Главные вкладки

    Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
    план-конспект урока по чтению (1 класс)

    Репникова Наталья Владимировна

    Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения.  

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения  в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения.  Тема: М. Пляцковский «Помощник»

    Цель: обеспечить условия для включения учащихся в  активную читательскую деятельность.

    Задачи:

    • учить читать осознанно, отвечать на вопросы,  работая с текстом;
    • учить высказывать свое мнение о прочитанном произведении;
    • развивать умение работать в паре, оценивать свою работу;
    • воспитывать интерес к чтению.

    Ход урока

    Организационный момент

    - Ребята, все готовы? Молодцы. Садитесь

    - Чем мы занимаемся на уроках литературного чтения?  (читаем, рассуждаем, учимся думать, отвечать на вопросы)

    - А как надо работать на уроке, чтобы все получилось?

    - Правильно, а начнем мы с артикуляционной зарядки и поговорки (Слайд 1)

    Ребята выполняют упражнения: чищу зубы, варенье, индюк, лошадка, стук. Работаем с поговоркой: «У ленивого рыболова не бывает улова» (чтение с разной интонацией).

    - Молодцы! Запомните поговорку, она еще сегодня пригодится.

    Работа с текстом до чтения

    - Послушайте и скажите, что это?

    Звучит отрывок из песни «Улыбка».

    - Итак, что прозвучало?

    - А вас ничего не удивило?

    - Да урок чтения и почему то песня? Кто догадался, почему?

    Правильно, песня это стих и у него есть автор. (Слайд 2)

    - Прочитайте имя автора слов песни «Улыбка» (Михаил Спартакович Пляцковский).

    - Знакомо ли вам это имя?

    - Автор вам не знаком, но его произведения вы  хорошо знаете. Сейчас он известен как поэт-песенник: «Чему учат в школе?», «Если добрый ты», «Дважды два – четыре», «Не дразните собак» и др. Но М. Пляцковский писал не только песни, но и сказки, по мотивам которых созданы мультфильмы, например «Приключения кузнечика Кузи» и другие.

    - А вы догадались, почему мы говорим о М. Пляцковском?

    - Да, сегодня мы познакомимся с произведением этого автора. Но сначала прочитайте шифровку. (Слайд 3)

    - А кто такой помощник? Что он делает?

    - Подберите однокоренные слова.

    - А каким должен быть помощник?

    - Как вы думаете, кто может стать помощником?

    - Вы догадались, о ком мы будем читать?

    - Откройте учебник на стр. 22

    - Прочитайте заглавие.

    - Кто не читал это произведение, выскажите предположения, о чем будем читать?  Можно ли узнать из заглавия, кто герои произведения?

     - Рассмотрите иллюстрацию.  Кто герои? Предположите, что  с ними может произойти?

    - Как вы думаете, какое это произведение по жанру? Почему?

    Работа с текстом. Первичное чтение. Выявление первичного восприятия.

    - Прочитаем, проверим ваши предположения. Следите (чтение учителем).

    - Итак, мы как думали вначале? Совпали наши представления?

    - Что вы чувствовали, когда узнали, что произошло?

    - Это сказка? Докажите.

    - Кто главные герои? Как их зовут?

    - Как вы думаете, почему автор дал им такие имена?

    - Попробуйте ответить, одним словом. Какой ослик? А кролик? (ленивый, трудолюбивый)

    - Какие слова в тексте были непонятны?

    Физкультминутка

     Мы работали отлично

    Отдохнуть не прочь сейчас,

    И зарядка к нам привычно

    На урок приходит в класс.

    1. Упражнения для глаз.

    2. Гимнастика:

    Выше руки. Выше пятки.

    Улыбнитесь веселей!

    Мы попрыгаем, как зайки

    Сразу станем всех бодрей.

    Потянулись и вздохнули.

    Отдохнули? Отдохнули!

    Работа с текстом. Выборочное чтение с комментированием и словарная работа.

