Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

«Дикие и домашние животные»

Педагогическая цель

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты (предметные)

Уметь определять диких и домашних животных, особенности внешнего вида животных; знать, что получает человек от домашних животных; осознавать важность животных в жизни человека.

Личностные результаты

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

Коммуникативные: задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.

Основные понятия и термины

Дикие и домашние животные

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная; Методы: наглядный, словесный.

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 класс 1 часть, рабочие тетради на печатной основе, м/м презентация, интерактивная доска, полоски цветной бумаги.

Этап урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Алексеевна.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

-Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться. (не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите ответить – надо поднять руку),

-Отвечать по одному, хоровые ответы я не принимаю.

- Проверить посадку.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, внимательно слушают учителя. Эмоционально настраиваются на урок.

II.Актуализация проверка домашнего задания

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

III. Определение темы и целей урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Беседа о растениях

2. Работа по карточкам

1. Работа с загадками

-Сегодня в гостях у нас опять Незнайка. Он очень расстроен, потому что забыл, о чем мы говорили на прошлом уроке. Давайте ему напомним. (На прошлом уроке мы изучали тему «Дикорастущие и культурные растения»)

- Давайте повторим, что же мы знаем об этих растениях.

-Вспомните, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей)

-На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек. Их называют культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растению называют дикорастущими)

-Чем похожи и чем отличаются яблоко и сосна? (Общее – это деревья, приносят пользу людям. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду, и за ней ухаживает человек)

-Сейчас я вам раздам карточки, на которых есть задания. Эти задания вам нужно выполнить и затем сдать мне.

-Перечисли 2-3 культурных растения нашего края.

-Деревья___________________

-Травянистые________________

-Зерновые___________________

-Плодовые_____________________

-Овощные______________________

-Кустарники_____________________

Задает учащимся вопросы, актуализирует знания о дикорастущих и культурных растениях.

Ставит перед учащимися целевую установку, дает задание перечислить культурные растения по группам.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют культурные растения по группам, предлагаемым учителем.

-Незнайке очень хочется узнать, чем же сегодня мы будем заниматься на уроке. Ответь на этот вопрос вам помогут вот эти загадки.

1. Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

3. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

4. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок.

Посередине спинка,

А на ней – щетинка. (Свинья)

5. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова.

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

6. Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует.

 Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

-Посмотрите внимательно на картинки и подумайте, на какие группы можно разделить животных? (На диких и домашних)

-О чем же мы сегодня будем говорит на уроке? (О диких и домашних животных)

-Действительно, сегодня мы будем говорить о диких и домашних животных.

Создает проблемную ситуацию. Ставит учебную задачу: определить тему урока. Для этого загадывает учащимся загадки.

Отгадывают загадки, предложенные учителем, самостоятельно определяют тему урока

III. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала

1. Рассказ учителя

2. Беседа

3. Игра «Назови детеныша»

-Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?  Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.

Давным–давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

- Чем отличаются дикие и домашние животные? (Домашние живут рядом с человеком, а дикие – не приручены к человеку).

-Для чего человек содержит домашних животных? (Для получения продуктов питания, охраны хозяйства)

-Для чего человек приручил диких пчёл? (Для того, чтобы получать мед).

-Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Ребята, посмотрите на слайд и определите, как называются детеныши перечисленных животных.

•Свинья - поросята

•Корова – теленок

•Утка – утята

•Гусь – гусята

•Лошадь – жеребята

•Овца – ягнята

•Кошка – котята

•Собака – щенки

•Курица – цыплята

Рассказывает учащимся о диких и домашних животных, о происхождении домашних животных

Задает учащимся вопросы о сходствах и различиях животных, важности домашних животных в жизни человека.

Дает учащимся целевую установку – соотнести животного с детенышем.

Внимательно слушают учителя, узнают о том, как появились домашние животные.

Отвечают на вопросы учителя, определяют важность домашних животных в жизни человека.

Размышляют, определяют, к какому животному какой детеныш принадлежит.

Физминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся

1. Комплекс упражнений

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Называет упражнения, показывает образец выполнения

Выполняют упражнение под руководством учителя

4. Работа в рабочей тетради (№1, с.50)

5. Работа в рабочей тетради (№5, с.52)

- Откройте свои рабочие тетради на странице 50.

- Выполните задание 1.

- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Выполним проверку правильности выполнения задания.

- Откройте тетрадь на странице 52. Обратите внимание на задание 5.

- Выполните задание в своих рабочих тетрадях.

Дает целевую установку – выполнить задания в рабочей тетради, следит за аккуратностью выполнения, помогает в ходе выполнения заданий.

Выполняют задания в рабочей тетради, осуществляют проверку задания в парах.

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.

Цель: совершенствовать навыки решения задач на смекалку; развивать внимание и логическое мышление.

1. Работа с учебником (с.73, №2)

2. Игра “Выбери диких животных»

3. Беседа

- Откройте учебник на странице 73.

- Давайте разберем вместе задание №2.

- Вооружитесь полосками из цветной бумаги и соедините стрелками домашнее животное и продукт, который от него получают. (Корова – молоко, сыр; Овца – шерсть (носки, шапка); Курица – яйца; Пчела – мед)

- Из перечисленных животных выберите диких:

Корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, коза, зубр, медведь, тигр, слон.

-Могут ли домашние животные стать дикими? (Бывает так, что люди бросают животных)

- Правильно ли они поступают? (Нет)

- Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Ребята, а какие домашние животные есть у вас? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним? (Диким животным живется труднее)

Ставит перед учащимися учебную задачу – соединить домашнее животное и продукт, который от него получают.

Предлагает учащимся из списка животных выбрать диких животных, подчеркнуть их названия.

Задает учащимся вопросы

Принимают учебную задачу, соотносят животное с продуктом, который от него получают.

Выбирают из списка названия диких животных, подчеркивают их названия.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

V. Подведение итогов урока.

Цель: обобщить знания учащихся, дать качественную оценку работы класса.

1. Обобщающая беседа

- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются …. (Дикие)

-Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …(Домашние)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Назовите 5 домашних животных.

- Назовите 5 диких животных.

- В чем отличие между дикими и домашними животными? (Домашние животные живут рядом с человеком,  а дикие – сами добывают себе еду, устраивают жилье).

- Для чего люди разводят домашних животных?

Задает учащимся вопросы с целью выявления уровня усвоенного материала учащимися

Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют усвоение изученного материала

Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

-Наш урок подходит к концу.

-У вас на партах есть карточки с изображениями трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного.

-Если вам понравился урок, было всё понятно, вы активно работали, то покажите карточку с весёлым лицом.

-Если вам не всё было понятно на уроке и есть вопросы, то покажите карточку с нейтральным лицом.

-Если же урок был скучным и неинтересным, то покажите карточку с грустным лицом.

Развивает способности учащихся к рефлексии.

Открыто осмысливают свои действия и самооценку.

VI. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся информацию о домашнем задании

1. Сообщение домашнего задания

- Дома вам необходимо подготовить сообщение о животном. 1 вариант готовит сообщение о диком животном, 2 вариант – о домашнем.

-Всем спасибо за урок! До свидания!

Дает учащимся домашнее задание

Записывают задание в дневник

Учитель: __________________________

Методист: _________________________