План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»

Класс: 2.

Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».

Задачи:

  1. предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл рассказа, рассказывать о героях произведения , составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  2. метапредметные: способствовать формированию УУД:
  1. регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  3. коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 2 класс, часть 2; презентация; мультимедийное оборудование; заготовки для модели, солнышки для рефлексии, утверждения для рефлексии, маски для театрализации, заголовки к плану.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx212.29 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»

Класс: 2.

Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».

Задачи:

  1. предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл рассказа, рассказывать о героях произведения , составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  2. метапредметные: способствовать формированию УУД:
  1. регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  3. коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 2 класс, часть 2; презентация; мультимедийное оборудование; заготовки для модели, солнышки для рефлексии, утверждения для рефлексии, маски для театрализации, заголовки к плану.


Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание работы на уроке

1.Орг. момент

2 мин.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

-Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Светлана Тиграновна. Сегодня я у вас проведу урок.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, внимательно,

Работаем старательно. (Слайд)

2.Речевая разминка:

а) постановка правильного речевого дыхания: упр. «Подуй на пёрышко!». Исходное положение. Встать ровно, расправить плечи, голову держать прямо, улыбаться. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленькое перышко. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на перышко так, чтобы он полетел далеко-далеко;

б) развитие интонационной выразительности речи.

- На слайде вы видите скороговорку (Слайд). Послушайте:

Воробей просил Ворону

Ерша вызвать к телефону.

- А вам известно, о каком произведении эти строчки?

Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением?

2. Проверка дом.зад.

3 мин.

Театрализация (Слайд).

На слайде иллюстрация к сказке.

-Какую сказку вы читали дома? («Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»).
-Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски. 
Давайте попробуем инсценировать. (Чтение по ролям.)

(Шлыков Степан – Воробей, Дмитриев Матвей – Ёж, Севрюкова Надя – автор)
-Сделайте вывод, какая это сказка. (Авторская, о животных )

3.Подготовительная работа перед чтением текста

8 мин.

1.Определение и формулировка темы и задач урока.

-Разгадайте кроссворд (Слайд). Разгадав его, вы поймете о чем пойдет речь на уроке.

1) Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый ... (Лебедь) (Демонстрация изображения лебедя)

2) В это время все растет,

Созревает огород. (лето)

3) Фазановых семейка, отряд – курообразных,

Ест хвою, как индейка, да насекомых разных.

Тяжеловат в полёте – шумит, когда «взмывает»,

К тому ж про осторожность, токуя, забывает.

Эта птица по названию должна быть глухая, но на самом деле — нет. (Глухарь) (Демонстрация изображения глухаря)

4) Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня
... (весна)

5) Близко – широка,
издалека – узка.

От дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога)

6) " В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий 
Бабка- ежка у окна... 
Догадайтесь, кто она? " (сказка)

7) Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

-Какие слова получились? (Белые перышки) (Слайд)

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Белые перышки». Русская народная сказка (Слайд). (Учитель открывает на доске написанную тему урока)

-Определите цель урока по опорным словам (Слайд):

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Сможем поразмышлять…

-Откройте учебник на стр. 34 и прочитайте заголовок произведения, с чем будем знакомиться.

2.Беседа, настраивающая на восприятие в произведении.

Игра «Фотоглаз».

-Сейчас я открою вам опорные слова к нашему произведению, а вы в течении 20 секунд должны их запомнить и назвать как можно больше.

Опорные слова (Слайд):

Зима

Птицы

Холода

Глухарь

Юг

Лебеди

Дорога

Пёрышки

-Давайте проверим, что забыли назвать? (Слайд)

-На основе кроссворда,  заголовка, иллюстрации на стр. 35 и опорных слов подумайте и скажите, о чем пойдет речь в произведении?

3.Словарная работа:

-Кто знает, кто такой глухарь? (Слайд)

-У меня есть помощники, которые подготовили сообщения, давайте их послушаем. (Слайд). (Данилов Никита и Елагина Полина)

Глуха́рь — крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой — хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния.

-А кто такой лебедь? (Слайд)

-А про лебедей нам расскажут Мироненко Дима и Дубцова Катя (Слайд).

Лебеди - это гордые птицы из семейства утиных. Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура , позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно. Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно : и белое пушистое оперение , и чёрные глаза , и гибкая красивая шея . Особенно лебедь красив , когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера.

 (Дети выступают с сообщениями, рассматривание иллюстраций глухаря и лебедя.)

4.Первичное чтение текста

3-4 мин.

Чтение текста учителем и проверка высказанных предположений по содержанию (Слайд).

(На слайде иллюстрация к сказке.)

