Урок литературного чтения в начальной школе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бурдейная Светлана Николаевна

Урок лтиературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Бурдейная Светлана Николаевна ГОУ СОШ № 35 Василеостровского района, учитель начальных классов 

  Проблема развития речи младших школьников является самой актуальной в современной методике русского языка в начальной школе.
      Развитие речи — это процесс овладения речью (овладение средствами языка, к которым относятся фонетика, лексика, грамматика, культура речи, стиль) и механизмами речи (ее восприятие и выражение своих мыслей).

Цели:

- создать соответствующую эмоциональную атмосферу;

- оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия картины;
- оценить качество самостоятельного восприятия картины, развивать навыки описания картин;

- скорректировать задуманный учителем ход анализа картины;
- пробудить интерес к дальнейшему рассматриванию, потребность в аналитической работе;
- углубить восприятие произведения;

- понять идею произведения;

- познакомить с историей создания К.П.Брюлловым картины «Последний день Помпеи»;

- воспитывать любовь к творчеству.

Задачи:

 - учить находить слова в тексте, отражающие отношение автора, героя;

 - формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения и обсуждения художественных текстов;
 - учить сравнивать стихотворные тексты;
 - учить читать выразительно;

 - развитие творческого воображения путем интерпретации художественного произведения; 

 - развивать умение чувствовать и понимать настроение автора, героя и передавать это при чтении;
 -  развивать речь; учить создавать свои собственные произведения;
 -  формирование умения работать с картиной;

 - развитие личностного, индивидуального восприятия текста;

 - развитие выразительного и осознанного чтения стихотворения с целью передачи смены настроения.

 Методические приемы:

1. Антиципация содержания картины по заголовку; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; слушание музыкального произведения; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве художника; знакомство с искусствоведческим текстом.

2. Самостоятельное или под руководством учителя рассматривание картины; анализ названия картины; самостоятельный анализ; выбор учащимися названия картины из предложенных учителем. Беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.

3. Постановка проблемных вопросов:  почему картина так называется?

4.  Сопоставительный анализ литературного произведения и картины художника на одну и ту же тему.

5.  Детальное рассматривание элементов картины; определение микротем; озаглавливание. Подбор слов (синонимов, антонимов, других средств выразительности), позволяющих более точно представить тот или иной предмет, того или иного героя произведения.

6.  Отработка навыков анализа поэтического текста.

7.  Углубление нравственных представлений учащихся.

8.  Отработка навыков дискуссии.

9.  Формирование способов проявления личностной позиции в «речевом поступке».

 Планируемые достижения учащихся:

- умение находить в тексте средства художественной выразительности;

- осознание нравственных понятий на основе чтения стихотворного  текста и анализа картины;

- осознание нравственных ценностей, рассматриваемых в ходе урока;

-  умение участвовать в коллективной беседе;

- умение сравнивать литературные и художественные  произведения;
- умение осмысливать произведение с помощью интерпретации текста.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система.
  2. Презентация.
  3. Музыкальная запись.
  4. Толковый словарь.
  5. Учебник «Литературное чтение» 4 класс Н. Чуракова.
  6. Портрет К. Брюллова.
  7. К. Брюллов «Последний день Помпеи» – репродукции.
  8. Марш из оперы Дж. Верди «Аида».

ХОД УРОКА

 1. Введение в тему:

– Как звучит тема, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков – «Убеждаемся, что без прошлого у людей  нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. Отечество это не только мощное государство, которое нас защищает, это великие предки и наша славная история.

– Что вы можете сказать о произведениях, которые нас ожидают?

2. Изучение темы урока:

  1.   Действительно нас ждут поэтические и живописные произведения.
  2.   Сравните два гимна на с.160-161: древнегреческий и современный российский.
  3.   К кому обращён каждый из этих гимнов?

  1.   Сравните первые строфы в обоих гимнах. Есть ли сходство в построении? Чему посвящены первые две строчки в каждом гимне?
  2.   А содержание последних строчек первых строф. Похоже? Чем?
  3.  Обрати внимание на слова «священная» и «держава» в российском гимне. Найди однокоренные слова им слова в древнегреческом гимне.
  4.  Сравните одинаково выделенные слова и выражения в обоих гимнах. Видишь сходство? О чём оно свидельствует?

