Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 2 класс. Начальная школа 21 века
Тема: А. Куприн «Скворцы»
Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
Предметные: умение слушать и читать произведения писателей, объяснять смысл названия произведения, умение озаглавливать части произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Метапредметные:
- сравнение различных произведений по жанрам; умение находить общие и отличие.
- умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
- умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков; умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.
Личностные: умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал; умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников); умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; умение принимать позицию другого; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы.
Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс,
слайды скворца и скворечника, звукозапись пения скворца,
запись песни «Скворцы прилетели» стихи М. Матусовского, музыка И. Дунаевского
Ход урока.
- Мотивация урока:
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка я на вас.
Я желаю вам удачи.
За работу, в добрый час!
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какое чудесное время года к нам пришло? (Весна)
- А какой большой раздел мы сейчас изучаем? («Весна, весна красна…»)
- Какие произведения вам больше понравились?
- Ребят, а кто знает стихотворение о весне и хочет выйти и рассказать его наизусть?
3. Актуализация знаний, формулирование темы и целей урока
1) - Какие изменения происходят в природе весной? Признаки весны
Весну открывают птицы. Прилетают: грачи, скворцы, жаворонки.
- Отгадайте загадку:
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его (скворец)
- Как догадались, что это скворец? - Кто из вас видел скворца?
2) Обучающая структура «До и после». Карточки у учеников на партах
ДО | УТВЕРЖДЕНИЕ | ПОСЛЕ |
Скворца прилетают в наши края одними из первых | ||
В природе встречается 12 видов скворцов | ||
Скворцы всеядны | ||
Скворцы в период выкармливания птенцов прилетают к гнезду 300 раз за сутки, принося каждый раз по несколько жучков | ||
Скворцы – подражают звукам природы | ||
Скворцы – это важные борцы с насекомыми вредителями |
Слушание рассказа ученика о скворцах.
- Прочитай утверждения и запиши свой ответ (+ или -) в столбце ДО.
- Эти утверждения приведены, чтобы помочь нам сосредоточиться на сообщении, которое мы будем сейчас слушать.
- Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце ПОСЛЕ.
- Ответьте на вопросы:
- Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Если да, какой и почему?
- Какие из этих утверждений наиболее важны для вас?
Одни из первых птиц, прилетающих в наши края – скворцы. В природе встречается 12 видов скворцов. Они заселили почти все части света. Скворец – небольшая птица длиной 19—22 см, весом не более 80 граммов. Продолжительность жизни скворца — 12 лет. Оперение у скворца черное с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, всюду усеяно серовато – белыми крапинками. У него прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков.
Скворцы всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Они прилетают так рано, что не могут найти себе достаточно пропитания, вот люди и приходят им на помощь: строят скворечники и кормушки. Весной скворцы ходят по полям, паркам и садам, высматривая и поедая насекомых и личинок. Летом питаются гусеницами и жуками, а в период выкармливания птенцов прилетают к гнезду около 300 раз за сутки, принося по несколько жучков каждый раз. Одна пара скворцов истребляет около 8 тысяч майских жуков, а за время выкармливания птенцов уничтожает 6 кг насекомых. Этих птиц можно видеть на спинах овец и коров, где они собирают клещей и вшей. У скворцов есть особые способности защищаться – собираются в огромные стаи по несколько тысяч птиц.
Скворцы довольно красиво поют. Раньше скворцы были популярны в качестве декоративной певчей птицы. Ведь они не только красиво щебечут, но и умеют передразнивать – имитировать лай собаки, мяуканье кошки, дверной звонок, разные скрипы и звуки, подражают голосам других птиц.
Эти пичуги пользуются любовью и уважением людей уже давно. Скворцы – это важные борцы с насекомыми вредителями. Там, где много скворцов, сады и огороды всегда здоровые, зеленые.
-Хотите больше узнать о скворце? Сегодня мы познакомимся с рассказом Александра Ивановича Куприна «Скворцы», прочитаем отрывок из этого рассказа.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. Биография.
А.И. Куприн – талантливый русский писатель. Много странствовал по Европе, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своём веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
Куприна всегда волновал вопрос о том, какогО место человека в природе, как он влияет на неё! Современники Куприна не раз писали об отношении писателя к животным: «Перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку»
- А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу?
- Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.
