ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Карпушенко Александра Олеговна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

УМК:  «Начальная школа 21 века»

Класс: 4

Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель:  осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака,  начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования; формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; формировать умение  выразительно читать  произведения по ролям; формировать понятие о жанре «драма».

Развивающие: развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы; развитие эмоциональной отзывчивости при чтении.

Воспитательные:  воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать интерес к предмету; воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: компьютер,  презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_12_mes.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Учитель: Карпушенко Александра

УМК:  «Начальная школа 21 века»

Класс: 4

Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель:  осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака,  начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования; формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым; формировать умение  выразительно читать  произведения по ролям; формировать понятие о жанре «драма».

Развивающие: развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы; развитие эмоциональной отзывчивости при чтении.

Воспитательные:  воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать интерес к предмету; воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: компьютер,  презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Содержание этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

К- коммуникативные,

П- познавательные,

Р- регулятивные,

Л- личностные.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Ну-ка, всё проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Ребята, я рада Вас видеть, улыбнитесь друг другу, а теперь подарите свои улыбки мне.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к урокуи проверяет настрой на урок.

Приветствуют учителя,проверяют свою готовность куроку.

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

К:формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация опорных знаний

-Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

- Любите вы зиму?

-Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?(

- Почему?

-В произведениях, какого жанра могут происходит чудеса?

 -Какие виды сказок вы знаете?

-На какие группы их можно разделить?  

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.Наталкивает на вопросы, подводящие к теме урока.

Прием: яркое пятно.

Отвечают на вопросы

(Новый год.

 На новый год люди загадывают желания и ждут совершения чуда-исполнения желания.

В сказках

Народные, авторские.

О животных, волшебные, бытовые. )

К: речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

П: Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Открытие новых знаний

-Сегодня мы с Вами познакомимся еще с одной сказкой, но прежде отгадайте загадки:

Начинает календарь

Месяц с именем ...

(Январь)

В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

- Снег пугает, шалунишка:

Только ступит - стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот - ...

(Март)

Жаркий, знойный,

Душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи,

За месяц это?

(Июль)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! 

(Сентябрь)

- Ребята, январь, март, июль, сентябрь, это все? Правильно, а сколько всего месяцев в году? Правильно 12. Значит о какой сказке мы сегодня будем говорить? Молодцы, о сказке «12 месяцев».

Эту сказку написал Самуил Яковлевич Маршак.

Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) – знаменитый советский поэт, переводчик, драматург. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. 

В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник на еврейскую тематику «Сиониды»).

В 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько театров для детей. За свою биографию Самуил Маршак сочинил много произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем Самуил Маршак некоторое время писал в жанре сатиры.

Формирует тему урока. Рассказывает о биографии писателя.

Дети помогают учителю в формулировке темы.

Р: контролируют и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

П: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают вывод.

К:речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

Физ. минутка

Встаньте ребята. Похлопайте те, кто родился зимой.

Попрыгайте те, кто родился весной

Покружитесь те, кто родился осенью.

Помогите рукой те, кто родился летом. 

Улыбнитесь друг другу, молодцы, присаживайтесь

Читает текст и показывает упражнения для детей.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Р: контролируют свои действия, соотносят их с действиями учителя, одноклассников.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества.

Первичное закрепление знаний

Ребята, давайте прочитаем отрывок из сказке по цепочке. 

Как вы думаете кто такая падчерица? Падчерица - это не родная дочь.

Мачеха - не родная мать.

Что значит "не гневайся" ? 

За чем мачеха отправила девочку в лес? 

Кто решил помочь девочки? И как? 

Какого вам было жалко ?

Задает вопросы, слушает

Дети читают текст, отвечают на вопросы учителя и закрепляют материал на уроке

К: речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

П: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Домашняя работа

Нарисовать персонажа из сказки "12 месяцев", который понравился больше всего и написать краткую характеристику о нем

Информирует детей о домашнем задание. Отвечает на вопросы.

Дети записывают домашнее задание в дневник

К: учатся слушать учителя.

Рефлексия учебной деятельности

Как называется сказка, которую мы с вами прочитали?

Какой персонаж вам запомнился больше всего?

Какие цветы искала девочка?

А число 12 не простоое, оно волшебное. 12 месяцев в году, наши сутки поделены на день и ночь-по 12 часов каждый. И, наконец, под Новый год, когда часы 12 бьют, мы все верим в волшебство. И сегодня в руки мне попала корзинка с подснежниками. Белый подснежник означает, что вы  хорошо поработали, поняли материал, а синий подснежник означает, что у вас есть вопросы по теме, у вас остались вопросы.

Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

П: осваивают начальные формы рефлексии, логические рассуждения.