Главные вкладки

    Тайна имени.
    творческая работа учащегося по чтению (3 класс) на тему

    Трофимова Ирина Владимировна

    Материал для научной конференции учащегося 3 А класса Кузнецова Сергея

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Kuznecov_sergey_2.doc494 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Ставровская средняя общеобразовательная школа

    Собинского района

    Владимирской области

    выполнил  ученик 3А класса

    Кузнецов Сергей

    Ставрово

    2011год

    Содержание

    Введение.

    1.История имен.

    2.Что означают имена. Исследование имен учащихся 3 А класса МОУ Ставровская средняя общеобразовательная школа.

    3.Существует ли мода на имена?

    Заключение.

    «Имя человека – самый сладостный

    и самый важный для него звук

    на любом языке»

    (Д.Карнеги).

                                                                         Имена, имена, имена –

                                                                         В нашей речи звучат неслучайно:

                                                                         Как загадочна эта страна –

                                                                         Так и имя – загадка и тайна.

    (А.Бобров)

    Введение

    Еще в древние времена человек столкнулся с проблемой как обращаться друг к другу.

    Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя человека возникло не случайно.

    Мне захотелось узнать:

    -когда и как возникли имена

    -откуда они пришли в наш язык

    -что означают наши имена

    -какие имена наиболее популярные в настоящее время.

    Поэтому свою исследовательскую работу я посвятил изучению имен.

    Проблема, решаемая проектом:

           Попробуйте отгадать загадку:

    «Что дается человеку, а используется другими?»  (Имя)

              Мой проект предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя проносит через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.

    Цель моего исследования:

    -изучить значение имен,

    -проанализировать  изменение популярности имен,

    -исследовать изменение моды на имена по прошествии 10 лет.

    Задачи проекта:

    -Изучение и анализ литературных источников.

    -Собрать информацию об именах моих одноклассников.

    -Исследовать значение имен моих одноклассников.

    -Выявить повторяющиеся имена и редкие.

    Методы исследования:

    -поисковый,

    -описательный,

    -метод анализа и обобщения, составления графиков

    Актуальность работы заключается в следующем:

    Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

    Роль имени в жизни человека всегда волновала и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

    Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. 

    1.История имен.

    Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». Тем не менее, имена пришли к людям раз и навсегда. Имя - это первое что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке  Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах, наконец, мы сами будем давать имена нашим детям. А что же это такое – имя? Согласно словарю В.И. Даля, имя – это  «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». Изначальный смысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

    Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно.

    На раннем этапе развития цивилизации люди долго не выбирали, какое имя дать ребенку. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда. Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой.  Вот несколько характеристик имен  по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада,  Добрава;  по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но  это  действительно имена наших предков.

    Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь».

    Еще в летописи 11 века можно встретить хорошо знакомые имена (Олег, Игорь, Владимир, Ольга) и малознакомые (Рюрик, Аскольд, Лучезар). От этих имен веет древностью, героическими и славными походами древнерусских князей. В древней Руси использовались три группы имен:

    -простые и двуосновные древнеславянские имена (Владимир, Святослав, Людмила)

    -скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд)

    -имена, используемые церковью (Иван, Федор, Елена).

    С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые имена (Анна, Мария, Елизавета).

    При крещении человеку давалось второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван. Церковь не все имена признавала. Так князю Киевскому Владимиру при крещении дали имя Василий, княгине Ольге – Елена. 

    В России, на протяжении довольно долгого времени имя человеку могла дать только церковь: при крещении перед обрядом, священник предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка.

    Дело родителей было только выбрать и согласиться с каким-либо из имен. Избежать же насильственного выбора имени и упросить священника дать другое имя стоило немало трудов и средств.

    Лишь в 1905 году эта прерогатива церкви была несколько ослаблена и родители уже могли назвать ребенка на свое усмотрение. После революции, с 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений, и пошло новое поветрие на модные имена.

    2.Что означают имена. Исследование имен учащихся 3 А класса МОУ Ставровская средняя общеобразовательная школа.

