробуем составить свой семейный альбом.

III. Актуализация знаний.

-Ребята, вам было дано задание нарисовать родословное дерево своей семьи. Для этого вы провели исследование истории своей семьи. Вот у нас перед глазами результаты вашего труда.Как хорошо, что вы и ваши родители помните и знаете своих предков.

-А что же такое родословная7 ( Выслушиваются ответы детей).

(На экране появляется слайд  с изображением генеалогического дерева).

-Родословная это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.  

IV. Работа по теме урока.

-Все члены вашей семьи имеют свою историю. Но ваша семья связана с другими семьями, которые тоже имеют свою историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. А история начинается уже с вашего имени. Мы привыкли называть каждого по фамилии и имени. Прошли годы, прежде чем древние люди научились выделять человека из толпы. Наши предки верили, что имя, данное человеку, характеризует его и как-бы срастается с ним.

-Как вы думаете, по каким признакам давались имя и фамилия? ( По внешнему виду, физическим недостаткам, по свойствам характера, по роду занятий, по названию разных предметов).

-Вы совершенно правы. А давайте прочитаем с доски старинные имена. (Дети хором читают).

Кислица, Неудача, Чулок, Сорока, Будилко, Кручина, Жирнос, Грязко, Ненаш.

-Не менее причудливыми были и фамилии: Кособрюхов, Деримедведь, Засучирукава, Вензель-Крензель.

V . Физкультминутка.

(Физкультминутка проходит в виде игры  « Придумай фамилию и отчество» . Учитель называет имя, а дети фамилию и отчество.При произнесении красивых имён дети хлопают, а при неблагозвучных топают).

Антон Антонович Антонов

Фонтан Фонтанович Фонтанов

Вагон Вагонович Вагонов

Диван Диванович Диванов

Федот Федотович Федотов

Компот Компотович Компотов

Захар Захарович Захаров

Кошмар Кошмарович Кошмаров

Матвей Матвеевич Матвеев

Злодей Злодеевич Злодеев

- Вы поняли, конечно, что это шутка. Но в каждой шутке есть доля правды.

VI. Творческая работа с произведениями.

-А теперь попробуем составить наш семейный альбом. Чьи фотографии мы поместим в него? ( Фотографии папы, мамы, бабушки, дедушки, сестрёнок и братишек).

-Давайте вспомним какие произведения о папах вы прочитали, готовясь к этому уроку.( Учитель прослушивает ответы детей.1-2 учащихся читают отрывки из прочитанных произведений).

-Кому посвящены эти стихотворения ? (Папе).-Как вы думаете , почему папа самый главный в семье?(Ответы детей).

Нам нужно составить словесный портрет папы.(На доске вывешивается схема).

  1. Имя и отчество моего папы.
  2. Мой папа самый …
  • Походка
  • Волосы
  • Глаза
  • Характер
  1. Я люблю своего папу, потому что…(Выслушиваются ответы детей).

-Вот мы и составили портрет папы.(На экране появляется портрет папы).

-Кого же не хватает рядом с папой ? (Мамы).Давайте вспомним, какие произведения о маме вы прочитали.(Стихотворения Е.Благининой, А.Барто,нанайская сказка «Айога», татарская сказка «Три сестры» и т.д. Несколько учащихся читают стихи о маме) .

-Кому посвящены эти произведения ? (Маме).

-Как вы думаете , почему маму сравнивают с солнцем? (Солнце даёт свет, тепло, дарит нам жизнь. И мама- самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. В трудную минуту мы всегда зовём на помощь маму. Мама заботится о нас , радуется и горюет вместе с нами).

-Составим словесный портрет мамы.(Учащиеся по заданной схеме составляют портрет мамы).(На экране появляется портрет мамы).

VII. Слушание произведения.

(Фоном звучит песня « Дорогие мои старики»).

-Сегодня я хочу прочитать вам новое произведение. Послушайте его.(Учитель читает стихотворение Р. Гамзатова «Мой дедушка» ).

-Понравилось ли вам это произведение? Что вы чувствовали, когда слушали его? Почему мальчик горд за своего дедушку? (Выслушиваются ответы детей)

А теперь по нашей схеме составим словесный портрет дедушки.( Выслушиваются ответы детей и на экране появляется портрет дедушки).

-Ребята, перед вами лежат листочки , на которых напечатано стихотворение Л.М.Квитко «Бабушкины руки». Давайте про себя внимательно прочитаем это стихотворение. (Учащиеся читают).