  1.  Если древний гимн – это гимн Природе, то современный гимн – это гимн … Чему?  Какое особое настроение создают слова, которые использует Сергей Михалков?
  2. Сравни: страна – держава; сильная – могучая; Родина – Отчизна; будущее – грядущее.

  1. Какие знаки препинания преобладают в тексте гимна? Почему?

  1. Какие чувства  хочет вызвать у нас поэт. Вам приходилось испытывать подобные чувства?
  2. Тебе приходилось испытывать подобные чувства?
  3. В каких случаях исполняется  Государственный гимн России?  Хотите петь его вместе со всеми во время торжественных событий? Выучите его наизусть!
  4. Вы уже поняли, что ГИМН – это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Гимн объединяет и сплачивает людей. Исполняя его всем миром, они просят защиты и покровительства.
  5. От чего люди чувствовали зависимость в древние времена? У кого просили защиты? А что изменилось в настоящее время?
  6. Как вы думаете, есть ли такие страны, у которых нет своего гимна?
  7. После названия в греческом гимне есть указание: «фимам, ароматы». Имеются в виду ароматные травы и смолы, которые вокурялись при жертвоприношениях во время исполнения гимна. А жертвоприношение было обязательным во время исполнения гимна. Люди в древности считали, что если не принести в жертву богам определённые части животных (например, овцы или птицы), то боги не откликнуться на призыв. Вам интересно посмотреть, как выглядит древний жертвенник?

(иллюстрация)

  1. На фотографии руины древних Помпей – города, который погиб почти 2000 лет назад от извержения вулкана на горе Везувий. Видите, как мирно сейчас выглядит Везувий? На переднем плане справа – каменный жертвенник.
  2. Вокруг него прямо на площади люди пели гимн. Сейчас на месте этого древнего города огромный музей под открытом небом, посмотреть который приезжают тысячи туристов.

(иллюстрация)

  1. Найдите в «Музейном Доме» картину «Последний день Помпеи, написанную Карлом Брюлловым. Подлинник картины мы с вами видели в «Русском музее».

(иллюстрация)

  1. Почему «последний день»? А что же было назавтра? Назавтра ничего не было. И самого города не было, и людей не было. Почти все погибли.  Две тысячи челок погибло.
  2. Брюллова в Помпеи не было во время катастрофы. Он был там как раз тогда, когда велись раскопки города. Художника потрясло то, что он увидел: расчищенные древние улицы и дома, сохранившиеся росписи стен, посуда, музыкальные инструменты, украшения.(слайд)
  3. Кроме того, известно, что Брюлллов знал содержание письма написанного восемнадцатилетним очевидцем этой ужасной трагедии – писателем и историком Плинием Младшим. Воображение живо дорисовало художнику, как всё было 24 августа 79 года…

« Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте.  Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими.

 Тогда тот же испанский знакомец обращается к нам с речью настоятельной: "если твой брат и твой дядя жив, он хочет, чтобы вы спаслись; если он погиб, он хотел, чтобы вы уцелели. Почему вы медлите и не убегаете?" Мы ответили, что не допустим и мысли о своем спасении, не зная, жив ли дядя.  Не медля больше, он кидается вперед, стремясь убежать от опасности.

Вскоре эта туча опускается к земле и накрывает море. Она опоясала и скрыла Капри, унесла из виду Мизенский мыс.  Тогда мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал: для юноши это возможно; она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной моей смерти. Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу.  Она повинуется неохотно и упрекает себя за то, что задерживает меня.

Падает пепел, еще редкий. Я оглядываюсь назад: густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. "Свернем в сторону, - говорю я, - пока видно, чтобы нас, если мы упадем на дороге, не раздавила идущая сзади толпа". Мы не успели оглянуться - вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин; одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам.  Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь»

  1. Ещё раз рассмотрим репродукцию картины. Сможете подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния Младшего?
  2. Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? А человека, который падает с коня? Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?

