Главные вкладки

    Мастер - класс "Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения"
    учебно-методический материал по чтению ( класс) на тему

    Алексеенко Людмила Ивановна

        Цель мастер-класса: показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы.

        Задачи мастер-класса:

    •  знакомство  с приемами системно-деятельностного подхода на уроках чтения в начальной школе;
    •  создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов;
    • совместная отработка  приемов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по теме: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения»

    Алексеенко Л.И.

        Цель мастер-класса:

    показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы.

        Задачи мастер-класса:

    • знакомство педагогов с приемами;
    • создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов;
    • совместная отработка  приемов.

          Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

          Деятельностный  подход к обучению предполагает:

    • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
    • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
    • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
    • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
    • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

    Деятельностный метод –это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.

    Характерной чертой технологии деятельностного метода является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

    Основными положениями технологии деятельностного метода являются:

    • Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
    • Сам процесс должен быть творческим и поисковым.
    • Обучение деятельности предполагает совместную учебно – познавательную деятельность группы учащихся под «скрытым» руководством учителя, т.е. ученики выполняют роль «исследователей».

    Главным отличием деятельностного метода от традиционного «демонстрационно – наглядного» метода является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

    Деятельностный метод обеспечивает включение детей в деятельность:                 - целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

    - учебные действия – на этапе «открытия» нового знания;

    - действия контроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

           Особенностью деятельностного подхода учебного курса  «Литературное чтение»    является отношение к чтению как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися, что соответствует природе литературного творчества и чтения как  процесса сотворчества.

    Одна из важнейших особенностей нового стандарта –   формирование у школьников умения учиться, то есть системы универсальных учебных действий. Особое внимание на страницах учебника уделено формированию логических операций: анализу содержания (с 1 класса) и языкового оформления (со 2 класса) изучаемых произведений; сравнению персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений (с 1 класса); сопоставление произведений по виду (познавательное или художественное – со 2 класса) и по жанру (с 1 класса); а также обобщению (со 2 класса) и классификации (с 1 класса).

    Кроме того, в учебниках имеются задания, направленные на формирование таких универсальных учебных действий, как:

    • выделение опорных слов;
    • выделение главного;
    • сжатие информации;
    • составление плана разных видов, в том числе, сложного;
    • пересказ разных видов, в том числе выборочный и краткий;
    • умение работать с таблицей;
    • контекстный способ чтения;
    • ориентировка в книгах.

    Идею развивающего обучения позволяет реализовать достаточное количество творческих заданий.  Это, например, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация. Кроме того, учебники содержат задания, стимулирующие литературное творчество учащихся, например:

    «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (С. Маршак, «Я видел») - 1 класс;

    «Придумай свою историю о слонике» (Г. Горбовский, «Розовый слон») - 2 класс;

    Подготовь рассуждение на тему «Что остается после людей?» Начни, например, так: «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…» (Е. Пермяк, «Некрасивая ёлка») - 3 класс;

    Придумай свою историю с главной мыслью «У страха глаза велики». (И. Крылов, «Мышь и Крыса») – 4 класс.

    Предлагаю рассмотреть некоторые  приёмы работы, позволяющие реализовывать системно-деятельностный подход в обучении.

    Приём «антиципации», (СЛАЙД) предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название и предположить, о чём пойдёт речь в тексте?  (н-р, русская народная сказка «Каша из топора»). После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.

    Строя гипотезу, ученик  привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.

    Приём «кластер» - (СЛАЙД)  это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер – в переводе означает пучок, созвездие.) заключается в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.   Н-р, обобщающий урок по теме «Русские народные сказки»

    На этапе мотивации к учебной деятельности можно использовать приём «водопад», который по-другому можно назвать «бег ассоциаций». Этот приём помогает получить сведения об имеющейся у детей информации по данной теме или проблеме, кроме того, учащиеся легко формулируют тему и цели урока.

          Н-р,   Посмотрите на карточки в классе и повернитесь лицом к той, на которой написано, как в старину называли сильного и могучего воина? (богатырь)

    - Теперь повернитесь к той карточке, на которой написано имя богатыря. (Илья Муромец)

    - Что обозначает слово на 3 карточке? (былина)

    - Какие ассоциации оно у вас вызывает?

         Учитель читает определение слова «былина» из толкового словаря и задаёт вопросы:

    -Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

    -Что вы планируете узнать?

    -Что для этого нам предстоит делать?

    Далее идёт чтение статьи в учебнике на с.62, беседа по её содержанию и рассматривание  репродукции картины «Богатыри».

    Приём «синквейн» (СЛАЙД) - позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем.

    Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

    1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

    2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

    3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

    4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

    5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

    Составление синквейна – индивидуальная работа, но сначала, чтобы дети поняли, нужно научиться составлять  его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

    Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя. (Слайд) 

    Н-р,      Илья Муромец.

                 Могучий, храбрый.

                 Ехал, сражался, победил.

                 Всем людям радость дарил.

                 Герой!

    Развитию умений различать авторские оценки изображенного и давать собственную интерпретацию предмета способствует  приём «Присвоения понятий». (СЛАЙД) На уроке литературного чтения в 1 классе в ходе изучения темы «Мир глазами поэта» предлагается придумать свой художественный образ. Три группы детей составляют рассказ «О чем думает уютное кресло», другие три группы рассуждают на тему «Что чувствует цветок в вазе». Были предложены разные варианты начала текстов, которые потребовали разных подходов к продолжениям. Конечно, в такой работе с малышами ошибок при письме не избежать, в данном случае важно содержание.

     Для развития концентрации внимания, можно использовать упражнение «Осмысленное чтение». Учащиеся получают  различные печатные тексты.  Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы.  Затем проводится  взаимопроверка вычеркнутых букв.

             Чтение «Ловушка». Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

            Среди всех  форм работы учащихся на уроке литературного чтения наиболее необычной является моделирование. Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

                Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70% выпускников начальных классов не владеют ими. Моделирование - реальный путь решения этой проблемы. Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом, не называя произведения.

         Далее  ученикам даются следующие задания:

    1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора

    2) дополни модель названием иллюстрации

    3) дополни рисунок на обложке

      

      Практическая работа для участников семинара

    - Прошу Вас внимательно рассмотреть 71  страницу учебника «Литературное чтение 3 класс» и продумать, какие из освещённых  приёмов уместно использовать на уроке по теме «Мифы древних славян».

        Рефлексия.   Прием «Синквейн».

    Задание для участников мастер-класса:

    - Предлагаю вам составить синквейн по теме мастер-класса.(слайд)

    Пример синквейна:

    1. деятельностный подход

    2. современный, трудоемкий

    3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

    4. изменяет мое отношение к ученикам

    5. самообразование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

    Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

    Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения

     Литературное чтение – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии младших школьников. Использование системно-деятельностного подхода в курсе «Литературное чтение» предполагает посте...

    Методическая записка на тему "Применение деятельностного подхода на уроках литературного чтения"

    Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Младшие школьники стремятся самостоятельно добывать знания, расширять кругозор, познавательный интерес....

    Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

     Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...

    Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.

    «Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....

    Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения

    Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока....

    «Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны

    Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...