-Что вы представили,читая это стихотворение? Почему автор так назвал его?

-Продолжим работу со схемой. Составим словесный портрет бабушки. (На экране появляется портрет бабушки).

-Кого же не хватает в нашем альбоме? ( Братишек и сестрёнок). Ну конечно же наших шалунишек сестрёнок и братишек! Ну а может быть старших братьев и сестёр.

(Несколько учащихся читают стихотворения о братьях и сёстрах. Затем составляется их словесный портрет). (На экране появляются фото братьев и сестёр).

-Ребята, посмотрите, какой у нас получился семейный альбом! Вам понравилось?

VIII. Обобщение.

-Давайте вспомним, что мы узнали о роде, о семье? Что нужно делать, чтобы сохранить семейные традиции? ( Выслушиваются ответы детей). Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете.

  1. Дом вести-не рукавами трясти.
  2. Когда семья вместе, и сердце на месте.
  3. Семейные нелады доведут до беды.
  4. В родной семье и каша гуще
  5. Не нужен и клад, коли в семье лад.

Материал для подготовки к уроку.

Произведения о папе

Игорь Бабушкин

ПАПЕ

У меня уехал папа

                        далеко.

 Мне без папы, если честно,

                       нелегко.

 Папа, если хочет,

                      может песню спеть,

 Если холодно,

                   теплом своим согреть.

 Папа может

                 сказку прочитать,

Мне без папы

                  трудно засыпать.

Поднимусь, и тихо

                    встану у дверей,

 Милый папа,

             возвращайся поскорей.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ!

Может он в футбол играть,

 Может книжку мне читать.

 Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки.

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки.

Может собирать картинки,

 Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

 Может рыбу он ловить,

 Кран на кухне починить.

 Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

МОИ ПАПА

Мой папа красивый

И сильный, как слон.

Любимый, внимательный,

Ласковый он.

Я жду с нетерпением

Папу с работы.

 Всегда мне в портфеле

Приносит он что-то.

Мой папа находчивый,

Умный и смелый.

Ему по плечу

 Даже сложное дело.

Ещё он - шалун,

Озорник и проказник.

 С ним каждый мой день

 Превращается в праздник.

Мой папа весёлый,

 Но строгий и честный.

 С ним книжки читать

 И играть интересно.

И скучно без папы

На санках кататься.

Никто не умеет

Так громко смеяться.

Мой папа - волшебник,

 Он самый хороший.

 Он вмиг превращается

 В то, что попросишь.

Он может стать клоуном,

 Тигром, жирафом.

 Но лучше всего

Он умеет быть папой.

Его обниму я

И тихо шепну:

- Мой папочка, я тебя

Крепко люблю!

Ты самый заботливый,

 Самый родной,

 Ты добрый, ты лучший

И ты только мой!

Лика Разумова

                                     

Произведения о маме

Н.Саксонская «Разговор о маме»

От чистого сердца,

 Простыми словами

 Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим ее,

 Как хорошего друга,

 За то, что у нас

 С нею все сообща.

За то, что, когда

Нам приходится туго,

 Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим ее и за то,

Что порою

Становятся строже

 В морщинках глаза.

Но стоит с повинной

Прийти головою—

Исчезнут морщинки,

 Умчится гроза.

За то, что всегда

 Без утайки и прямо

 Мы можем доверить

 Ей сердце свое.

И просто за то,

Что она—наша мама,

 Мы крепко и нежно

Любим ее.

Д.Дажин

Мужаем мы.

Всему приходит час,

 Но с юных лет и до кончины самой

 С биеньем сердца

вечно бьется в нас

Рожденное любовью

слово «мама»!

Оно горит, как добрая звезда,

 Из тысяч слов особенное слово...

 Его не старят, не мельчат года,

Оно всегда и трепетно, и ново.

А.Костецкий

Сделать на свете

Многое сможем -

В глубинах морских

И в космических тоже,

К тундре придем

И к пустыням горячим,

Даже погоду

Переиначим!

Дел и дорог

Будет в жизни немало...

Спросим себя:

Ну, а где их начало?

Вот он, ответ наш

Правильный самый!

Все, чем живем,

Начинается с мамы!

А.Барто

Было утром тихо в доме,

 Я писала на ладони

Имя мамино.

 Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной

-Я писала на руке

Имя мамино.

 Было утром тихо в доме,

 Стало шумно среди дня.

- Что ты спрятала в ладони?

-Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

 Счастье я держала.

Е.Благинина

Посидим в тишине.

Мама спит, она устала...

 Ну и я игра'ть не стала!

Я волчка не завожу,

 А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу.                   •

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать...

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.    

          ч

. Луч метнулся по стене,

  А потом скользнул по мне.

—  Ничего,— шепнул он будто

—   Посидим и в тишине!..            v

Ю. Яковлев.

Мама.

        Мама... Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.                                            

        Мама... Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить... Мама прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц: воробей; ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть имя: ромашка, василёк, иван-да-марья.

Произведения о дедушках

Р.Гамзатов

Мой дедушка. -        

 У меня есть дедушка,

 Как зима седой.

 У меня есть дедушка

 С белой бородой...

 Маленькие ласточки,

 Песнями звеня,

 Будят вместе с дедушкой

 На заре меня.

 Мы берёмся за руки

 С дедушкой моим

 Вдоль аула нашего

 Мы гуляем с ним.

 Кто ни повстречается

 На дороге нам,

 Кланяется дедушке,

 Говорит: — Салам!        

 Много знает дедушка

 Былей-небылиц:

 Про луну и солнышко,

 Про зверей и птиц.

 Я вопросы разные

 Задаю ему:

 —   Где?

 —   Зачем?

 —   А скоро ли?

 —   Сколько?                

 —   Почему?

Мне на всё мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

Мужики

Я проснулся очень рано,

Посмотрел одним глазком,

Вижу: дедушка рубанок

Подправляет оселком.

С кухни запахи, шипенье

Нагоняют аппетит.

Эх! Сегодня воскресенье!

Мама вкусным угостит!

Но вздохнулось поневоле

-Вроде б надо заслужить.

А ведь нам сказали в школе:

К делу руки приложить.

А работа не игрушка:

Трудно, что и говорить.

Надо зимнюю кормушку

Для синичек смастерить.

Дед рубанком гонит стружку,

Я колдую с молотком.

Получается кормушка

-С полом, с крышей и окном.

 Как приятно маму слушать,

Уминая пирожки:

                «Что работать, что покушать,

Сразу видно - мужики!»

Такая у деда растет борода,      

 Что я на нее удивляюсь всегда.

«С ним, - мама сказала, -                      

  Не будешь в беде:                                

У дедушки много ума в бороде».    

И правда: попросят родные совет,    

 Погладит он бороду - скажет в ответ.

Завидую дедушке я иногда,

Скорей бы росла у меня борода.

Я и дедушка живем

В дружбе неразлучной,

Потому что нам вдвоем

Никогда не скучно.

То он сказку сочинит,

То он быль расскажет,

То ружье мне смастерит,

То коня покажет.

Любит хлопотать в саду,

Любит песню, шутку.

От него не отойду

Даже на минутку.

Я и дедушка живем

В дружбе неразлучной,

Потому что нам вдвоем

Никогда не скучно.

Песня «Дорогие мои старики»

 (слова С. Осиашвили, музыка И. Саруханова).

Постарели мои старики -

Незаметно, как это бывает.

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,          

Чем сердца этих двух стариков.

Припев:

Дорогие мои старики,

Дайте, я вас сейчас расцелую!

Молодые мои старики,

Мы еще, мы еще повоюем!

Вам обоим к лицу седина

И морщинки лучами косыми.

И я ваши возьму имена,

Чтоб назвать ими дочку и сына.

И глаза ваши станут светлей,    

И огня никому не задуть:                              

Ведь внучат любят больше детей...  

Только я не ревную ничуть.  

Припев.

Произведения о бабушках.

Л. М. КВИТКО.

Бабушкины руки.

Я с бабушкой своею  

Дружу давным-давно.  

Она во всех затеях    

Со мною заодно,    

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки      

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Много у бабушки с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки теплые надо связать,                

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

«Бабушка, милая, сядь отдохни!

Мы тебе песенку нашу споем...»              

Дружно мы с бабушкой милой живем!

Сегодня у нас воскресенье как раз,

Бабусю будить я не буду сейчас.

На завтрак, пожалуй, нажарю картошки,

С повидлом пирог испеку и лепешки.

Все это нетрудно мне сделать одной,

Ведь должен у бабушки быть выходной! ...

Еда на столе, и в двух вазах - букеты.

- Иди же, бабуся!.. Бабуся, ну где ты?  

- На кухне я! С пола сейчас уберу                    

Соль, масло, картофельную кожуру...          