(иллюстрация)

  1. Брюллов чувствовал себя очевидцем этого ужасного события, он даже изобразил себя самого на этой картине.
  2. Возьмите лупу и найдите автопортрет художника. Вы узнаете его по ящику, из которого видны кисти, а также горшочки с красками.
  3. Почему ящик на голове у художника? Так было принято носить некоторые тяжёлые вещи. Например, корзины с овощами и фруктами, сосуды с водой.
  4. Возьми рамку и выдели вертикальные фрагменты, в которые входят следующие группы людей:
  1.   мать с двумя взрослыми дочерьми;
  2.   мать и отец с двумя детьми: грудным ребёнком и ребёнком постарше;
  3.   старик – отец и двое сыновей: молодой воин и подросток;
  4.   Плиний с матерью;
  5.   юноша с раненой невестой.
  1. Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботиться о своих близких? Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранить в себе лучшие человеческие качества, стоя на пороге смерти?
  2. Многих писателей, поэтов и художников привлекают особые состояния природы и жизненные ситуации, в которых уживается одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее...
  3. Одним из них и был Александр Пушкин.

 Александр Сергеевич Пушкин 
(06.06.1799 - 10.02.1837)

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.

  1. А хотите узнать, какое впечатление произвела на Александра Сергеевича Пушкина картина «Последний день Помпеи»?
  2. Написано стихотворение по поводу картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Картина была выставлена в 1834 г. в Петербурге. Сохранился рядом с этим стихотворением рисунок Пушкина, изображающий центральные фигуры картины Брюллова.

(иллюстрация)

  1. Вот какую картину однажды увидел поэт... Послушайте такое стихотворение.
  2. Чтение стихотворения учителем. (Учебник не открываем)
  1. Во время чтения звучит музыка. Марш из оперы Дж. Верди «Аида».

3.Словарная работа. 

На доске:

Кумиры падают

(Кумир – предмет почитания, поклонения. Здесь (устар.): статуя бога, идол).

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

– Для того, чтобы мы могли понять это произведение, надо уточнить правила чтения и значения некоторых слов.

– Куда надо обратиться, чтобы определить их смысл? (в толковый словарь)

Один из учеников зачитывает информацию из толкового словаря.

4. Анализ стихотворения

  1. Помог ли вам поэт увидеть на картине то, что вы раньше не обратили внимания?
  2. Заметили вы падающие статуи, увидели ли каменный дождь?
  3. Пушкин представляет нам сцену беспощадной войны, которую Природа объявила людям.
  4. Прочитайте первые две строчки текста. Поделите стихотворение на три смысловые части.
  5. Прочитайте вторую часть. Проследите за тем, куда устремляется и куда перемещается взгляд поэта. Получается, что и снизу, и сверху сплошной кошмар.
  6. А теперь прочитайте последнюю часть. Как, какими подробностями нагнетается впечатление ужаса? Из каких слов понятно, что всюду – и сверху и снизу – разрушение и смерть.
  1. Определи, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения? А последние четыре?
  2. Объясните именно такой выбор рифм?
  3. Удалось ли поэту в шести строчках передать впечатление той страшной катастрофы, которая случилось  24 августа 79 года в Помпее?
  4. Пушкин и Брюллов – два гения. Они родились в один год.
  5. Прочитайте статью об Александре Пушкине. Что для вас было новым? Что узнали впервые? Согласитесь ли с выводом в конце статьи?(иллюстрация из учебника)
  6. Испытываете ли вы чувство гордости от того, что Александр Сергеевич Пушкин – твой соотечественник? Какие писатели, поэты и художники вызывают у вас такое чувство?

5. Итог:

Для нас Отечество, к которому мы обращаемся во время исполнения гимна, - это не только мощное государство, которое нас защищает. Это  наши великие предки и наша славная история. Так же нам дорога наша природа, наша поэзия, наша музыка, наше изобразительное искусство. Это наше будущее. (Размышления учеников)

6. Д/з:

Дома прочитайте родителям это стихотворение так, что бы они тоже почувствовали тревогу, даже в успокаивавшемся море. Можно выучить наизусть.

 7. Список литературы:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях.
  2. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 4 класс. Часть первая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...