Главные вкладки

    Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Окулова Светлана Николаевна

    Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию, чувство юмора, воспитать интерес к народному искусству, умению быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Какие бывают скороговорки.

    3 класс. Урок по литературному чтению

    УМК «Начальная школа ХХI века».

    Учитель    начальных классов

    Окулова Светлана Николаевна 

    Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования

    Щербиновский район  ст. Старощербиновская

    Тема: «Какие бывают скороговорки».

    Авторы учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Основные цели:

    1) сформировать умение отличать скороговорки по их строению;

    2) открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка»;

    3) развивать творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию,    чувство юмора;

    4) воспитывать интерес к народному искусству, умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

    Познавательные УУД

    Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

    Регулятивные УУД

    Осуществлять саморегуляцию  как способность к волевому усилию

    Коммуникативные  УУД

    Умение слушать и вступать в диалог .

    Личностные УУД

    Формирование положительного отношения  к учению.

    Оборудование: презентация.

    Демонстрационный материал:

    1) понятие «скороговорка»                                                                                                (Д-1)

    Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова.

    2) группы скороговорок                                                                                                    (Д-2)

    СКОРОГОВОРКИ

    С ПОВТОРЕНИЕМ                     С ПЕРЕСТАНОВКОЙ               С ПЕРЕСТАНОВКОЙ

    СЛОВ С ОДНИМ И ТЕМ  ЖЕ    ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ   ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЗВУКОВ

           КОРНЕМ                                                                

    3) эталон для самопроверки:                                                                                          (Д-3)

    Признаки скороговорки

    1.В одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

    Построение скороговорки

    1.Слова с одним и тем же корнем.

    2.Перестановка одних и тех же слов.

      3.Перестановка одних и тех же звуков.

    4) образец выполнения пробного задания:                                                                 (Д-4)

    1.

    2.

    3.

    Распредели по группам скороговорки.

    1)Проворонила ворона воронёнка.

    2)  Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.

    3) У Кондрата куртка коротковата.

    4)  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног.

    5) Купи кипу пик.

    6)  Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

    5) два шага учебной деятельности:        (Д-5)

    Peterson16        Peterson17

     эталон «терпение в учебной деятельности»:                                                

    Раздаточный материал:

    1) скороговорки  для конкурса «Кто лучше всех знает скороговорки?» − задание для пробного действия:                                                                                         (Р-1)

    1.

    2.

    3.

    Распредели по группам скороговорки.

    1) Проворонила ворона воронёнка.

    2) Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.

    3) У Кондрата куртка коротковата.

    4) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног.

    5) Купи кипу пик.

    6) Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

    2) таблица для самостоятельной работы:        (Р-2)

    Признаки построения      скороговорок

    Фиксация признака.

    - Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

    Что повторяется в данной скороговорке?

    Проворонила ворона воронёнка.    

    Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?                                                                                               На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

    Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    3) эталон для самопроверки:

    Признаки построения  скороговорок

    Фиксация признака.

    - Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

    В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

    Что повторяется в данной скороговорке?

    Проворонила ворона воронёнка.    

    Слова с одним и тем же корнем.

    Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?                                                                               На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

    Перестановка одних и тех же слов.

    Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Перестановка одних и тех же звуков.

    4) цветные карандаши;

    5) карточки со смайликами.

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    На доске два шага учебной деятельности   и эталон терпение в учебной деятельности                           (Д-5).

    − Ребята, начинаем наш урок литературного чтения.

    –Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, увлекательным, познавательным)
    – Что нужно делать, чтобы урок был таким?
    – Работать с хорошим настроением.
    – Я желаю вам сохранить хорошее настроение до конца урока.

    − Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Произведениям раздела « Устное народное творчество»)

    - Как по-другому называется устное народное творчество? ( Фольклор)

    − Назовите жанры фольклора. (Загадки, пословицы, небылицы, сказки, былины, потешки, скороговорки)

    Слайд 2

    Слайды 3-5.

    Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты:

    —Крепкую дружбу и топором не  разрубишь.

    —Трава – огонь!

    Попробуй, тронь?         (Крапива.)

    — Евсей, Евсей,

    Муку просей,

    А просеешь, Евсей,

    Испеки в печи

    Калачи.             (Пословица,  загадка, былина, скороговорка).

    Слайд 6                       Соберите из данных слов скороговорку.

    ЩУЧКИ   ЧУШКИ  У ЩЕТИНА ЧЕШУЯ У     (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)

    —Мы узнали какие бывают пословицы, загадки. С каким жанром фольклора познакомимся? ( со скороговорками)

    —Спрогнозируйте тему урока. (Какие бывают  скороговорки).

    − И сегодня у нас с вами весёлый урок, посвященный скороговоркам. Вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться их читать.

    Скороговорка - жанр устного народного творчества.

    Слайд 7

    - Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

    Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".

    − Как вы думаете, почему их так называют? (Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова).

    − Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание.

    Слайд 8

    - Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)

    − Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)

    − О чём говорит этот эталон? (…)

    − Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

    − Желаю вам успешной работы!

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

    − Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)

    Слайды 9-10.

    Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий .

    Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано в “Пословицах русского народа”, автор В.И.Даль. Владимир Иванович  был моряком, врачом, государственным служащим, писателем. Изучал природу и народные обычаи. 47 лет своей жизни посвятил  Даль созданию толкового словаря.

    Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

    − Вспомните определение скороговорки. (Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова).

    Слайд 11. На доске открывается слайд с определением скороговорки (Д-1).

    − А кто создавал скороговорки? (Народ. Скороговорки  передавалась из уст в уста.)

    − Молодцы!

    − А теперь поговорим о скороговорках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

    Слайд 12.

    Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает скороговорки?» (Р-1) 

    У вас на парте лежит карточка со схемой, продолжите распределять  по группам скороговорки и  закрасьте ромбики рядом со скороговоркой  тем цветом, который соответствует правильному ответу.

    Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

    - На какие группы условно делятся скороговорки?

    − Кто не смог разделить скороговорки на  3 группы?

    − Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти закономерность: чем одни скороговорки отличаются от других.)

    − Из тех, кто разделил на группы скороговорки, поднимите руку, кто может назвать основные признаки деления?

    − Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?

    − В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать закономерность построения скороговорок)

    3. Выявление места и причины затруднения.

    − Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков построения скороговорок.)

    − Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

    − Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки построения скороговорок.)

    − Давайте сделаем перерыв в работе.

    Физкультминутка для глаз.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    − Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки построения скороговорок).

    − Правильно! Вы должны вывести признаки − законы построения скороговорок. Как только вы узнаете законы построения скороговорок, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

    − Сформулируйте тему урока. (Какие бывают  скороговорки.)

    − Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения скороговорки)

    − Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.

    − Итак, что должно вам помочь узнать законы построения скороговорок? (Заполнение этой таблицы.) 

    Слайд13.       Таблица для самостоятельной работы   (Р-2).Работа в группах.

    −Работать вы будете в группе. Предлагаю вам отвечать на эти вопросы последовательно (один за другим).

    − Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)

    − Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

    5. Реализация построенного проекта эталон для самопроверки:

    − Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

    Ответьте на первый вопрос. (…)

    Что повторяется в первой скороговорке? (…).

    Каждая группа даёт свой ответ.

    − Давайте обобщим. Сформулируйте особенность построения первой скороговорки. (Повторение  слов с одним и тем же корнем.)

    Слайд 14. Вывешивается  особенность построения скороговорок. Далее, признаки вывешиваются на доску  постепенно (по шагам)                       (Д-3)

    Сформулируйте особенность построения второй скороговорки. (Перестановка одних и тех же слов)

    − Ответьте на следующий вопрос. (Перестановка одних и тех же звуков.)

    − Вспомните скороговорки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в них? (Да.) 

    Слайд 15.  На доске появляется таблица с правильным ответом (Р-3) – дети сверяют со своим ответом.

     Слайд 16.

    − Перечислите, опираясь на наш эталон, группы скороговорок  (Д-2).

    Слайд 17. Эталон для самопроверки (Д-4).

    − Теперь вы сможете дать полный ответ на задание в пробном действии?

    Физминутка.

    6. Первичное закрепление во внешней речи.

    – Ребята, что вы узнали? (Мы узнали на какие группы делятся скороговорки.)

    Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться.

    Работа по учебнику стр.43-44. Выборочное чтение.

    -Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.

    - Прочитайте скороговорки, в которых повторяются слова с одним  и тем же корнем.

    - Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же звуки.

    Учитель. Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку:

                    “На дворе растёт трава, на траве лежат дрова” -

                    Обязательно не свяжешь, обязательно не скажешь!

                   “На дворе растут дрова, на дровах лежит трава”.

                    До чего же всё занятно, до чего же непонятно!

                 Все четырнадцать ребят быстро не проговорят

                 Только я одна умею. Не сбиваюсь, не робею:

                 “Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком!

                 Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

    - Какая главная мысль этого стихотворения? (скороговорку произнести с первого раза очень трудно)

    Слайд18.

    Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.

    - Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

    1.        Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

    2.        Подумай, о чём говорится в скороговорке.

    3.        Посмотри, к какой группе относится скороговорка .

    4.        Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.

    5.        Читай быстрее и представь то, что читаешь.

    Слайд19.

    1. Чтение скороговорки по составленному плану.

    У боярина бобра нет богатства, нет добра.

    Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.

    -Как вы понимаете смысл этой скороговорки? (Ответы детей)

    -Что является настоящим богатством? (здоровье, дети, родные люди)

    Если у человека есть дети, то он уже богат. Они в старости будут  ему опорой.

    -К какой группе относится эта скороговорка?( Перестановка одних и тех же слов)

    Работа в парах. Потренируйтесь. Надо  3 раза быстро произнести скороговорку.

    - Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать

    И будем выговаривать

    Так правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

    Работа по тетради «Литературное чтение» стр. 23 №1,2.

    Следующие упражнения помогут  вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности скороговорок.

     Задание будете выполнять самостоятельно. На задания отводится 2 минуты.                                      Проверка выполнения проводится фронтально. 

    Слайд20.

    После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки.

    − У кого возникли затруднения при фиксации признаков в скороговорках?

    − У кого это задание не вызвало затруднений?

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается скороговорка, по каким правилам.)

    − Я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные скороговорки?

    − Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша скороговорка. Впишите в наш эталон свои примеры. Сначала коллективно обсудите, о чём? или о ком? будет скороговорка, к какой группе она будет относиться, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.  

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

     Что нового вы узнали на уроке? (Узнали признаки, по которым делятся  скороговорки на группы.)

    – Какую цель вы поставили в начале урока?

    − Вы достигли поставленной цели?

    − В чём у вас было затруднение?

    − Как вы открывали новое знание?

    − Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

    − На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

    Слайд21.

    – Оцените свою работу на этом уроке, работу всего класса.

    – Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?

    – Покажите своё настроение в конце урока смайликом.

    Домашнее задание. Подготовьтесь к конкурсу « Лучший скороговорщик класса».

    Источники:

    Учитель    начальных классов Окулова Светлана Николаевна

    Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская МБОУ СОШ № 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

    Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

    Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

    Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"

    Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...

    Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс

    Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

    Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...