План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Задачи:

  1. предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл сказки, рассказывать о героях произведения, составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  2. метапредметные: способствовать формированию УУД:
  1. регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  3. коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 2 класс, часть 2; презентация, шаблоны для моделей обложки, конверты с заданиями, тучки и солнышки для рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.2 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

Задачи:

  1. предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл сказки, рассказывать о героях произведения, составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  2. метапредметные: способствовать формированию УУД:
  1. регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  3. коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 2 класс, часть 2; презентация, шаблоны для моделей обложки, конверты с заданиями, тучки и солнышки для рефлексии.


Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание работы на уроке

1.Орг. момент

2 мин.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

-Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, внимательно,

Работаем старательно.

(Слайд 1)

2.Речевая разминка:

а) постановка правильного речевого дыхания: упр. «Подуй на листочек!». Исходное положение. Встать ровно, расправить плечи, голову держать прямо, улыбаться. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко;

б) развитие интонационной выразительности речи.

- На слайде вы видите скороговорку (Слайд 2). Послушайте:

Воробей попросил Ворону

Ерша вызвать к телефону.

Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением?

2.Подготовительная работа перед чтением текста

8 мин.

1.Определение и формулировка темы и задач урока.

-Разгадайте ключворд (Слайды 3-4).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Б

И

К

М

Н

Р

С

Я

5

1

5

3

6

8

3

2

3

7

9

4

М

А

М

И

Н

-

С

И

Б

И

Р

Я

К

-Какое слово получилось? (Мамин-Сибиряк) Это фамилия писателя. Как эта фамилия связана с темой нашего урока?

-Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте заголовок произведения, с чем будем знакомится («Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича) (Слайд 5).

2.Рассказ о творчестве писателя.

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали?

- Сейчас я вам немного расскажу о его жизни (Слайды 6-7).

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 — 1912) — русский писатель, прозаик, драматург и сказочник.

Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье священника. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года. Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ «Емеля-охотник» был отмечен в 1884 году премией. За рассказ «Зимовье на Студеной» писатель получил в 1892 году золотую. В журнале «Детское чтение» им было напечатано более 600 произведений для детей.

3.Работа с выставкой книг писателя.

-Рассмотрите книги Д. Мамина-Сибиряка (Слайды 8-10), которые есть в школьной библиотеке. Вы можете посетить библиотеку и взять эти книги для самостоятельного чтения, и каждый из вас откроет для себя что-то новое, узнает интересное из каждой книги писателя.

4.Беседа, настраивающая на восприятие в произведении.

-На основе заголовка, иллюстрации на стр. 32 и опорных слов подумайте и выскажите свои предположения по содержанию произведения.

Опорные слова (Слайд 11):

Воробей

Ёрш

Дружба

В гости

Речка

Крыша  

5.Техническая подготовка перед чтением текста:

-Прочитайте правильно слова, выделите ударение (Слайд 12):

Помале́ньку

Лягуша́чьей

Овса́

6.Словарная работа:

-Кто знает, что такое галька? Овес? А кто такой ёрш?

-Прочитайте значение слов, которые вам могут вызвать затруднение (Слайд 13).

Галька – мелкий, гладкий, округлой формы камень.

Овёс - злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям, а также на крупу.

Ёрш – это небольшая с колючими плавниками, речная рыба.

(Выяснение значений слов, без понимания которых затрудняется восприятие текста, рассматривание иллюстраций гальки и ерша.)

3.Первичное чтение текста

3-4 мин.

Чтение текста учителем и проверка высказанных предположений по содержанию (Слайд 14).

(На слайде иллюстрация к сказке.)

4.Беседа после первичного чтения текста

2-3 мин.

Беседа по вопросам.

-Ребята, подтвердились ли ваши предположения по содержанию текста?

- Какой жанр этого произведения? (сказка) А почему вы решили, что это сказка? Объясните.

-Назовите действующих лиц в этой сказке.

5.Повторное чтение по цепочке

10 мин.

Учитель следит за чтением и исправляет речевые ошибки.

-Сейчас мы будем читать эту сказку по одному предложению.

После прочтения, ответьте мне на вопрос: какие чувства вы испытывали, когда читали эту сказку?

6.Физкультминутка

2 мин.

Учитель показывает движения, дети повторяют (Слайд 15).

Воробей

Воробей  на новоселье,                        

Приглашает на веселье. (Руки на поясе, повороты вправо и влево)                                  

В лес к нему пойдём сейчас,                              

В гости ждёт сегодня нас. (Шагаем)        

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ! (Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)                                                       Ножки выше поднимаем –                                

По сугробам мы шагаем. (Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)              

Солнцу в небе улыбнись, (Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)    

А деревьям - поклонись. (Наклониться  вперед)                                                     Прыгнем мы через канаву, (Прыжки на двух ногах)                                                                    К воробью идём в дубраву! (Шагаем)

  • Гимнастика для глаз.

7.Анализ произведения

8-10 мин.

1.Беседа по вопросам.

- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).

- Почему так обращаются друг к другу? (жили в большой дружбе, уважают друг друга).

- Какие отношения были у воробья и ерша? (дружеские).

- Чем угощали друг друга? Прочитайте.

- Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).

-Какая это сказка – народная или литературная (авторская)? Поясните.