5.Беседа после первичного чтения текста

2-3 мин.

Беседа по вопросам.

-Ребята, подтвердились ли ваши предположения по содержанию текста?

-А какие чувства вы испытывали, когда я читала это произведение?

- Какой жанр этого произведения? (сказка) А почему вы решили, что это сказка? Докажите.

- А какие бывают сказки? (народные и авторские)

- А это какая сказка: народная или авторская?

-Назовите действующих лиц в этой сказке?

6.Повторное чтение по частям и анализ каждой части

10 мин.

1. Чтение первой части по цепочке и беседа по вопросам (Слайд).

Учитель следит за чтением и исправляет речевые ошибки.

Работа с планом (на доске вразнобой висят заголовки к плану).

-  Какими словами начинается сказка? (Давным-давно это было)

-Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? (Такая холодная, что все от холода замерзли)

-Кто выжил после этой трудной зимы? (глухарь)

-Как мы можем озаглавить эту часть? Выберете из всех заголовков подходящий (1. Холодная зима) (На доске  вывешивается первый пункт плана)

2. Чтение второй части про себя.

-А вторую часть вы прочитайте самостоятельно про себя, чтобы ответить на вопрос: «Как себя чувствовал глухарь, когда летел в дальние края?» (Слайд)

 -Почему глухарь собрался лететь в тёплые края?

- К кому он обратился за помощью?

- Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

- Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

-Как лебеди облегчили перелет глухарю?

-Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой?

-Что кричали деревья вслед улетающим лебедям? (До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!

-Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. (Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.)

-Как мы можем озаглавить эту часть? Выберете из всех подходящий заголовок. (2. Дальняя дорога.)

3. Чтение третьей части и ее пересказ.

-Третью часть вам необходимо прочитать так, чтобы вы могли пересказать эту часть.

(После прочтения учитель вызывает троих учащихся.)

-Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?
(Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).

-Как можно озаглавить эту часть? (3. Белые перышки)

7.Физкультминутка

2 мин.

Дидактическая игра.

-А теперь немного поиграем. Я буду читать предложение, если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, а если неверное, то вы топаете ногами.

  1. Это произведение авторское.
  2. Это произведение – рассказ.
  3. Герои произведения – лебеди и глухарь.
  4. Это произведение – сказка.
  5. Автор произведения Дмитрий Мамин-Сибиряк.
  6. Лебеди помогли попасть глухарю на юг.
  7. Это произведение о животных.
  8. Это сказка народная.
  9. Заголовок этого произведения «Белые перышки».
  10.  Лебедь – перелетная птица.

Гимнастика для глаз по тренажеру. (Слайд)

8.Анализ произведения

8-10 мин.

1. Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.35 и расскажите своими словами, что вы видите?

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, подходящий по содержанию к данной иллюстрации.

-Сравните иллюстрацию и содержание отрывка, все ли совпадает? Или художник по-своему изобразил этот эпизод?

2. Моделирование. Работа в группах.

(Учитель раздает файлы с заготовками модели обложки.)

-Давайте с вами изобразим модель этой сказки. Разбейтесь по группам (5 групп).

-Выберете подходящие фрагменты и приклейте их к листочку.

-Кто справится с заданием, вывешивайте модель обложки на доску.

Дети на листочках приклеивают заготовки (круг коричневого цвета, Русская народная сказка, «Белые перышки»).

-Сверьте свои модели с экраном, все ли правильно сделали? (Слайд)

9.Обобщающая беседа

3 мин.

1. Беседа по вопросам.

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Назовите героев произведения.

-Что в этой сказке правда, а что вымысел?

2. Формулировка идеи произведения.

-Как вы думаете, дети, что хотел сказать автор произведения?

- Чему учит сказка? (Эта сказка учит тому, что всегда нужно правильно рассчитывать свои силы.)

-Сегодня мы поработали с народной сказкой. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому  любую жизнь мы должны беречь и ценить.

10.Рефлексия

1 мин.

-Что понравилось на уроке? (Слайд)

-Что узнали нового?

На доске заранее вывешены опорные слова, дети по очереди выходят и приклеивают солнышки к тем утверждениям, которые им подходят. На партах заранее лежат солнышки.

-Каким был для вас урок?

Познавательным

Интересным

Деловым

Полезным

Игровым

-Выберете подходящее для вас утверждение и приклейте к нему солнышко.

11.Информация о домашнем задании

1-2 мин.

Домашнее задание на выбор (Слайд):

  • Составить кроссворд к сказке;
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке;
  • Написать отзыв к сказке.

12.Подведение итогов урока

1 мин.

Оценка учителем работы класса и отдельных учащихся.

- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов.  

- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"

Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...

Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».

Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память,...

Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс

Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...