«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны
опыты и эксперименты по чтению на тему

Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фольклора, наличие хрестоматий в дополнение к основному учебнику, наличие печатных тетрадей  с интересными учебными и творческими заданиями и, конечно, новый для начальной школы предмет – литературное слушание. Дети очень любят слушать чтение учителя и с удовольствием осваивают новый вид работы – моделирование обложки.

     Моделирование как форма работы на уроках литературного слушания как никакая другая учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности в течение урока, обеспечивает  каждому  ребенку возможность работать в соответствии со своими возможностями, создает игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения

по УМК «Начальная школа XXI века»

Мастер-класс учителей  начальных классов

 Бирюковой Ольги Владимировны и

 Храмцовой  Любови Алексеевны

Более десяти лет наша МКОУ  «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области работает по УМК  «Начальная школа XXI века» под редакцией Виноградовой. Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фольклора, наличие хрестоматий в дополнение к основному учебнику, наличие печатных тетрадей  с интересными учебными и творческими заданиями и, конечно, новый для начальной школы предмет – литературное слушание. Дети очень любят слушать чтение учителя и с удовольствием осваивают новый вид работы – моделирование обложки.

     Моделирование как форма работы на уроках литературного слушания как никакая другая учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности в течение урока, обеспечивает  каждому  ребенку возможность работать в соответствии со своими возможностями, создает игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

     Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек. Модель обучающиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги и т. п.,  т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также дает возможность включить каждого ребенка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

     Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами (это фигуры).  Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.

  В первом классе мы составляем модель обложки после прослушивания произведения. Здесь дети используют полную систему заместителей.

     Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребенка на столе находится четверть листа формата А4. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом, не называя произведение. Далее определяется жанр – обозначаем его заместителем, тема – выбираем цвет. Иногда  можно поработать над определением названия, попытаться угадать. А затем уже идет работа с книгой, где дети учатся находить автора и название произведения, работают с иллюстрациями, отвечают на вопросы, делают рисунки к тексту и т.п.

     Так как такой вид работы нов для первоклассников и их родителей, то иногда у нас получались  книжечки  - «бедняжечки» (особенно если доделать начатую модель учитель просил дома). Но такие книжечки нас радовали, потому что благодаря скрупулезному анализу допущенных ошибок, дети как критики находили свои ошибки, анализировали их и, конечно же, исправляли. А это, на наш взгляд – ценно. И самое интересное – то, что наши первоклашки с  изящной легкостью среди массы моделей обложек книг (а я напоминаю вам, что здесь идет работа  с полной системой заместителей) определяли название и автора произведений.

     Во 2 классе, когда дети уже хорошо начинают писать и читать, то дается такое задание при работе с произведениями:

 - Найдите и запишите фамилию имя и отчество автора и название произведения.

Мы  можем  предложить записать имена главных героев, слова -  впечатления, слова – чувства, слова – настроения по прослушанному.

     Так во 2 классе мы продолжаем совершенствовать полученные умения. Дети учатся самостоятельно знакомиться с произведением и книгой, пользоваться словарями и книгами-справочниками; самостоятельно отбирать книги для чтения.

    Какие виды работы  используем с изготовленными моделями? Это выставки для обобщения раздела учебника, это и помощь, которой дети пользуются при выполнении проверочных заданий  типа «Проверь себя» и различного рода тестов и диагностических работ; при сравнении произведений наглядно видны отличия и общие черты, мы модели классифицируем по разным признакам (автор, жанр, тема). Очень часто в печатных тетрадях встречаются задания такого характера:

 - Вспомни произведения того или иного  автора, с которыми ты знакомился в 1 классе.

И снова работают модели.

В 3 и 4 классах работа по моделированию продолжается, усложняется. Дети могут составить план произведения, выписать словарные слова, записать короткое сочинение-эссе по произведению или составить синквейн.

