Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Марченкова Ольга Владимировна

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_lebyodushka.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России»)

Урок познания мира добра и зла.

С Есенин «Лебёдушка»

Цель урока:

  • раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
  • воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Ход урока

1.Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.

    В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
                         Всеволод Рождественский

-Как вы думаете, почему я начала урок с чтения отрывка из стихотворения Всеволода Рождественского «Русская природа»?

-Сегодня мы с вами заканчиваем изучение этого раздела, очередной раз отправимся в путешествие в удивительный мир природы. Еще раз встретимся с героями произведений, которые недавно прочитали.

2.Актуализация знаний.

- Что объединяет произведения, включенные в данный раздел?

Соотнесите названия произведений и фамилии авторов, которые их написали.

- Портрет А.И. Куприна.

- Какое произведение он написал? “Барбос и Жулька”.

- Почему рассказ о жизни собак нас очень тронул?

Портрет М.М. Пришвина.

- Какой рассказ мы читали? “Выскочка”.

- Кто такая выскочка?

- Чем закончилась встреча Выскочки с собачкой?

Портрет Е.И. Чарушина.

- Как называется рассказ, который мы читали? “Кабан”.

- Кто спас художника?

Портрет В.П. Астафьева.

- Какой рассказ он написал? “Стрижонок Скрип”.

- Какие черты поведения стрижей вам хотелось бы наблюдать в людях, а какие нет?

Портрет Д.М. Мамин - Сибиряк.

- Какое произведение он написал? “Приемыш”.

- Кто такой Приемыш?

- Почему Тарас решил выпустить птицу?

Наши исследователи работали  в группах. Узнаем, что интересного они нам расскажут.

Задания по группам.

  1. Интересные факты про лебедей:

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Они прекрасно выглядят из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, он позволяет птицам отлично переносить холод. Но это свойство стало причиной их истребления. На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

  1. Лебединая верность. Суть «лебединой верности» заключается в том, что лебедям свойственно хранить верность своему партнеру после его смерти. Лебеди ухаживают за своим больным или раненным партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду. После смерти партнера они не прибиваются к стае лебедей, не улетают в теплые страны, а так и остаются на месте гибели своих возлюбленных, храня им верность....

  1. Стихи.  К образу лебедя обращались такие таланты, как Федор Тютчев, Эдуард Асадов, Николай Заболоцкий, Марина Цветаева, Александр Пушкин, Анна Ахматова и другие.
  2. Художники. Работы наших художников представлены на стенде.

Но не только художников и поэтов вдохновляли эти прекрасные птицы. Свои произведения им посвящали и великие композиторы. Сейчас вы  просмотрите танец на музыку композитора Сен – Санса в исполнении великой балерины Майи Плисецкой. Она создала на сцене удивительно выразительный образ. Я думаю, вы узнаете его.

Танец «Умирающий лебедь»

Обсуждение после просмотра.

3.Целеполагание, постановка проблемы

-О чем вам хотелось бы поговорить и почитать на уроке?

- Стихотворение называется «ЛЕБЁДУШКА». Написал его Сергей Есенин. Как вы думаете, почему он так его назвал?

- По названию произведения можно предположить, как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой).

- Какие задачи постараемся решить на уроке?

(Познакомится с новыми литературным произведением, развивать выразительное чтение, умение   работать с текстом, воспитывать любовь к животным…)

- Очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное, светлое вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью. Вечная тема добра и зла волновала многих  людей. Не оставила она равнодушным и Сергея Есенина, человека чуткого, легко ранимого.  О противостоянии добра и зла и его произведение.

Слушайте и представляйте, переживайте!

4.Первичное восприятие текста. Чтение стихотворения.

- Какие чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

(Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

5.Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

  • покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
  • гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
  • тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;
  • молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
  • трава шелковая – нежная;
  • тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
  • росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
  • цветы лазоревые - светло-синий тон;
  • волны пряные - издающие запах;
  • дозорила – стерегла, охраняла;
  • хоронились – прятались;
  • не чуяла – не чувствовала;
  • ватага - шумная толпа, сборище;
  • заводь - небольшой залив в реке;
  • затон - вдавшийся в берег речной залив;
  • дозорила – стерегла, охраняла;
  • хоронились – прятались;
  • не чуяла – не чувствовала;
  • доблестный – храбрый, отважный;
  • колыхалось – качалось;

6. Первичная проверка понимания.

Выборочное чтение с анализом первой части.

-Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).

-Найдите эпитеты  (Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные, гладь зеркальная и др.)

-Почему поэт использует слова «изумрудная», «жемчужная», а не «зелёная», «белая»?

-Как понимаете выражение «Загорались ярким пламенем /Сосны  старые, могучие»?  Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей.

-Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

-Как Есенин называет её детей?  (Лебежатушки,  детки малые, ватага стройная).

-Как понимаете выражение «ручейки тихозвонные»?

-Найдите олицетворения (зорюшка рассыпала, сосны наряжали, камыши шепталися, перешёптывались лилии, цветы улыбались.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт одушевляет природу. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту.)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей.

- Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?

- Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

-Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

-Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).

Анализ второй части.

-Какие чувства у вас возникли?

-Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

-С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

-Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу. В парах

-Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

-О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?

-Что можно о ней сказать, как о матери своих детей? 

- Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки?

(Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей)

- Как вы думаете, только ли образ птицы имел в виду автор в своем стихотворении? (Образ мамы)

- Образ лебедя слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

- А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

- Автор хочет сказать нам, что  иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться) .

- Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло?

Зло совершает орёл.  В мире животных это закономерно. Но самое страшное, если зло совершает человек.  Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

7 .Рефлексия

--Мне стало жалко…

--Мне не понравилось…

--Меня восхитило…

--Меня возмутило…

--Я хочу, чтобы…

Учащиеся продолжают начатое высказывание.)

8.Итог урока.

Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

9.Домашнее задание.

Разноуровневое:

  • Выразительно читать.
  • Выучить наизусть отрывок.