- Какую цель поставим перед собой? (как можно больше узнать о скворцах, учиться читать выразительно произведения об этой птице)
4. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
Словарная работа
- При чтении вам встретятся следующие слова. Что они означают?
Скворечник – небольшая деревянная будочка для птиц, укреплённая на шесте или дерева около дома.
Беспечный – беззаботный.
Истребить – уничтожить, погубить.
Сажень – русская мера длины, равна трем аршинам (2,13 м).
5. Первичное восприятие текста.
Первичное чтение произведения «Скворцы» А. Куприна.
Чтение текста учителем.
6. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).
На доске модели обложки к произведению.
- Выберите модель обложки. (У доски работает 1 ученик) Докажите свой выбор.
- Какие слова в тексте вам были непонятны?
- Как понимаете выражение « Искоса, пристально взглядывают вниз» - внимательно
- Когда прилетели скворцы? Найдите точный ответ (информацию) в тексте.
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, тихо встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем,
Крылья сложим вот так.
7. Повторное чтение и анализ содержания.
1. Чтение текста учащимися:
1 ч. – вслух цепочкой, 2 ч. – самостоятельно.
- А теперь прочитаем произведение еще раз. (1 часть – чтение по абзацам)
(чтение по цепочке и озаглавливание части) – Прилёт скворцов. Выселение воробьёв.
2. Беседа
- Как относится автор к своим героям?
- Как люди готовились к прилёту скворцов?
- Как вели себя птицы?
- Найдите и прочитайте, как скворцы выселяют воробьёв.
- Как ведут себя воробьи?
- Прочитайте 2 часть произведения. (2 часть – чтение про себя)
– Как озаглавим 2 ч? – Истребление вредных насекомых. Пение скворца.
- Итак, чем же питается скворец?
- Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? ( В тысячу раз больше собственного веса.)
– Когда лучше слушать песню скворцов? Найди ответ в тексте и прочитай.
3. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте слова, которым она соответствует.
- Какую пользу приносят скворцы?
8. Обобщающая беседа.
1. Работа в тетради
- Откройте тетради на печатной основе на с. 64. Выполним №4 устно. Разгадайте загадку, запишите ответ.
- Сделайте № 2 самостоятельно.
2. Работа с поговоркой
- В народе говорят: «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли». Как вы понимаете эту пословицу? (С прилётом скворцов начинается настоящая весна)
- А вы замечали, прилетели ли скворцы к нам? Где вы их видели?
9. Итог урока. Рефлексия
- Чему мы сегодня учились на уроке?
1. Обучающая структура. Работа в паре.
- О пользе обыкновенного скворца знают практически все с детства.
Каждый участник на листочке пишет то, что узнал о скворцах (30 секунд). Стоп – хлопок. Черта. Ученики объединяются в пары, обмениваются короткими ответами по теме и записывают себе на листочек. Продолжительность 3 минуты.
- Ответьте на вопросы:
- Что на уроке узнали о скворцах? (о жизни скворцов и их повадках. Узнали, что они живут в скворечниках, выселяют воробьев, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и других вредителей растений)
Ребята подписывают листочки и сдают учителю.
-Как вы думаете, для чего А. Куприн написал это произведения о скворцах? (…Чтобы показать свое отношение к природе, к птицам, т. к. жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы вы, ребята, видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли ее)
- С каким произведением познакомились? (А. Куприн. «Скворцы»)
- Понравилось ли вам оно? Какой момент больше всего запомнился?
- Давайте будем добрыми и внимательными к животным.
- Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого всё получилось.
- Кому было трудно?
- Оцените свою работу на уроке (по трёх цветной шкале)
- Ребята, человек любит природу, любит птиц и даже посвящает им песни. Послушайте одну из таких песен. Она называется « Скворцы прилетели» на стихи М. Матусовского, музыка И. Дунаевского.
10. Задание на дом.
С. 108-111, пересказ (1 ч.), Т., с. 64, № 3, 5 (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-877613-1650216203.jpg)
Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
Конспект урока и презентация по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-476240-1409769565.jpg)
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-535684-1416584406.jpg)
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078419-1541447508.jpg)
План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»Класс: 2.Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».Задачи:предметные: содействовать ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1509190-1706547093.jpg)
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Домашние питомцы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 28.02.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1509190-1706547093.jpg)
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " В универсаме"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 04.04.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...