Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алексеева Татьяна Анатольевна

«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

АЛЕКСЕЕВА Т.А.

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24»

г Альметьевск Республики Татарстан

Работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний», который разработан в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования.

«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление».

     Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

     Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

     В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением, которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования… формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». В чём же сущность деятельностного подхода?        

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал  когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами литературных произведений в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Литературное чтение содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Вопросы и задания помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности. Литературное чтение содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).

Свою задачу я понимаю – нам надо помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами дети, если бы были на месте героев.. «Культура эмоций – это культура души, поэтому необходимо через произведения воздействовать на душу ребенка, культивируя их эмоции.

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик», начало II класса. Идет анализ произведения. Все как всегда, и отношение Мальчика к отцу, матери, работа над частями сказки, подбор заголовок и т.д. И работа завершена почти, урок к концу, как мой Владик, шустрый, непосредственный мальчик, любит каверзные вопросы и нестандартные ответы поднимает руку и говорит: «Здесь все говорили, что Мальчик с пальчик был добрым, умным, находчивым, честным, смелым, а я не совсем согласен с этим. Я думаю, Мальчик был нечестным», В классе моментально все повернули головы к Владику, удивленно раскрыв глаза, а тот продолжает « Барин то за него деньги заплатил, а он от него сбежал, это нечестно. Волк его до дома довез, а волка убили. Разве так поступают?» Разговор неожиданно перешел в оживленное обсуждение. Владика стараются убедить, что барин был наказан за жадность, да и волка убили тоже за его жадность.

При чтении сказка Ушинского К.Д. «Мена», первоначально нет конца сказки. Детям самим нужно закончить. А что бы сказала старику старушка жена? Предположений было много. Девочка А., скромная, кроткая девочка, говорит: «Я даже очень хорошо представляю, что она сказала. Зачем ты мне нужен? Уходи и не возвращайся пока не найдешь кусок золота». А Н. ей возражает: «А я не согласна. Мне кажется, она бы обрадовалась, что дед домой вернулся, ей же одной плохо было».

        Большое влияние оказывают на чувства детей произведения о мужестве и о любви. Произведение Василия Белова «Верный и Малька». Меня поразило, насколько дети глубоко умеют мыслить и видеть главное. Дети увидели в Мальке верную, любящую, мужественную маму. И на вопрос: «Как ты относишься к Мальке?» Полина ответила: «Я восхищаюсь мужеством этой маленькой собачки, ее преданностью своему ребенку. Раньше я читала про людей, как они любят своих детей. Но чтобы вот так, как эта маленькая злющая собачонка любила? Мне ее хочется нарисовать красивой, большой и доброй». Интересным и поучительным было обсуждение слов «любовь сильнее страха смерти».

        Как оценить влияние на чувства детей таких произведений как           А.П. Чехова «Белолобый», М. Пришвина «Лимон», Л. Толстого «Лев и собачка», К. Паустовского «Кот – ворюга» и других. Когда после анализа произведений следуют такие задания: «Попробуй сочинить рассказ о том, что чувствует кошка или собака, когда ее обижают люди»; или «постарайся по поведению собачки понять, какие чувства она испытывала?». Задания даются не в принужденной форме, «если хочешь…, можешь записать…, зарисовать». И, как правило, дети подобные задания выполняют все.

        Вернемся к произведению М. Пришвина «Лимон». Анализ произведения, все сказали о маленькой собачке, о ее наружности, поведении, об отношении окружающих к собачке-забияке. И вдруг один мальчик, новенький в нашем классе, у которого не сразу наладились отношения с ребятами, не сложились, мальчик живой, но в силу своих психологических особенностей, волнения, задиристый, постоянно вязнет в путаных фразах, преходящих в бормотание, начал говорить: «Я… это…щас подумаю и скажу… Я вспомнил чо-то. Да. Вот. Мне тоже было плохо, когда я сюда пришел. Я боялся всех, из-за этого дрался, а вот помните, когда Владик сказал, что ему за меня стыдно, я тоже чувствовал…вот себя, тоже плохо, я как заболел. Мне говорить ни с кем неохота было. Я вот чо хочу сказать, я хочу быть хорошим. Вот». В классе воцарилась тишина, а новенький расплакался. Представляете, сколько волнений было в его маленькой душе перед тем, как его переживания вылились наружу.

        Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка». Посмотрите, какие вопросы: Каким был Миша до того, как в его руки попала полосатая палка? Какие чувства вызывал он у других людей? Какие отношения с собственной совестью были у Миши? Как ты думаешь, почему писатель не рассказал, как закончилась эта история? Расскажи от лица Миши, о чем он думал, что чувствовал и делал, когда на «перекрестке не оказалось слепого».

Хочется подчеркнуть, что все работы, т.о. все дети дали шанс Мише: закончили рассказ на положительной ноте, что и мужчина не погиб, и Миша исправился, стал положительным мальчиком.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, веду работу по направлениям:

 -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развиваю творческие способности;

  - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Предлагаю несколько примеров такой работы:

- в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

- тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

- называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Мои ученики выполняют творческие, метапредметные, информационные проекты «День рождения Буквы, «В мире приключений», «В гостях у бабушки Совы». В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

    Использование системно деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

В основе системно деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.  Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном…  Делимся на критиков и изобретателей….».

 Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий (на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач).

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

- проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

- подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

 Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

3.      Использование метода проектов.

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.  Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.

 Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие. От встреч с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и развитие Человека. Главной задачей человека младшего возраста является ученичество. При этом «обучается» он не умом, а всей своей сущностью и глубиной. Труд учителя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем.

         Используемая литература

1.Баев Л.Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах. «ИДР», 2012г.

2. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание /Л.С.Выгодский Пед.психология. М., 1991г.

3. Программа литературного чтения, пояснительная записка. Кац Э.Э.-Москва, АСТ: Астрель, 2009г.- «Планета знаний».

4.Журнал «Практика образования» №1,2, № 2011г.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения

 Литературное чтение – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии младших школьников. Использование системно-деятельностного подхода в курсе «Литературное чтение» ...

Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

 Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...

Мастер - класс "Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения"

  Цель мастер-класса: показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы.    Задачи мастер-класса: знакомство  с приемами сис...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока....

Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...

Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описывается последовательная реализация деятельностного метода на уроках литературного чтения, условия развития у младших школьников читательских навыков, сочетание деятеьностного метода с со...