-Прочитайте подсказку на стр. 33.

2.  Работа с иллюстрациями.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.32 и расскажите своими словами, что вы видите?

3. Моделирование (Слайд 16).

- Изобразим модель этой сказки (Учитель раздает листочки для изображения модели).

- Приготовили листочки.  Произведение какого жанра прочитали? Доказать. (сказка, т. к………) Покажем на модели (круг).

- О ком эта сказка? (о животных) (круг коричневого цвета)

- А еще? Назовите автора. (Мамин-Сибиряк)

- Как озаглавил автор свою сказку?

4. Дидактическая игра.

-А теперь немного поиграем. Я буду читать произведение, если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, а если неверное, то вы топаете ногами.

  1. Это произведение авторское.
  2. Это произведение – рассказ.
  3. Герои произведения – воробей и ёрш.
  4. Это произведение – сказка.
  5. Автор произведения К. Ушинский
  6. Герои сказки жили в большой дружбе.
  7. Автор произведения Д. Мамин – Сибиряк.
  8. Это сказка народная.
  9. Заголовок этого произведения «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».
  10. Герои этого произведения приглашали друг друга в гости.

5. Чтение сказки по ролям.

6. Работа по группам и в паре.

Учитель раздает конверты с заданиями.

1-2 группа.

Задание:

Чем герои сказки хотели угостить друг друга? Запишите.

Ёрш Ершович

Воробей Воробеич

Лягушачьей икрой,

Ягодами,

червячками,

корочкой хлебца, овсом,

водяными козявками

сахаром,

живым комариком

3 и 4 группы по два человека (работа в парах).

Задание:

Заполните таблицу.

Название

«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Фамилия автора

Д. Мамин-Сибиряк

Жанр произведения

Сказка

Тема  сказки (о ком или о чём сказка)

О животных

Главные герои

Воробей Воробеич, Ёрш Ершович

Основная мысль (чему учит сказка)

Уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать

Проверка выполненных заданий (таблица проверяется по слайду 17).

8.Обобщающая беседа

3 мин.

1. Беседа по вопросам.

-В какое время года происходит действие сказки? (летом)

- Назовите героев произведения.

2. Формулировка идеи произведения.

-Как вы думаете, дети, что хотел сказать автор произведения?

- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).

-Сегодня мы поработали над произведением Д.Мамина Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому  любую жизнь мы должны беречь и ценить.

9.Рефлексия

1 мин.

-Что понравилось на уроке?

-Что узнали нового?

- Оцените свою работу на уроке солнышком и тучкой: если вы справились со всеми заданиями, и вам все было понятно, то поднимите солнышко; если что-то не поняли или что-то не получилось, то поднимите солнышко с тучкой; а если ничего не получилось и все было непонятно, то поднимите тучку (Слайд 18).

-А какое у вас сейчас настроение? Покажите солнышком и тучкой.

10.Информация о домашнем задании

1-2 мин.

Учитель поясняет домашнее задание (Слайд 19).

Учебник стр. 33, зад. 2.

Рабочая тетрадь стр. 21 зад. 4.

11.Подведение итогов урока

1 мин.

Оценка учителем работы класса и отдельных учащихся.

- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов.  

- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Воробей просил ворону Ерша вызвать к телефону.

Слайд 3

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 4

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 5

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 6

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 7

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 8

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 9

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 10

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 11

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С И Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 12

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С И Б И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 13

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С И Б И Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 14

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С И Б И Р Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 15

5 1 5 3 6 8 3 2 3 7 9 4 М А М И Н - С И Б И Р Я К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б И К М Н Р С Я

Слайд 16

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «СКАЗКА ПРО ВОРОБЬЯ ВОРОБЕИЧА И ЕРША ЕРШОВИЧА»

Слайд 17

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) - русский писатель, прозаик, драматург и сказочник.

Слайд 18

Первый детский рассказ «Емеля-охотник» был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ «Зимовье на Студеной» писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности.

Слайд 22

Опорные слова: Воробей Ёрш Дружба В гости Речка Крыша

Слайд 23

Помал е ́ньку Лягуша ́ чьей Овс а́

Слайд 24

Галька – мелкий , гладкий, округлой формы камень. Овёс – злак , зёрна которого обычно идут на корм лошадям, а также на крупу . Ёрш – это небольшая с колючими плавниками, речная рыба.

Слайд 26

Физкультминутка «Воробей» Воробей на новоселье, Приглашает на веселье. В лес к нему пойдём сейчас, В гости ждёт сегодня нас. Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот. Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ! Ножки выше поднимаем – По сугробам мы шагаем. Солнцу в небе улыбнись, А деревьям - поклонись. Прыгнем мы через канаву, К воробью идём в дубраву!

Слайд 28

Д.Н. Мамин-Сибиряк Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича

Слайд 29

Название «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Фамилия автора Д. Мамин-Сибиряк Жанр произведения Сказка Тема сказки (о чём или о ком сказка) О животных Главные герои Воробей Воробеич, Ёрш Ершович Основная мысль (чему учит сказка) Уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать

Слайд 31

Домашнее задание : Учебник, стр. 33, зад. 2. Рабочая тетрадь, стр. 21 зад. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеЛитературное чтение. Обучение грамотеДобуквен...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны

Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...