Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Железнякова Виктория Юрьевна

Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx18.04 КБ
Файл rasskazy_o_zhivotnyh.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс УМК « Начальная школа XXI века»

Блок «О братьях наших меньших»

Учитель начальных классов

Железнякова В.Ю.,

первая категория

Тип урока : комбинированный, ( интеграция с уроком русского языка)

Цель: формирование читательских умений( выборочное чтение, работа с текстом, составление плана для пересказа)

Задачи :

  • Развитие устной речи( подбор эпитетов, построение собственных высказываний)
  • Совершенствование навыков работы с текстом( чтение молча, выборочное чтение, умение выделить микротему, выбрать интонацию)
  • Составление плана пересказа
  • Развитие умения образовывать новые слова, используя опыт полученных знаний, обогащение словарного запаса
  • Работа со словарём-справочником
  • Активизация читательского опыта
  • Развитие  эмоционального восприятия
  • Воспитание нежного, бережного и уважительного отношения к окружающему миру
  1. Введение в тему урока

-Внимание, ребята ! Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, вам надо отгадать загадки!

Слайд №2

-Что такое загадка? Где вы можете найти толкование этого слова? Правильно в словаре. Откройте словарь-справочник «Книгочей» . На какую букву будете искать слово?  Прочитайте значение слова.

Слайд №3

  1. Работа со словарём и тетрадью

Я прошу вас открыть тетрадь по литературному чтению на странице 7. Прочитайте задание № 2. С какой картинкой соедините текст?  Дома вы сможете аккуратно раскрасить картинки и придумать или вспомнить загадку к заданию №4.

-А теперь задание для сообразительных. Какие подсказки вам даёт автор?( Первое слово с большой буквы, в конце точка) Составление загадки и проверка

по  слайду № 4

В лесу живёт ещё одно животное, о котором мы сегодня упоминали. Это рыжая, пушистая, быстрая, хитрая  (лиса) . Сочетание каких качественных прилагательных помогло вам дать верный ответ? ( рыжая и хитрая). Если бы не было лова «Хитрая», о ком бы могла идти речь( о белке).

Слайд №5

-Вспомните слова, которыми люди называют это животное. ( хитрая, плутовка, проныра, коварная).

Лиса почти всегда отрицательный персонаж. Но что удивительно, почти всегда её прозвища звучат ласково: лисонька, кумушка, сестричка. Как вы думаете, почему?  

Слайд №6.

 Вспомните сказки( Лиса и Заяц, Лиса и Волк, Колобок, Кот и Лиса , Басни «Ворона и лисица». «Лиса и виноград») . А  сегодня вы познакомитесь с произведением К.Д. Ушинского « Лиса Патрикеевна»

Слайд № 7

  1. Работа с рассказом К.Г.Ушинского «Лиса Патрикеевна»

Сей час я прочитаю вам текст. Обратите внимание на построение текста. Он разделён на абзацы. Вы уже знаете, что в каждом абзаце предложения объединены микротемой. Ваша задача – выделить основную мысль абзаца.

Чтение первого абзаца.

-Что описывает первый абзац?( Внешний облик)

Чтение второго абзаца.

 -Что описывает второй абзац?( Детали внешности)

Чтение третьего абзаца

-О чём говорится в третьем абзаце? ( Движения лисы)

 Чтение четвёртого абзаца.

Что описывает четвёртая часть текста?( где и как живёт лиса)

Чтение пятого абзаца.

О чём говорится в этой части текста? ( о повадках животного)

Читаем вопросы к тексту.  Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

-Составим план пересказа текста.

Слайд № 8

-Как вы думаете, к какому жанру относится текст?

 Какую вы нарисовали бы обложку к данному произведению?

Слайд №9

Дома вы можете придумать свою сказку о лисе.

Слайд № 10

  1. Работа с пословицей. Доказательства из текста.
  2. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста.

Потянитесь, как лисичка.  Протяните одну лапку, другую. Покрутитесь за хвостиком, наклонитесь вперёд. Отряхните шубку. Пригладьте . Потянитесь вверх. Станьте на носочки, тихонечко садитесь.

А сейчас мы почитаем  о другом животном.

Прочитайте стихотворение  Петра Комарова «Оленёнок» молча.  Какое настроение оно у вас вызывает? Подумайте, с какой интонацией его надо читать вслух?

  1. Выразительное чтение  стихотворения П. Комарова «Оленёнок»

Слайд№ 11

Ответы на вопросы после текста.

Работа в тетради.  Задание № 1. Подчёркивание слов, которые помогают увидеть героя стихотворения.

№ 2 . Значение слова.

_ Что общего у слов телёнок и оленёнок? (Суффикс).

 Из уроков русского языка  что вы знаете о суффиксе?( служит для образования новых слов. Имеет значение)

Какое значение имеют суффиксы  -онок- , -ёнок-? (Уменьшительно ласкательное, детёныш животного)

Попробуйте образовать несколько слов с суффиксами от названий животных, которые вы слышали на уроке.

 Слайд 12

 Почему в словах волчонок и зайчонок пишется суффикс –онок-?

Молодцы!

  1. Рефлексия

- С произведениями каких авторов сегодня познакомились?

- Что объединяет эти произведения? ( тема о животных, настроение)

-В чём различие? ( жанры рассказ и стихотворение)

- Для чего они написаны?

  1. Домашнее задание.

-Кому больше понравился рассказ? Ваше домашнее задание: пересказать по составленному плану.

-Кому понравилось стихотворение? Ваше задание – выучить наизусть.  

В рабочей тетради выполнить задание 3, 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» Рассказы , загадки и стихи о животных Учитель МАОУ СОШ № 31 г. Калининграда Железнякова В.Ю.

Слайд 3

Загадка - это замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка указывает на важнейшие признаки предмета, его свойства, но не называет предмет, а сравнивает его с другим , как бы прячет истинное лицо предмета под маской.

Слайд 4

с пит, летает Днём ночью п угает. людей и

Слайд 7

Константин Дмитриевич Ушинский Лиса Патрикеевна

Слайд 8

4. Где и как живёт лиса? План 2. Чем лисонька хороша? 3. Повадки лисы . Общее описание лисы. 5. Повадки лисы .

Слайд 9

К.Д. Ушинский Лиса Патрикеевна

Слайд 10

Лиса – всему свету краса

Слайд 11

Пётр Комаров «Оленёнок»

Слайд 12

Лиса - лисёнок Кот - котёнок Волк-волчонок Олень- оленёнок Заяц - зайчонок

Слайд 13

Домашнее задание по выбору: Пересказ по составленному плану рассказа К.Д. Ушинского. Выучить наизусть стихотворение П.Комарова «Оленёнок» Выполнить задание в тетради № 3, 4

Слайд 14

Источники: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» учебник ( 2 часть) 2. Л.А . Ефросинина Рабочая тетрадь ( 2 часть) Русские народные сказки ( сборник под редакцией А.Н. Афанасьева) Словарь-справочник «Книгочей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Использование интерактивных тетрадей на уроках литературного чтения в начальной школе.Мастер класс.

В данном выступлении представлена информация о понятии «интерактивная тетрадь» и использование данной методики на практике....