Потом соскрести я должна поскорей      

Присохшее тесто со стен и дверей...        

Повидло с окна, с потолка еще смою

И завтракать, внученька, сяду с тобою.

Без палочки шагает наша бабушка,

Очков не надевает наша бабушка.      

И вовсе не седая, а очень молодая

А очень молодая наша бабушка!

На стройке инженером наша бабушка,

И служит всем примером наша бабушка.

И с внуками играет, и много песен знает,

И много песен знает наша бабушка.

У меня есть бабушка, бабушка родная.

Бабушка родная - очень молодая.            

Ах как хорошо! Очень молодая!              

Рано утром бабушка делает зарядку.  

Делает зарядку, учит всех порядку.    

Ах как хорошо! Учит всех порядку!

Ходим вместе с бабушкой на коньках кататься.

На коньках кататься и в бассейн купаться.

Ах как хорошо! И в бассейн купаться!

Есть у нашей бабушки кубки и медали.

Кубки и медали за победы дали.                  

Ах как хорошо! За победы дали!                      

Знают нашу бабушку не в одной квартире.

Не в одной квартире - знают в целом мире.

Ах как хорошо! Знают в целом мире!

Мне, как наша бабушка, стать спортсменом надо.

Стать спортсменом надо - ждет олимпиада!

Ах как хорошо! Ждет олимпиада!

О сестрёнках и братишках.

Я. Акин.

МОИ БРАТ МИША

Ох, до чего ж он рыжий,

Мой новый братик Миша!

И волосы — рыжие,

И ресницы — рыжие,

Проснусь, и сразу весело,

Когда его увижу я.

Над непослушным Мишей

Хлопочет вся семья,

Но мой братишка рыжий

Всё делает, как я:

Я прыгаю — он прыгает,

Я плачу — он ревёт,

Съедаю кашу мигом —

И он тарелку рвёт.

Я Мишу не обижу,

Ничем не обделю.

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.

С. Михалков.

ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ ВЫЛЕЧИЛА

Таня пальчик наколола —

Видно, дед недосмотрел.

Не пошла девчушка в школу —

Так мизинчик заболел.

Он болит и нарывает —

Просто хуже не бывает!

Ставят на руку компресс —

Ставят с мазью, ставят без...

А мизинчик всё болит.

Таня тут ему велит:

— Слушай, пальчик, мой приказ;

Исполняй его сейчас:

«Ты у кошки боли!

У собаки боли! У медведя боли!

И у волка боли! А у Тани Ермолаевой

Не смей болеть!»

Таня этот свой приказ

Повторила десять раз,

Слово в слово повторила,

Пальчик свой уговорила:

Боль, которая была,

Отпустила и ушла.

И теперь медведь в лесу

Держит лапу на весу.

Это Мишку очень злит...

А у Тани Ермолаевой

Пальчик больше не болит!

Забавные игры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш семейный альбом

Слайд 2

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО

Слайд 3

ПАПА

Слайд 4

МАМА

Слайд 5

ДЕДУШКА

Слайд 6

БАБУШКА

Слайд 7

СЕСТРЁНКА

Слайд 8

БРАТИШКА

Слайд 9

МОЯ СЕМЬЯ

Слайд 10

Семейные портреты прошлого (дополнительный материал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Загляните в семейный альбом"

Цели мероприятия:1. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, чувства уважения к родителям.2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.3. Формирова...

Игровая программа "Семейный альбом"

Игровая программа расчитана и на детей, и на их родителей....

Урок английского языка во 2 классе по теме "Мой семейный альбом"

Урок закрепления материала по теме семья и закрепление употребления глагола can....

О чём рассказал мне семейный альбом

Выполнив  эту фотосерию о моей семье, я вспомнил счастливые и радостные моменты нашей жизни.я хочу чтобы в нашей семье всегда были мир, любовь и покой и ярко светило солнышко!!!...

Семейные посиделки «Листая семейный альбом» ( внеклассное мероприятие для 3 класса)

Целью семейных посиделок является: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и гимназии; воспитание чувства любви и уважения к старшим, своим родителям, гордости за свою семью; сплоче...

Сценарий внеклассного мероприятия "Листая семейный альбом "

Для сплочения коллектива и  показать для родителей внеклассную работу в течении всего года....

Интегрированный урок "Загляните в семейный альбом"

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка "Загляните в семейный альбом" для 2 класса с использванием ИКТ-технологий...