    Фамилия переходит от поколения к поколению, а имя дают родители, даже не задумываясь над его первоначальным смыслом.

    Имена бывают различные: прекрасные и неблагозвучные, экзотические и обширно всераспространенные. Какие мужские имена считались хорошими? Это зависело от вековой эпохи, и от страны проживания. К примеру в нашей стране мужские имена, в особенности, в крестьянских семьях, давались детям по церковному календарю. На данный момент выбор имени полностью зависит от предпочтения мамы и папы ребенка.

    Имена девочек в старину были не настолько важны, как имена мальчиков, ибо представителям мужской половины отводилась в жизни еще наиболее принципиальная роль, чем женщинам. Родится, допустим, у крестьянина дочка, понесут ее крестить в церковь. А там батюшка посмотрит в святцы и окрестит девчонку Пелагеей либо Марией - в честь святой великомученицы. А если родится девочка в семье какого-либо дворянина, тогда скорее всего назовут ее в честь царицы - супруги правящего монарха. К слову, были женские имена, которые давались лишь аристократкам (к примеру, Полина), и были такие, которые давали только простолюдинкам (к примеру, Ефросинья, Степанида). Но эти времена прошли, и на данный момент имя - это вопрос личного предпочтения родителей и моды.

    В наши дни, в отличие от традиций прошлого, имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда, ребенка называют:

    -согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого родного человека,

    -из-за красивого звучания, сочетания с отчеством отца;

    -потому что редкое;

    -по совету родителей;

    -потому что модное, актуальное.

    А что же означают имена? В первую очередь мне были очень интересны все данные, связанные с именем Сергей, ведь это и мое имя тоже. И вот что я узнал.

    Имя Сергей происходит от латинского «высокочтимый».
    Имя Сергей. В церковной речи (и торжественно-официальной речи прошлого) произносилось и произносится как Сергий.
    Имя исключительно популярно и любимо. Лет двадцать назад оно соперничало с Александром за первое место. Любовь к этому имени, судя по всему, не ослабла  и  в  наши дни.

    Самые важные качества, которые проявляются в имени Сергей, — это внутренняя жилка, уравновешенность между твердостью и мягкостью, а также его незаметность, что в первую очередь связано с чрезвычайной распространенностью имени.
    Уравновешенность Сергея нередко делает его прекрасным дипломатом, в споре он может быть упорным. Очень добросовестный, ответственный и обязательный человек.
    Оказывается, что каждая буква в имени отражает черты характера человека.

    Так, например:

    С - здравый смысл, угнетенность, властность, капризность.
    Е - страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность.
    Р - самоуверенность, постоянное напряжение.
    Г - таинственность, внимание к деталям, добросовестность.
    Е - жизнестойкость, проницательность, болтливость.
    И - тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.

    Я провел  анализ значения и происхождения имен среди учащихся третьих классов Ставровской СОШ, в ходе которого было выяснено, что

    например: среди мальчиков:  имя Никита означает «победитель», Дмитрий и Денис «посвященный», Георгий «землевладелец», Евгений «благородный» и т.д., а среди девочек: имя Юлия означает «кудрявая», Арина «мир», Екатерина и Вероника «чистая», Анна «благодать», Снежана «белая» и т.д.


