Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Окулова Светлана Николаевна

Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию, чувство юмора, воспитать интерес к народному искусству, умению быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какие бывают скороговорки.

3 класс. Урок по литературному чтению

УМК «Начальная школа ХХI века».

Учитель    начальных классов

Окулова Светлана Николаевна 

Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования

Щербиновский район  ст. Старощербиновская

Тема: «Какие бывают скороговорки».

Авторы учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

1) сформировать умение отличать скороговорки по их строению;

2) открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка»;

3) развивать творческое мышление учащихся; память, сообразительность, фантазию,    чувство юмора;

4) воспитывать интерес к народному искусству, умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

Познавательные УУД

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять саморегуляцию  как способность к волевому усилию

Коммуникативные  УУД

Умение слушать и вступать в диалог .

Личностные УУД

Формирование положительного отношения  к учению.

Оборудование: презентация.

Демонстрационный материал:

1) понятие «скороговорка»                                                                                                (Д-1)

Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова.

2) группы скороговорок                                                                                                    (Д-2)

СКОРОГОВОРКИ

С ПОВТОРЕНИЕМ                     С ПЕРЕСТАНОВКОЙ               С ПЕРЕСТАНОВКОЙ

СЛОВ С ОДНИМ И ТЕМ  ЖЕ    ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ   ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ЗВУКОВ

       КОРНЕМ                                                                

3) эталон для самопроверки:                                                                                          (Д-3)

Признаки скороговорки

1.В одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

Построение скороговорки

1.Слова с одним и тем же корнем.

2.Перестановка одних и тех же слов.

  3.Перестановка одних и тех же звуков.

4) образец выполнения пробного задания:                                                                 (Д-4)

1.

2.

3.

Распредели по группам скороговорки.

1)Проворонила ворона воронёнка.

2)  Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.

3) У Кондрата куртка коротковата.

4)  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног.

5) Купи кипу пик.

6)  Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

5) два шага учебной деятельности:        (Д-5)

Peterson16        Peterson17

 эталон «терпение в учебной деятельности»:                                                

Раздаточный материал:

1) скороговорки  для конкурса «Кто лучше всех знает скороговорки?» − задание для пробного действия:                                                                                         (Р-1)

1.

2.

3.

Распредели по группам скороговорки.

1) Проворонила ворона воронёнка.

2) Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.

3) У Кондрата куртка коротковата.

4) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног.

5) Купи кипу пик.

6) Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

2) таблица для самостоятельной работы:        (Р-2)

Признаки построения      скороговорок

Фиксация признака.

- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

Что повторяется в данной скороговорке?

Проворонила ворона воронёнка.    

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?                                                                                               На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3) эталон для самопроверки:

Признаки построения  скороговорок

Фиксация признака.

- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

Что повторяется в данной скороговорке?

Проворонила ворона воронёнка.    

Слова с одним и тем же корнем.

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?                                                                               На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Перестановка одних и тех же слов.

Перестановка чего наблюдается в данной скороговорке?

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Перестановка одних и тех же звуков.

4) цветные карандаши;

5) карточки со смайликами.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске два шага учебной деятельности   и эталон терпение в учебной деятельности                           (Д-5).

− Ребята, начинаем наш урок литературного чтения.

–Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, увлекательным, познавательным)
– Что нужно делать, чтобы урок был таким?
– Работать с хорошим настроением.
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение до конца урока.

− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Произведениям раздела « Устное народное творчество»)

- Как по-другому называется устное народное творчество? ( Фольклор)

− Назовите жанры фольклора. (Загадки, пословицы, небылицы, сказки, былины, потешки, скороговорки)

Слайд 2

Слайды 3-5.

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты:

—Крепкую дружбу и топором не  разрубишь.

—Трава – огонь!

Попробуй, тронь?         (Крапива.)

— Евсей, Евсей,

Муку просей,

А просеешь, Евсей,

Испеки в печи

Калачи.             (Пословица,  загадка, былина, скороговорка).

Слайд 6                       Соберите из данных слов скороговорку.

ЩУЧКИ   ЧУШКИ  У ЩЕТИНА ЧЕШУЯ У     (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)

—Мы узнали какие бывают пословицы, загадки. С каким жанром фольклора познакомимся? ( со скороговорками)

—Спрогнозируйте тему урока. (Какие бывают  скороговорки).

− И сегодня у нас с вами весёлый урок, посвященный скороговоркам. Вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться их читать.

Скороговорка - жанр устного народного творчества.

Слайд 7

- Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".

− Как вы думаете, почему их так называют? (Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова).

− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание.

Слайд 8

- Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)

− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)

− О чём говорит этот эталон? (…)

− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

− Желаю вам успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)

Слайды 9-10.

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий .

Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано в “Пословицах русского народа”, автор В.И.Даль. Владимир Иванович  был моряком, врачом, государственным служащим, писателем. Изучал природу и народные обычаи. 47 лет своей жизни посвятил  Даль созданию толкового словаря.

Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

− Вспомните определение скороговорки. (Скороговорки– произведения фольклора, в котором сочетаются труднопроизносимые вместе слова).