     «Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…»

Джон Хершел

(известнейший английский астроном и физик)

Работа с моделями помогает нам в воспитании думающего, знающего и увлеченного читателя, ведь человека растит не то, что он получает готовое, а то, что он сам добывает работой ума, чувств, фантазии. Ребенок всегда может взять модели, вспомнить уже прочитанные ранее произведения, сравнить их, проанализировать, классифицировать. Но у нас, учителей, возникла проблема: где хранить модели, ведь за четыре года их бывает около 1000?  Как лучше их использовать в уроке, чтобы они и дальше на протяжении всего обучения в начальной школе, продолжали исполнять свою функцию – прививать интерес и любовь к чтению.

С. Маршак писал: « Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа,  верного поворота действий, верного слова. Художник - автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель». И вот такого художника - читателя нам опять помогает растить работа с моделями на  каждом уроке литературного чтения.

Нам кажется, что мы нашли очень интересный, удобный, доступный и увлекательный путь – мы придумали  «Книжкин дом». Это  «дом», где живут все модели и каждая в своей «квартире – кармашке». Один кармашек – это квартира для произведений одного автора. Предусмотрены кармашки и для произведений устного народного творчества. На протяжении обучения ребята знакомятся с произведениями более ста пятидесяти авторов, которые пишут совершенно разные по жанрам произведения. Мы постарались никого не «потерять» и вот что у нас получилось. В учебниках литературного чтения  под редакцией Л. А. Ефросининой больше всего произведений представлено русскими и современными классиками. Именно их мы поместили в основной части «Книжкиного дома». Таких авторов сорок четыре. Там же мы расположили портреты поэтов и писателей (приложение 1). Авторов же очерков, веселых детских стихов из учебников первого класса, авторов, у которых для чтения за весь период обучения в начальной школе представлено только одно произведение, мы разместили на полках в специальных коробках  по жанрам: «очерки», «стихи», «сказки» и т.д.

Так же на полках «Книжкиного дома» мы размещаем игрушки или рисунки героев произведений из изучаемой темы. Эта работа нам кажется очень важной, нужной и интересной. Наши юные читатели учатся видеть характерные черты людей, животных, состояние природы, лучше понимать замысел автора. Они быстро запоминают названия произведений, имена писателей и поэтов.

Специальная полка отведена под справочники-энциклопедии  «Книгочей». Вот так выглядит наш « Книжкин дом». У ребят он пользуется огромной популярностью. И мы, педагоги, открываем для себя новые возможности работы с произведением через этот проект. Каждый ребенок в любое время имеет возможность взять модели в руки, вспомнить любимые произведения, может «пообщаться» с авторами, рассмотреть фотографии, повторить жанры.

Этот проект помогает нам решать учебные задачи и развивать учебные умения:

  • Узнавать и называть грамотно имя, отчество и фамилию автора;
  • Правильно называть и записывать произведения;
  • Находить справки об авторах в книгах-справочниках и энциклопедиях;
  • Запоминать жанры произведений (сказка, былина, быль, очерк, басня, рассказ …);
  • Обогащать читательскую эрудицию обучающихся;
  • Развивать творческий потенциал и фантазию при изготовлении и оформлении обложки книги с моделями;
  • Привлекать всех без исключения обучающихся к этой работе.

     Мы очень хорошо для себя усвоили, что модели, являясь наглядной опорой, помогают ребенку не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь: выстраивать ответы на вопросы (по содержанию и проблемные), пересказывать (подробно, кратко, выборочно), выполнять словестное рисование, высказывать свое мнение.

     Каждый раз, когда мы приступаем к моделированию, глаза горят в предвкушении интересной и захватывающей работы у всех без исключения.

     Такая работа с текстом на все 100% создает ситуацию успеха абсолютно для всех,  раскрывает творческие способности ребенка, формирует талантливого читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века» Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века»Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня....

Мастер - класс "Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения"

  Цель мастер-класса: показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы.    Задачи мастер-класса: знакомство  с приемами сис...

Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.

«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....

План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Вор...

Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"

Цели урока:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; ...