Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"
    учебно-методический материал по теме

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx53.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме.

    Учитель:Чухлебова Т. В.

    Тема урока: «Как разные животные готовятся к зиме»..

    Цели:

    - помочь изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

    Тип урока: урок –исследование.

    Оборудование: учебник, печатная тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, лист самооценки, эталон – образец для проверки работы, презентация урока на ИД, компьютер, проектор, экран.

    Используемые технологии: деятельностный метод, технология проблемного метода обучения

    Методы и приёмы: исследовательский, наглядный, практический.

    Планируемые результаты:

    Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях, готовящихся к зиме.

    Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного мира, научить определять последовательность событий в природе и их связи, расширить знания детей о диких животных, готовящихся к зиме.

    Метапредметные:

    Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

    Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.

    Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .

    Оборудование: экран, компьютер, карточки с изображением животных, презентация к уроку «Как животные готовятся к зиме».

    Дата 12.12.2017

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

    Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  Слайд 1

    Снова пришел долгожданный миг –

    Нам пора в дорогу.

    Он зовет нас в загадочный мир,

    Таинственный мир природы.

    Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

    Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

    Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

    Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

    Работа с информацией в учебнике.

    Работа в группах. Заполнение столбиков таблицы примерами животных.

    Умение обобщать и делать выводы и записывать  ответы на вопросы в выделенной области документа.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

    Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. А значит, чем мы будем заниматься на уроке? (урок-исследование). Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

    Девиз нашего урока:     слайд 2

    Орешек знаний твёрд, но всё же,

    Мы не привыкли отступать,

    Нам расколоть его поможет,

    Стремленье вечно познавать.


    - Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
    (Ответы детей) Молодцы!

    Учитель читает стихотворение:

    А лес стоит загадочный

    А лес стоит таинственный

    Зверюшек и пичужек

    Всех спрятала зима.

    - О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

    – О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

    - Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

    Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

    3. Постановка учебной задачи.

    - Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
    - А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
    - Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)
    Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»
    (Слайд  3)

    -А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
    - Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать                         цель исследования:  
    «Узнать, как животные готовятся к зиме».

    - Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)
    - Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
    Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.
    Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
    ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

    Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

    Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

    4. Построение проекта выхода из затруднений.

    Организует работу в форме диалога.

    Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
    Мы с вами проведём мысленный эксперимент.

     (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

    Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Сегодня мы продолжим говорить о том, как разные животные приготовились к зиме.

    1.Работа по схеме. Слайд 4

    Выяснение по схеме, о каких животных мы уже знаем.

    Д.Рыбы зимуют на дне водоёмов. Насекомые и пауки забираются в щели  и впадают в оцепенение.

    2.Проверка домашнего задания

    1) Задания на компьютере по теме «Птичьи секреты»

    У: -Как называются птицы, улетающие на юг?

    -Как называются птицы, остающиеся зимовать?

              Задание на внимание.

    - Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»Слайд 5
    -Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
    «Трусишка зайка серенький
    Под ёлочкой скакал,
    Порою волк, сердитый волк
    Рысцою пробегал».
    - А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?

     Изучение нового материала.

    Составление коллективного ответа на вопрос: «Какие изменения происходят в жизни животных осенью?»

    Приходилось ли вам встречать летом или осенью лягушек, жаб, ящериц, змей?

    Работа в группах.

    1.Разделить учащихся на 5 групп. Назначить ответственного за формулировку вывода.

    2. Создать таблицу  

    и объяснить задание

    ) Прочитать статью учебника с. 98-101.

    Заполнить столбики таблицы:

     Группа 1 . Какие животные готовятся к спячке?

    Группа 2. Какие животные изменяют шерстяной покров?

    Группа 3. Какие животные делают запасы на зиму?

    Группа 4. Как готовятся к зиме земноводные и пресмыкающиеся?

    Группа 5. Какие зверьки осенью улетают в тёплые края?

    3. Сделайте вывод: «Меняется ли жизнь животных с приходом осени?

    Отчёт  научных групп.

    Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
    - А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)  Слайд 6

    Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
    -Какие звери ещё меняют цвет шубки?

    -Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж)

    В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
    Медведь в берлоге крепко спит,
    И его нельзя будить.
    Он с осени свой жир копил,
    Много ел и много пил.
    Ему зимой одна работа –
    Крепко спать и весны ждать.

    Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.98-100, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

    Работают с информацией, представленной в форме загадки

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и Работа с информацией в учебнике.

    Работа в группах. Заполнение столбиков таблицы примерами животных.

    Умение обобщать и делать выводы и записывать  ответы на вопросы в выделенной области документа.

    аргументировать его.

    5. Первичное закрепление. Физминутка

    Физминутка  

    Мы приходим в зимний лес (ходьба на месте)

    Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)

    Вот березка в зимней шубке (повороты)

    Слева елочка глядит (повороты)

    Вот зайчишка проскакал (прыжки)

    От лисы он убежал.

    Задание: соединить стрелками названия животных с местом их зимовки. 
    (детям раздаются карточки с заданием, а после выполнения один ученик выходит к доске и выполняет проверку задания) В парах.  Слайд 7

    Муравьи         кора деревьев
    Медведи         ил 
    Бабочки          берлога
    Лягушки          муравейник 


    Работа по рабочей тетради с.59 №2,3

     

    Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения – физминутки.

    Выполняют задания, отвечают на вопросы по интерактивному диску. Определяют, какие животные впадают осенью в спячку, меняют цвет шерсти.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

    Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

    Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных .Слайд 8

     

    http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_2_7_clip_image004.gif

    Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки.

    7.Рефлексия деятельности

    8.Домашнее

    задание.

    9.Итог урока.

    - Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)
    - Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)
    - Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)
    - МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
    - А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
    Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета.

    Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

    Давайте дадим оценку нашему уроку.

    У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

    Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.  Слайд 9

     Продолжите предложение.

    1. Я знаю ……..

    2. Мне было интересно ………

    3. Моя группа работала …….

    4. Я хочу сказать спасибо.

    Рабочая тетрадь с. 98- 99.

    Составить кластер по теме. «Как разные животные готовятся к зиме»

    - Какие правила необходимо соблюдать в лесу, чтобы не навредить животным?

    Ты в лесу- всего лишь гость.          Слайд 10

    Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги,

    Ведь они нам не враги!

    Помоги лесным зверушкам,

    Приготовь для них кормушки.

    И тогда любой зверек –

    Будь то ласка иль хорек,

    Еж лесной, речная рыба –

    Скажет: «Ты – мой друг!

    Спасибо»

     Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке.

    Осуществляют рефлексию своей деятельности.

    Дают оценку уроку с помощью рисунка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

    Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

    УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных"

    Урок окружающего мира по теме «Размножение и развитие животных» предназначен для обучающихся 3 класса. В процессе данного урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам...

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

    Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

    Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

    Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...

    Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»

    Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....