Слайд 11. На доске открывается слайд с определением скороговорки (Д-1).

− А кто создавал скороговорки? (Народ. Скороговорки  передавалась из уст в уста.)

− Молодцы!

− А теперь поговорим о скороговорках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

Слайд 12.

Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает скороговорки?» (Р-1) 

У вас на парте лежит карточка со схемой, продолжите распределять  по группам скороговорки и  закрасьте ромбики рядом со скороговоркой  тем цветом, который соответствует правильному ответу.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- На какие группы условно делятся скороговорки?

− Кто не смог разделить скороговорки на  3 группы?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти закономерность: чем одни скороговорки отличаются от других.)

− Из тех, кто разделил на группы скороговорки, поднимите руку, кто может назвать основные признаки деления?

− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?

− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать закономерность построения скороговорок)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков построения скороговорок.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки построения скороговорок.)

− Давайте сделаем перерыв в работе.

Физкультминутка для глаз.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки построения скороговорок).

− Правильно! Вы должны вывести признаки − законы построения скороговорок. Как только вы узнаете законы построения скороговорок, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

− Сформулируйте тему урока. (Какие бывают  скороговорки.)

− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения скороговорки)

− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.

− Итак, что должно вам помочь узнать законы построения скороговорок? (Заполнение этой таблицы.) 

Слайд13.       Таблица для самостоятельной работы   (Р-2).Работа в группах.

−Работать вы будете в группе. Предлагаю вам отвечать на эти вопросы последовательно (один за другим).

− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)

− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

5. Реализация построенного проекта эталон для самопроверки:

− Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

Ответьте на первый вопрос. (…)

Что повторяется в первой скороговорке? (…).

Каждая группа даёт свой ответ.

− Давайте обобщим. Сформулируйте особенность построения первой скороговорки. (Повторение  слов с одним и тем же корнем.)

Слайд 14. Вывешивается  особенность построения скороговорок. Далее, признаки вывешиваются на доску  постепенно (по шагам)                       (Д-3)

Сформулируйте особенность построения второй скороговорки. (Перестановка одних и тех же слов)

− Ответьте на следующий вопрос. (Перестановка одних и тех же звуков.)

− Вспомните скороговорки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в них? (Да.) 

Слайд 15.  На доске появляется таблица с правильным ответом (Р-3) – дети сверяют со своим ответом.

 Слайд 16.

− Перечислите, опираясь на наш эталон, группы скороговорок  (Д-2).

Слайд 17. Эталон для самопроверки (Д-4).

− Теперь вы сможете дать полный ответ на задание в пробном действии?

Физминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали на какие группы делятся скороговорки.)

Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться.

Работа по учебнику стр.43-44. Выборочное чтение.

-Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова.

- Прочитайте скороговорки, в которых повторяются слова с одним  и тем же корнем.

- Прочитайте скороговорки, в которых переставляются одни и те же звуки.

Учитель. Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку:

                “На дворе растёт трава, на траве лежат дрова” -

                Обязательно не свяжешь, обязательно не скажешь!

               “На дворе растут дрова, на дровах лежит трава”.

                До чего же всё занятно, до чего же непонятно!

             Все четырнадцать ребят быстро не проговорят

             Только я одна умею. Не сбиваюсь, не робею:

             “Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком!

             Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

- Какая главная мысль этого стихотворения? (скороговорку произнести с первого раза очень трудно)

Слайд18.

Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.

- Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

1.        Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

2.        Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3.        Посмотри, к какой группе относится скороговорка .

4.        Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.

5.        Читай быстрее и представь то, что читаешь.

Слайд19.

1. Чтение скороговорки по составленному плану.

У боярина бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.

-Как вы понимаете смысл этой скороговорки? (Ответы детей)

-Что является настоящим богатством? (здоровье, дети, родные люди)

Если у человека есть дети, то он уже богат. Они в старости будут  ему опорой.

-К какой группе относится эта скороговорка?( Перестановка одних и тех же слов)

Работа в парах. Потренируйтесь. Надо  3 раза быстро произнести скороговорку.

- Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Работа по тетради «Литературное чтение» стр. 23 №1,2.

Следующие упражнения помогут  вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности скороговорок.

 Задание будете выполнять самостоятельно. На задания отводится 2 минуты.                                      Проверка выполнения проводится фронтально. 

Слайд20.

После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки.

− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в скороговорках?

− У кого это задание не вызвало затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается скороговорка, по каким правилам.)

− Я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные скороговорки?

− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша скороговорка. Впишите в наш эталон свои примеры. Сначала коллективно обсудите, о чём? или о ком? будет скороговорка, к какой группе она будет относиться, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.  

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

 Что нового вы узнали на уроке? (Узнали признаки, по которым делятся  скороговорки на группы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

Слайд21.

– Оцените свою работу на этом уроке, работу всего класса.

– Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?

– Покажите своё настроение в конце урока смайликом.

Домашнее задание. Подготовьтесь к конкурсу « Лучший скороговорщик класса».

Источники:

Учитель    начальных классов Окулова Светлана Николаевна

Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская МБОУ СОШ № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"

Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...

Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс

Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...