    Имена мальчиков

    Значение

    Происхождение

    Количество человек

    греческое

    еврейское

    латинское

    славянское

    древне

    германское

    испанское

    библейское

    русское

    Андрей

    мужественный

    +

    2

    Никита

    победитель

    +

    3

    Михаил

    равный Богу

    +

    3

    Сергей

    высокочтимый

    +

    3

    Георгий

    землевладелец

    +

    1

    Артем

    здоровый

    +

    1

    Степан

    венец

    +

    1

    Александр

    защитник

    +

    1

    Дмитрий

    посвященный

    +

    2

    Евгений

    благородный

    +

    1

    Владислав

    владеющий

    +

    1

    Денис

    посвященный

    +

    2

    Иван

    данный

    +

    2

    Антон

    вступающий

    +

    1

    Виктор

    победитель

    +

    1

    Максим

    величайший

    +

    1

    Илья

    мой Бог

    +

    1

    ИТОГО

    -

    10

    2

    3

    1

    -

    -

    -

    1

    27

    Имена девочек

    Значение

    Происхождение

    Количество человек

    греческое

    еврейское

    латинское

    славянское

    древне

    германское

    испанское

    библейское

    русское

    Кармэн

    любящая песни

    +

    1

    Нелли

    вспыльчивая

    +

    1

    Виктория

    победительница

    +

    1

    Вероника

    чистая

    +

    1

    Анна

    благодать

    +

    1

    Анжелика

    ангельская

    +

    1

    Владислава

    обладающая славой

    +

    1

    Александра

    защитница людей

    +

    2

    Мария

    возлюбленная

    +

    1

    Марина

    любящая

    +

    1

    Дарья

    дар Бога

    +

    4

    Полина

    освобожденная

    +

    4

    Эллада

    гречанка

    +

    1

    Юлия

    кудрявая

    +

    4

    Снежана

    белая

    +

    1

    Алина

    благородная

    +

    1

    Евгения

    благородная

    +

    1

    Анастасия

    воскресение

    +

    1

    Арина

    мир

    +

    2

    Екатерина

    чистая

    +

    4

    ИТОГО

    -

    8

    2

    5

    2

    1

    1

    1

    -

    34

    ВСЕГО

    -

    18

    4

    8

    3

    1

    1

    1

    1

    61

    Вывод: Исследование разновидностей имен учащихся третьих классов Ставровской СОШ показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен. Нужно отметить, что имена латинского, славянского, древнегерманского, испанского, библейского происхождений у девочек преобладают над количеством вариантов имен  в этих группах у мальчиков. У 61 учащегося встретилось 37 вариантов имен, в том числе среди мальчиков -17 вариантов, у девочек – 20.


    На основе проведенного мною исследования я пришел к следующим выводам: половина из 61 исследованного имени учащихся третьих классов Ставровской СОШ носят имена греческого происхождения, на втором месте – латинского (22%), на третьем – еврейского (11%), далее славянского (8%), и по 3% испанского, библейского, русского.

    3.Существует ли мода на имена?

    Мода на имена существовала всегда и в этом нет ничего плохого. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Очень модными становятся те имена, которые давно не использовались.

    Обычно мода на имена связана с изменением ценностей в поколениях, учитывая то, как часто они изменялись в ХХ веке.

    Например: В 1920 – 1930-х  г.г. наиболее часто давали имя Николай, Василий, Алексей, Георгий, Иван. Среди женских имен наибольшей популярностью пользовалось имя Мария, затем Александра, Ольга, Екатерина, Елена.

     В 1940 – 1950-х г.г. на первом месте имя Владимир, за ним идут Юрий, Анатолий. Среди женских имен излюбленным становится Наталья, за ним идут Людмила, Татьяна.

    В 1970 году среди мужских имен лидируют имена Александр, Андрей, Сергей, Олег, Дмитрий. Этими именами была названа половина родившихся мальчиков. Самым популярным именем стало имя Елена.

    В 1980 году именем-фаворитом снова становится Александр. Часто встречаются имена Дмитрий, Денис, Алексей. У девочек самым популярным становится имя Александра. Часто девочек стали называть Аннами, Натальями, Маринами.

    В 2010 году Мария и Александр стали самыми модными именами новорожденных в городе Москве. При этом Александр стал уже «шестикратным чемпионом»: в последние 6 лет это имя для малышей чаще всего выбирают молодые родители Москвы. Мария же вернула себе «пальму первенства» в 2009 году спустя почти полвека.

    Женские и мужские имена: последние тенденции во Владимирской области:    в 2010 году во Владимирской области родители давали своим сыновьям имена Артем и Максим, а дочкам - Анастасия, Екатерина и Анна.      

