Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"
учебно-методический материал по теме

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме.

Учитель:Чухлебова Т. В.

Тема урока: «Как разные животные готовятся к зиме»..

Цели:

- помочь изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

Тип урока: урок –исследование.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, лист самооценки, эталон – образец для проверки работы, презентация урока на ИД, компьютер, проектор, экран.

Используемые технологии: деятельностный метод, технология проблемного метода обучения

Методы и приёмы: исследовательский, наглядный, практический.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях, готовящихся к зиме.

Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного мира, научить определять последовательность событий в природе и их связи, расширить знания детей о диких животных, готовящихся к зиме.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .

Оборудование: экран, компьютер, карточки с изображением животных, презентация к уроку «Как животные готовятся к зиме».

Дата 12.12.2017

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  Слайд 1

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

Работа с информацией в учебнике.

Работа в группах. Заполнение столбиков таблицы примерами животных.

Умение обобщать и делать выводы и записывать  ответы на вопросы в выделенной области документа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. А значит, чем мы будем заниматься на уроке? (урок-исследование). Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Девиз нашего урока:     слайд 2

Орешек знаний твёрд, но всё же,

Мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его поможет,

Стремленье вечно познавать.


- Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
(Ответы детей) Молодцы!

Учитель читает стихотворение:

А лес стоит загадочный

А лес стоит таинственный

Зверюшек и пичужек

Всех спрятала зима.

- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

3. Постановка учебной задачи.

- Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
- А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
- Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)
Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»
(Слайд  3)

-А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
- Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать                         цель исследования:  
«Узнать, как животные готовятся к зиме».

- Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)
- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.
Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Организует работу в форме диалога.

Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведём мысленный эксперимент.

 (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Сегодня мы продолжим говорить о том, как разные животные приготовились к зиме.

1.Работа по схеме. Слайд 4

Выяснение по схеме, о каких животных мы уже знаем.

Д.Рыбы зимуют на дне водоёмов. Насекомые и пауки забираются в щели  и впадают в оцепенение.

2.Проверка домашнего задания

1) Задания на компьютере по теме «Птичьи секреты»

У: -Как называются птицы, улетающие на юг?

-Как называются птицы, остающиеся зимовать?

          Задание на внимание.

- Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»Слайд 5
-Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
«Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал».
- А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?

 Изучение нового материала.

Составление коллективного ответа на вопрос: «Какие изменения происходят в жизни животных осенью?»

Приходилось ли вам встречать летом или осенью лягушек, жаб, ящериц, змей?

Работа в группах.

1.Разделить учащихся на 5 групп. Назначить ответственного за формулировку вывода.

2. Создать таблицу  

и объяснить задание

) Прочитать статью учебника с. 98-101.

Заполнить столбики таблицы:

 Группа 1 . Какие животные готовятся к спячке?

Группа 2. Какие животные изменяют шерстяной покров?

Группа 3. Какие животные делают запасы на зиму?

Группа 4. Как готовятся к зиме земноводные и пресмыкающиеся?

Группа 5. Какие зверьки осенью улетают в тёплые края?

3. Сделайте вывод: «Меняется ли жизнь животных с приходом осени?

Отчёт  научных групп.

Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
- А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)  Слайд 6

Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
-Какие звери ещё меняют цвет шубки?

-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж)

В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ему зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.98-100, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

Работают с информацией, представленной в форме загадки

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и Работа с информацией в учебнике.

Работа в группах. Заполнение столбиков таблицы примерами животных.

Умение обобщать и делать выводы и записывать  ответы на вопросы в выделенной области документа.

аргументировать его.

5. Первичное закрепление. Физминутка

Физминутка  

Мы приходим в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)

Вот березка в зимней шубке (повороты)

Слева елочка глядит (повороты)

Вот зайчишка проскакал (прыжки)

От лисы он убежал.

Задание: соединить стрелками названия животных с местом их зимовки. 
(детям раздаются карточки с заданием, а после выполнения один ученик выходит к доске и выполняет проверку задания) В парах.  Слайд 7

Муравьи         кора деревьев
Медведи         ил 
Бабочки          берлога
Лягушки          муравейник 


Работа по рабочей тетради с.59 №2,3

 

Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения – физминутки.

Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных .Слайд 8

 

http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_2_7_clip_image004.gif

Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки.

7.Рефлексия деятельности

8.Домашнее

задание.

9.Итог урока.

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)
- Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)
- Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)
- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета.

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.  Слайд 9

 Продолжите предложение.

1. Я знаю ……..

2. Мне было интересно ………

3. Моя группа работала …….

4. Я хочу сказать спасибо.

Рабочая тетрадь с. 98- 99.

Составить кластер по теме. «Как разные животные готовятся к зиме»

- Какие правила необходимо соблюдать в лесу, чтобы не навредить животным?

Ты в лесу- всего лишь гость.          Слайд 10

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Спасибо»

 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных"

Урок окружающего мира по теме «Размножение и развитие животных» предназначен для обучающихся 3 класса. В процессе данного урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме : "Как разные животные готовятся к зиме"

В  уроке по данной теме подробно с описанием формируемых УУД дана технологическая карта. Все виды работы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных" 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представления о размножении и развитии разных животных.Задачи урокаДидактические:1. Сформировать представление о последовательно...