Главные вкладки

    Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Железнякова Виктория Юрьевна

    Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hod_uroka.docx18.04 КБ
    Файл rasskazy_o_zhivotnyh.pptx1.53 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения 2 класс УМК « Начальная школа XXI века»

    Блок «О братьях наших меньших»

    Учитель начальных классов

    Железнякова В.Ю.,

    первая категория

    Тип урока : комбинированный, ( интеграция с уроком русского языка)

    Цель: формирование читательских умений( выборочное чтение, работа с текстом, составление плана для пересказа)

    Задачи :

    • Развитие устной речи( подбор эпитетов, построение собственных высказываний)
    • Совершенствование навыков работы с текстом( чтение молча, выборочное чтение, умение выделить микротему, выбрать интонацию)
    • Составление плана пересказа
    • Развитие умения образовывать новые слова, используя опыт полученных знаний, обогащение словарного запаса
    • Работа со словарём-справочником
    • Активизация читательского опыта
    • Развитие  эмоционального восприятия
    • Воспитание нежного, бережного и уважительного отношения к окружающему миру
    1. Введение в тему урока

    -Внимание, ребята ! Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, вам надо отгадать загадки!

    Слайд №2

    -Что такое загадка? Где вы можете найти толкование этого слова? Правильно в словаре. Откройте словарь-справочник «Книгочей» . На какую букву будете искать слово?  Прочитайте значение слова.

    Слайд №3

    1. Работа со словарём и тетрадью

    Я прошу вас открыть тетрадь по литературному чтению на странице 7. Прочитайте задание № 2. С какой картинкой соедините текст?  Дома вы сможете аккуратно раскрасить картинки и придумать или вспомнить загадку к заданию №4.

    -А теперь задание для сообразительных. Какие подсказки вам даёт автор?( Первое слово с большой буквы, в конце точка) Составление загадки и проверка

    по  слайду № 4

    В лесу живёт ещё одно животное, о котором мы сегодня упоминали. Это рыжая, пушистая, быстрая, хитрая  (лиса) . Сочетание каких качественных прилагательных помогло вам дать верный ответ? ( рыжая и хитрая). Если бы не было лова «Хитрая», о ком бы могла идти речь( о белке).

    Слайд №5

    -Вспомните слова, которыми люди называют это животное. ( хитрая, плутовка, проныра, коварная).

    Лиса почти всегда отрицательный персонаж. Но что удивительно, почти всегда её прозвища звучат ласково: лисонька, кумушка, сестричка. Как вы думаете, почему?  

    Слайд №6.

     Вспомните сказки( Лиса и Заяц, Лиса и Волк, Колобок, Кот и Лиса , Басни «Ворона и лисица». «Лиса и виноград») . А  сегодня вы познакомитесь с произведением К.Д. Ушинского « Лиса Патрикеевна»

    Слайд № 7

    1. Работа с рассказом К.Г.Ушинского «Лиса Патрикеевна»

    Сей час я прочитаю вам текст. Обратите внимание на построение текста. Он разделён на абзацы. Вы уже знаете, что в каждом абзаце предложения объединены микротемой. Ваша задача – выделить основную мысль абзаца.

    Чтение первого абзаца.

    -Что описывает первый абзац?( Внешний облик)

    Чтение второго абзаца.

     -Что описывает второй абзац?( Детали внешности)

    Чтение третьего абзаца

    -О чём говорится в третьем абзаце? ( Движения лисы)

     Чтение четвёртого абзаца.

    Что описывает четвёртая часть текста?( где и как живёт лиса)

    Чтение пятого абзаца.

    О чём говорится в этой части текста? ( о повадках животного)

    Читаем вопросы к тексту.  Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

    -Составим план пересказа текста.

    Слайд № 8

    -Как вы думаете, к какому жанру относится текст?

     Какую вы нарисовали бы обложку к данному произведению?

    Слайд №9

    Дома вы можете придумать свою сказку о лисе.

    Слайд № 10

    1. Работа с пословицей. Доказательства из текста.
    2. Физминутка.

    Встаньте, пожалуйста.

    Потянитесь, как лисичка.  Протяните одну лапку, другую. Покрутитесь за хвостиком, наклонитесь вперёд. Отряхните шубку. Пригладьте . Потянитесь вверх. Станьте на носочки, тихонечко садитесь.

    А сейчас мы почитаем  о другом животном.

    Прочитайте стихотворение  Петра Комарова «Оленёнок» молча.  Какое настроение оно у вас вызывает? Подумайте, с какой интонацией его надо читать вслух?

    1. Выразительное чтение  стихотворения П. Комарова «Оленёнок»

    Слайд№ 11

    Ответы на вопросы после текста.

    Работа в тетради.  Задание № 1. Подчёркивание слов, которые помогают увидеть героя стихотворения.

    № 2 . Значение слова.

    _ Что общего у слов телёнок и оленёнок? (Суффикс).

     Из уроков русского языка  что вы знаете о суффиксе?( служит для образования новых слов. Имеет значение)

    Какое значение имеют суффиксы  -онок- , -ёнок-? (Уменьшительно ласкательное, детёныш животного)

    Попробуйте образовать несколько слов с суффиксами от названий животных, которые вы слышали на уроке.

     Слайд 12

     Почему в словах волчонок и зайчонок пишется суффикс –онок-?

    Молодцы!

    1. Рефлексия

    - С произведениями каких авторов сегодня познакомились?

    - Что объединяет эти произведения? ( тема о животных, настроение)

    -В чём различие? ( жанры рассказ и стихотворение)

    - Для чего они написаны?

    1. Домашнее задание.

    -Кому больше понравился рассказ? Ваше домашнее задание: пересказать по составленному плану.

    -Кому понравилось стихотворение? Ваше задание – выучить наизусть.  

    В рабочей тетради выполнить задание 3, 4.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок литературного чтения 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» Рассказы , загадки и стихи о животных Учитель МАОУ СОШ № 31 г. Калининграда Железнякова В.Ю.

    Слайд 3

    Загадка - это замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка указывает на важнейшие признаки предмета, его свойства, но не называет предмет, а сравнивает его с другим , как бы прячет истинное лицо предмета под маской.

    Слайд 4

    с пит, летает Днём ночью п угает. людей и

    Слайд 7

    Константин Дмитриевич Ушинский Лиса Патрикеевна

    Слайд 8

    4. Где и как живёт лиса? План 2. Чем лисонька хороша? 3. Повадки лисы . Общее описание лисы. 5. Повадки лисы .

    Слайд 9

    К.Д. Ушинский Лиса Патрикеевна

    Слайд 10

    Лиса – всему свету краса

    Слайд 11

    Пётр Комаров «Оленёнок»

    Слайд 12

    Лиса - лисёнок Кот - котёнок Волк-волчонок Олень- оленёнок Заяц - зайчонок

    Слайд 13

    Домашнее задание по выбору: Пересказ по составленному плану рассказа К.Д. Ушинского. Выучить наизусть стихотворение П.Комарова «Оленёнок» Выполнить задание в тетради № 3, 4

    Слайд 14

    Источники: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» учебник ( 2 часть) 2. Л.А . Ефросинина Рабочая тетрадь ( 2 часть) Русские народные сказки ( сборник под редакцией А.Н. Афанасьева) Словарь-справочник «Книгочей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

    Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

    формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

    Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

    «Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

    «Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

    Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

    Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

    Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

    В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

    Курсовая работа "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

    Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

    • Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

    Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...