    Стали в последнее время популярны и старорусские имена, такие как Анисья и Агата. Количество Иванов, стремительно уменьшавшееся весь двадцатый век, резко пошло в рост в двадцать первом. А популярнейшие женские имена позднего СССР — Татьяна, Наталья и Елена — вылетели из десятки самых массовых. Списки наиболее распространенных русских имен быстро меняются.

    В настоящее время родители бывают очень изобретательны. Так, например, в августе 2009 года в Кирове родилась девочка, которую назвали Россией. Редкое, необычное имя. В 2010 году некоторых малышей в городе Москве назвали: Еремей Покровитель, Мононо Никита, Архип-Урал, Кит, Радость, Океана. В 2010 году во Владимирской родители чаще всего дают своим сыновьям имена Артем и Максим, а дочкам - Анастасия, Екатерина и Анна. Стали в последнее время популярны и старорусские имена, такие как Анисья и Агата.

    Самым популярным именем среди мальчиков оказались имена Никита, Михаил, Сергей, на втором месте по популярности  имена – Андрей, Дмитрий, Денис, Иван.

    Популярные имена девочек 2001-2002 года рождения, полученные в результате исследования имен учениц третьих классов Ставровской СОШ.

    Самым популярным именем среди девочек оказались имена Дарья, Екатерина, Полина, Юлия, на втором месте по популярности  имя – Александра, Арина.

    Заключение.

    Между живущих людей безыменных людей не бывает. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как, примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

    Свою исследовательскую работу я посвятил изучению истории происхождения имен, изучил их значение. Проведя свою  исследовательскую работу можно сказать, что в настоящее время много русских людей носят традиционные имена, хотя мода на имена меняется.

    В недавнем времени модными именами становились те имена, которые были забыты, отброшены как слишком простые или, наоборот, слишком вычурные. Феномен понятия популярные имена не изучен до конца, да и, к тому-же, весьма загадочен. Неизвестно, какое имя станет популярным в будущем, точно так же как неизвестно, какая песня станет хитом.

     Необычное имя не только поддерживает уникальность человека, но и его отличие от других.  Самое главное соблюдать меру, потому что человек, который совсем не похож на тех, кто его окружает, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

    Важно помнить, что имя - это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Поэтому, прежде чем нарекать человека, необходимо прислушаться к советам:

    1) имя должно легко произноситься;

    2) должно соотноситься с отчеством;

    3) должно быть легко запоминающимся;

    4) от имени должны образовываться уменьшительно - ласкательные формы;

    5) не должно вызывать у человека неприятных ассоциаций.

    Литература

    1.Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД». – 608 с.

            2. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. Москва. ООО «Дом Славянской книги». 2009-671с.

            3. Советский энциклопедический словарь. Составитель Булатов Р. М.: «Советская энциклопедия», 1988.-159 с.

    4.Источники Интернет:

    www.imena- info/ru www. rusedu.ru

    www.takzovut.ru

    www.vipnovosti33.ru

    www.sdl33.ru

    www/dni/ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к научной конференции "Тайна имени"

    Данная презентация кратко передает содержание исследовательского проекта, выполненного учащимся 3 класса кузнецовым Сергеем...

    Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

    Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

    Тайна имен земли Кузнецкой

    Здесь можно найти толкование многих географичесикх названий кемеровской области - откуда они произошли, что лежит в основе этих названий....

    Презентация к уроку окружающего мира. "Тайна имени" 3 класс

    Презентация разработана к уроку окружающего мира 3 класса по программе "Школа ХХI века".Цель: познакомить детей с историей имен....

    Тайна имени Софья

    Творческая работа в форме презентации...

    тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»

    Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...

    Урок Большая буква в именах.Тайны имени.

                        Королёва Елена Карловна – учитель начальных классов МОУ Дупленская СОШ, образование высшее педагогическое,педагогичес...


     

    Комментарии

    Большое спасибо за предоставленный материал.Ваш ученик отлично потрудился под Вашим руководством. Данный материал представляет ценность как для воспитательной работы с учащимися, так и для работы на  уроках.Желаю дальнейших творческих успехов.