Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Павлова Наталия Юрьевна

    Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира по теме:   Как  животные готовятся к зиме У. с.30-31 Т.с.21                           Учитель: Павлова Н.Ю.

    Дата 28.11.2013

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

    Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  (Слайд №1) (читает стихотворение на первом слайде)

    Снова пришел долгожданный миг –

    Нам пора в дорогу.

    Он зовет нас в загадочный мир,

    Таинственный мир природы.

    Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

    Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

    Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

    Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

    Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных.
    - Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
    (Ответы детей) Молодцы!

    Слайд №2

    Учитель читает стихотворение:

    А лес стоит загадочный,
    А лес стоит таинственный,
    Безмолвна тишина:
    Зверушек и пичужек -
    Всех спрятала зима
     

    - О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

    – О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

    - Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

    Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

    3. Постановка учебной задачи.

    - Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
    - А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
    - Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)
    Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»
    (Слайд № 3)

    -А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
    - Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать      ЦЕЛЬ исследования:
    «Узнать, как животные готовятся к зиме».

    - Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)
    - Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
    Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.
    Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
    ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

    Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

    Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

    4. Построение проекта выхода из затруднений.

    Организует работу в форме диалога.

    Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
    Мы с вами проведём мысленный эксперимент.
    - Откройте учебники на стр. 30-31, и мы попадаем в лес вместе с героями учебника Мишей и Машей Ивановыми.

    Слайд №4

    - Как вы думаете, о чём спрашивает Миша сестру? (О том, как животные готовятся к зиме.)
    -  А как вы думаете, что Мише ответит Маша? (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

    Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки.

    Кто по ёлкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы?
    -О ком загадка?
    А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)

    Слайды № 5, 6
    У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек.
    - Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»
    -Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(
    аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
    «Трусишка зайка серенький
    Под ёлочкой скакал,
    Порою волк, сердитый волк
    Рысцою пробегал».
    - А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?

    Слайд №7(заяц)
    Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
    - А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)
    Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
    -Какие звери ещё меняют цвет шубки?
    (волк) Слайд №8

    Лиса (Слайд №9)

    -Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж) Слайд №10, 11 (медведь) Слайд №12(ёж)
    В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
    Медведь в берлоге крепко спит,
    И его нельзя будить.
    Он с осени свой жир копил,
    Много ел и много пил.
    Ему зимой одна работа –
    Крепко спать и весны ждать.

    Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

    5. Первичное закрепление. Физминутка

    Физминутка (Слайд №12) ЁЖ

    Ёжик топал по тропинке
    И грибочек нес на спинке.
    (Ходьба на месте маленькими шажками)

    Ёжик топал не спеша,
    Тихо листьями шурша.
    (Шарканье ногами)

    А навстречу скачет зайка,
    Длинноухий попрыгайка.
    Шубку серую свою
    Он сменил на белую.
    (Прыжки на месте, руки перед грудью)

    Идет по лесу серый волк,
    Голодный волк – серый бок.
    (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)

    Чтоб волку не попасться на зубок,
    Ты, ёж, свернись скорей в клубок.
    (Сесть на корточки и сгруппироваться)

     Организует работу с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс часть 1» на интерактивной доске.

    1. Урок 6, задание 7 «Животные, впадающие в спячку» (Правильные ответы: медведь, ёж, ящерица)
    2. Урок 5, задание 6 «Какие животные меняют цвет шерсти» (Правильные ответы: заяц, волк, белка)

    Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.

    Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Организует работу в ТПО с.21 №20.

    Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

    Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

    Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных.

    Слайд № 13 мышь-полёвка

    Слайд №14 поползень

    Слайд №15 белка

    Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки.

    7.Рефлексия деятельности

    - Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)
    - Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)
    - Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)
    - МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
    - А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
    Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета
    (Слайд №16).

    Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

    Давайте дадим оценку нашему уроку.

    У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

    Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.

     Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

    (Слайд №17)

    Осуществляют рефлексию своей деятельности.

    Дают оценку уроку с помощью рисунка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".

    Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...

    Урок в 1 классе "Как птицы и животные готовятся к зиме" по УМК "Начальная школа 21 века"

    Данный урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, влючает в себя конспект урока, презентацию, раздаточные материалы....

    Урок с применением ЭОР по предмету окружающий мир , 1 класс, программа « Начальная школа 21 век» , "Как дикие животные готовятся к зиме"

    Считаю важным использовать на уроке игровые моменты, наглядно -иллюстративный материал, поэтому урок построен как игра - путешествие на лесную поляну.Представленные фрагменты и интерактивная игра из к...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»

    УМК: «Перспективная начальная школа»Предмет: окружающий мир.Тема:  «Как животные готовятся к зиме».Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Планируемые ре...

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

    Технологическая карта «Как животные готовятся к зиме» 1 класс

    Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся об особенностях жизни животных в связи с подготовкой к зимнему периоду.Предметные:знать, как готовятся животные к зиме;уметь  разл...