Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме : "Как разные животные готовятся к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

В  уроке по данной теме подробно с описанием формируемых УУД дана технологическая карта. Все виды работы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме.

 

Тема урока: «Как разные животные готовятся к зиме».  

Цель:

- создать  условия  для изучения  особенностей жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник, Рабочая  тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, лист самооценки,   презентация урока на ИД, компьютер, проектор, экран.

Используемые технологии: деятельностный метод, технология проблемного метода обучения

Методы и приёмы: исследовательский, наглядный, практический.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях, готовящихся к зиме.

Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного мира, научить определять последовательность событий в природе и их связи, расширить знания детей о диких животных, готовящихся к зиме.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои  действия  в соответствии с поставленной задачей,  формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, умение провести самооценку.

Коммуникативные:   развивать  умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу,

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.

Оборудование: экран, компьютер, карточки с изображением животных, презентация к уроку «Как животные готовятся к зиме».

Дата 07.12.2017

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.

1.Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.    слайд 1

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Нас   зовет в загадочный путь

Таинственный мир природы.

 Девиз нашего урока                         слайд 2

Орешек знаний твёрд, но всё же,

Мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его поможет,

Стремленье вечно познавать.

Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений,

строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

Работа с информацией в учебнике.

Работа в группах. Заполнение столбиков таблицы примерами животных.

Умение обобщать и делать выводы и записывать  ответы на вопросы в выделенной области документа.

2. Актуализация знаний и

фиксация затруднений  в деятельности

Отгадайте, пожалуйста, загадку. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? Назовите мне осенние месяцы. Какие признаки  осени в неживой природе вы знаете?

2.Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами разгадывали птичьи секреты. Давайте вспомним

Ромашка Блума Слайд 3

 -Как называются птицы,  улетающие на юг? (Назовите таких птиц). Почему перелетные  птицы улетают в тёплые  края? Как они узнают, что им пора отправляться в путь?

-Как называются птицы, остающиеся зимовать? Почему зимующие птицы могут оставаться на родине? Какие зимующие птицы осенью запасают корм?

     

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории.

Мы с вами – научные сотрудники. А значит, чем мы будем заниматься на уроке? (урок-исследование). Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.:    Слайд 4


-Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
(Ответы детей) Молодцы!

Учитель читает стихотворение:

А лес стоит загадочный

А лес стоит таинственный

Зверюшек и пичужек

Всех спрятала зима.

- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

Слайд 5

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

3. Постановка учебной задачи.

- Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
- А что же мы с вами будем исследовать?
(Жизнь лесных животных).
- Так что же будет являться
объектом нашего исследования? (Ответы детей)
Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться
«Подготовка животных к зиме» ( Слайд  )

-А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
- Молодцы! Из ваших слов можно
сформулировать      цель исследования:  
«Узнать, как животные готовятся к зиме».

- Отличается ли жизнь животных осенью от той, что они ведут летом? (Ответы детей)
- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.
Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания.
Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

4. Построение проекта выхода из затруднений.

5.Изучение нового материала.

Организует работу в форме диалога.

Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведём мысленный эксперимент.

 (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает.

Сегодня мы продолжим говорить о том, как разные животные приготовились к зиме.

1.Работа по схеме. Слайд 6

Выяснение по схеме, о каких животных мы уже знаем.

Д.Рыбы зимуют на дне водоёмов.

Насекомые и пауки забираются в щели  и впадают в оцепенение.

Приходилось ли вам встречать летом или осенью лягушек, жаб, ящериц, змей.

Составление коллективного ответа на вопрос: «Какие изменения происходят в жизни животных осенью?»

 

Работа в парах. Самостоятельная  работа в парах

1.Разделить учащихся на 5 пар. Назначить ответственного за формулировку вывода.

2. Создать таблицу  и объяснить задание

Прочитать статью учебника с. 98-101.

 Готовим устный ответ на вопрос:

  1пара.  Как  встречают зиму лягушки, змеи? (стр 98, 1 абзац)

  2 пара. Какие животные изменяют шерстяной покров? (стр 98, 2 абзац)

  3 пара Какие животные делают запасы на зиму? (стр 99, 1 абзац)

  4пара. Как готовятся к  спячке медведь, еж ?  (стр 99, 2 абзац)

  5пара.  Кто вниз головой спит? (стр.100)

3. Сделайте вывод: «Меняется ли жизнь животных с приходом осени?

Отчёт  научных групп.

4 .Обобщение учителя. Итог исследования:

Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
- А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)  Слайд 6

Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
-Какие звери ещё меняют цвет шубки?

-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж)

В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.

Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ему зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Почему медведя нельзя будить зимой? Как называются разбуженные медведи?

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.98-100, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации.

Работать  с информацией, представленной в форме загадки

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение   Работать с информацией в учебнике.

Работать в парах. Заполнение столбиков таблицы примерами животных.

Умение обобщать и делать выводы и записывать  ответы на вопросы в выделенной области документа.

аргументировать его.

5. Первичное закрепление. Физминутка

Физминутка  

Мы приходим в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)

Вот березка в зимней шубке (повороты)

Слева елочка глядит (повороты)

Вот зайчишка проскакал (прыжки)

От лисы он убежал.


Работа по рабочей тетради с.59 №2,3.( Взаимопроверка).

 

Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения – физминутки.

Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Тест.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест.

 

Выполняют задание в Р.т. с.  58-59  в паре задания  №1-2 , осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, белки.

Формулируют ответы в задании №4стр. 59.

7.Рефлексия деятельности

8.Домашнее

задание.

9.Итог урока.

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)
- Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)
- Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)
- МОЛОДЦЫ!

 Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета.

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

 

 Продолжите предложение.

1. Я знаю ……..

2. Мне было интересно ………

3. Мы работали …….

Учебник   стр.98-101, читать и отвечать на вопросы

Рабочая тетрадь с. 58- 59.

 

Какие правила необходимо соблюдать в лесу, чтобы не навредить животным?

Ты в лесу- всего лишь гость.          Слайд 10

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Спасибо»

 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК Перспектива

Урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, элементов ТРКМ...

Урок по окружающему миру во 2 классе УМК "Перспектива" .Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".

Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Перспектива") с презентацией.На уроке используются обучающие структуры и мыслительные приёмы сингапурс...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."...

Урок окружающего мира "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс

Урок окружающего мира   во 2 классе,Образовательная программа «Перспектива»Тема урока:  «Как разные животные готовятся к зиме»Цели урока: провести исследовательс...

урок по окружающему миру во 2 классе на тему: "Как разные животные готовятся к зиме"

На данном уроке дети сами добывают знания о том, как разные животные готовятся к зиме.Полученные знания закрепляется с помощью игр, групповых работ....

Технологическая карта урока окружающий мир «Как разные животные готовятся к зиме» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.Планируемые результаты:Предметные:знать характерные признаки животных;знать, как п...