Главные вкладки

    Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах
    материал по чтению (3, 4 класс) на тему

    Завгородная Арина Александровна

    Кратко описаны приемы, которые я использую на уроках литературного чтения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах

    В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения 

    Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

    • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

    служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

    • Приём «Работа с вопросником». Я применяю при введении нового материала на

    этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

            Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

    ВОПРОСНИК

    Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

    1. Назовите главных героев произведения.
    2. Где происходят события?
    3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
    4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
    5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
    6. Что однажды произошло?
    7. Что случилось с собачкой через год?
    8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
    9. Чем заканчивается быль?
    10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
    11. Каково ваше впечатление от рассказа?
    • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяю как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
    • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

    помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

    Так, например, после чтения первой части русской народной сказки «По щучьему веленью», в которой автор знакомит с главным героем Емелей,  учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

    • Приём «Написание творческих работ» я  провожу  на этапе

    закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Так же можно, чтобы дети самостоятельно придумали окончание сказки или изменили, которое написал автор.

    • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается

    построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

    Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

    Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.

    Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....

    "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

    В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

    Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

     Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...

    Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.

    «Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....

    Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

    Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...