Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Чернышова Наталья Ивановна

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Основная цель литературного чтения как учебного предмета - способствовать развитию личности ребёнка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества.

В условиях реализации ФГОС нового поколения младший школьник должен владеть не только хорошей техникой чтения, но и быть «вдумчивым читателем», уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, эмоционально его переживать,  уметь  анализировать  художественные произведения разных литературных жанров.

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.

Знакомство с новой книгой

1. Рассмотри обложку книги.

2. Прочитай фамилию автора и название произведения.

3. Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.

4. Определи примерное содержание книги.

5.Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

Работа над кратким пересказом по плану

1. Раздели рассказ на смысловые части.

2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения).

4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

Составление плана рассказа

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

- О чем говорится в начале рассказа?

- Какие события описаны дальше?

- Чем заканчивается текст?

2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

4. Перечитай их, расскажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

5. Запиши свой заголовок к каждой части.

6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

Работа над сказкой (1 кл.)

1. Как называется сказка, кто ее сочинил?

2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор к своим героям?

8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

План анализа сказки (2-4 кл.)

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

Памятка по заучиванию стихотворения наизусть

1. Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нем говорится.

2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.

3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.

4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.

5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).        

6. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения). 

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Отзыв о прочитанной книге

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.

4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?

5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.

6. Чему научила тебя эта книга?

Анализ текста

1. Беседа по содержанию, цель которой – проверить, поняты ли текст в целом, его основная мысль, задача автора.

2. Анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием и редакцией предложенного. Выбор заголовков для каждого пункта плана.

3. Анализ использованных средств языка (при открытых книгах), который включает наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слова, фразеологизмов, синтаксических конструкций; сопоставление различных глаголов, уточнение разницы в значении каждого из них.

Сюда же можно отнести и работу по предупреждению речевых недочетов, таких, как: несогласованность глаголов по временам, назойливые повторы, употребление однокоренных слов в одном предложении, неудачные словосочетания, неправильный подбор пар предлогов, неточные по смыслу прилагательные. Эта работа (по отбору примеров) с текстом должна быть проведена учителем заранее и накапливаться в особой картотеке. Систематичность подобной работы приносит ученикам несомненную пользу.

4. Самостоятельное прочитывание текста, при котором обращается внимание на написание слов и знаки препинания; коллективное обсуждение, какие слова для написания являются наиболее трудными и поэтому должны быть вынесены на доску. Синтаксические конструкции лучше всего оформлять в виде готовых схем и вывешивать подходящую схему для данного предложения. Сюда относятся члены предложения и схемы по передаче прямой речи.

5. Самоконтроль как проверка написанного. Рекомендуется детям несколько раз перечитывать свой текст, каждый раз имея в виду определенную цель:

– оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить, привлечь внимание и т.п.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

– решить, удачно ли сформулированы все мысли, т.е. нет ли тех самых речевых недочетов, о которых речь шла ранее;

– проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Виды работ над текстом на уроке литературного чтения

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение и пересказ после чтения.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить). Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Самостоятельное чтение вполголоса.

10. Чтение, поиск отрывка по рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

14. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

15. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

16. Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль.

17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).        

18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

19. Чтение, составление сценария для диафильма (кратко, подробно).

20. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

21. Беседа с сопровождением выборочного текста.

22. Нахождение в тексте 3 (4,5...) выводов.

23. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после прочтения учителем или учеником.

24. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

25. Чтение по ролям.

26. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

27. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

28. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

29. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, точкой, многоточием.

30. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

31. Поиск и чтение образных слов и описаний.

32. Поиск и чтение слов с логическим ударением.

33. Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

34. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

35. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

36. Выразительное чтение отрывка, стихотворения, рассказа по собственному выбору.

37. Чтение отрывка в тексте с распространением в нем.

38. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.

39. Кто быстрее найдёт в тексте одно слово на заданное учителем правило.

40. Нахождение в рассказе самого длинного, слова.

41. Нахождение в рассказе двух-, трёх-, четырехсложных слов.

42. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

- существительное + прилагательное;

- существительное + глагол;

- местоимение + глагол (можно наоборот).

43. Чтение, пометка непонятных слов.

44. Чтение слабо читающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

45. Поиск слов и выражений, с помощью которых можно составить устный портрет.

46. Поиск и чтение слов в тексте, близких по значению данным (данные слова выписаны на доске).

47. Чтение слов, к которым даны сноски.

48. Поиск и чтение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.

49. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т. д.

50. Комбинированное чтение (учитель - хором ученики).

Художественные произведения различных жанров несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщают ребенка к духовному опыту человечества, развивают его ум, облагораживают чувства. Чем глубже и полнее воспринято младшим школьником то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает.

Использование разнообразных методических приёмов на уроках литературного чтения в процессе изучения художественных произведений различных жанров в начальной школе способствует развитию духовно-нравственного потенциала младшего школьника, формированию компетентной личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Список литературы

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008.

2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю. - М.,2011.

3. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки внеклассного чтения в начальной школе

Уроки внеклассного чтения должны проходить интересно и увлекательно. В своей статье я предлагаю некоторые методы проведения данного урока, а так же конспект урока по внеклассному чтению в 3- м классе ...

Урок по чтению в начальной школе 2 класса

Знакомство с новым произведением Е. Благининой "Белкина кладовка"...

.Тема: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.

 К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, ...

Приёмы работы над художественным произведением

Данный материал поможет учителю провести анализ художественного текста. Познакомит с видами работ на уроках чтения....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: «Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»».Цели урока:- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;- помочь детям увид...