    - Чтобы вам было легче читать,  потренируемся в чтении сложных слов.

    (Слайд 4)

    • чтение слогов
    • чтение слов по слогам
    • чтение целыми словами
    • чтение жужжание

    - Найдите и прочитайте, о чем попросил кролик ослика?

    - Что ответил ослик?

    - У ослика действительно болела голова?

    - Прочитайте, какие слова это доказывают?

    - Объясните, притворно вздыхая – это как?

    - Подберите синоним к слову притворяться? (обманывать)

    - Прочитайте, что стал делать кролик после отказа ослика в помощи?

    - А что было у кролика на обед?

    - Как ослик об этом узнал?

    - Покажите, как это «учуял»?

    - Подберите, синоним к слову учуял.

    - Прочитайте, что предложил ослик кролику, когда учуял запах супа и что ответил кролик?

    Работа с текстом после чтения. Беседа, определение главной мысли. План сказки.

    - Ребята, а вам ослика не жалко? Почему нет (да)?

    - Почему ослик попал в такую неприятную ситуацию?

    - Вспомните поговорку «У ленивого…»

    - А какие еще пословицы и поговорки подходят к содержанию этой сказки?

    • Труд кормит, а лень портит.
    • Как аукнется, так и откликнется.

    - Подумайте, а герои сказки – друзья?

    - На стр. 23 прочитайте пословицы. Какая пословица подходит каждому из героев?

    • Дружба заботой и подмогой крепка.
    • Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
    • Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

    - Что значит, потакает, подберите синоним. (Поощряет)

    - А что может сделать ослик Алфавит, чтобы изменить ситуацию?

    - Ребята, русские народные сказки часто заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему учит сказка М. Пляцковского? Физкультминутка

    1.Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали:

    Ручками похлопали 1-2-3,

    Ножками потопали 1-2-3,

    Повернулись, покружились

    И на место приземлились

    2. Зарядка для глаз.

    - Вы хорошо работали, проверим насколько внимательно.

    Работаем в паре. Вспомните правила взаимодействия в паре:

    1.  Каждый должен стараться.

    2.  Не забывай, что работаешь ты не один.

         Каждый хочет высказать своё мнение.

         Будь внимательным к своему товарищу.

    3.  Во время обсуждения бывает рабочий шум.

         Помни, в большом шуме не очень хорошо думается.

    4.  Умей выслушать другого, пойми его, а потом выскажись.

    5.  Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли: кто – зачитывает задание.

    - У вас на столе листочки. Прочитайте предложения и восстановите последовательность событий в сказке. Для этого расставьте цифры 1, 2 и т.д. (два ученика выполняют работу на компьютере учителя).

    Проверка. (Слайд 5)

    - Посмотрите, что получилось? (План)

    Домашнее задание

    - По этому плану дома попробуйте пересказать сказку. Но сначала прочитайте её с родителями еще раз.

    - А как лучше, интереснее прочитать сказку?

    - Какие роли выделим?

    - Как читать роль  кролика, с какой интонацией? (вежливо, спокойно, доброжелательно)

    - А роль ослика? (тихо, притворно болен/ уверенно, с хитрецой)

    - Заложите на стр. закладку, закройте учебник.

    Итог урока. Рефлексия

    - Посмотрите на доску. Выберите смайлик, который отражает ваше настроение от работы на уроке.

    - А кто поработал больше других?

    - Что порадовало во время работы?

    - Что вызвало затруднения?

    - Какое произведение читали?

    - Кто автор? Что о нем узнали?

    - У М. Пляцковского есть и другие сказки об ослике Алфавите: «Упрямый, упрямый, упрямый ослик», «Как ослик Алфавит учился быть вежливым»… вы можете найти их в библиотеке и прочитать.

    - А закончим мы урок песней М. Пляцковского «Если добрый ты…»

    - Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

    Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

    Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

    В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

    Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

    Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

    Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

    Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

    Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация

    Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...