Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Путешествие в Москве»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Звягинцева Варвара Сергеевна

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;
  2. познакомить учащихся с историей возникновения Москвы;
  3. формировать у них образ Московского Кремля и Красной площади как комплекса уникальных архитектурно-исторических памятников;

Развивающие:

  1. развивать стремление к выполнению учебной задачи урока;
  2. развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение);
  3. развивать формулирование выводов из изученного материала.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому;
  2. формировать чувство гордости за свою Родину;
  3. формировать осознание своей принадлежности к сообществу граждан России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 05. 05. 2022

Школа: МАОУ «Академический лицей №148»

Класс: 2 Г

Урок: 5

Время: 16:00 – 16:40 Кабинет: 203

Студент: Звягинцева Варвара Сергеевна

Группа: 42

Учитель: Симинихина Ю.А.

Методист: Лебедева Е.Ю.

Тема урока: «Путешествие в Москве»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;
  2. познакомить учащихся с историей возникновения Москвы;
  3. формировать у них образ Московского Кремля и Красной площади как комплекса уникальных архитектурно-исторических памятников;

Развивающие:

  1. стремление к выполнению учебной задачи урока;
  2. развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение);
  3. формулирование выводов из изученного материала.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому;
  2. формирование чувства гордости за свою Родину;
  3. осознание своей принадлежности к сообществу граждан России.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Методы: Поощрение, инструктаж

Формы: фронтальная

Приёмы: творческий, самоопределение к деятельности

  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте. Меня зовут Варвара Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

  1. Показывают готовность к уроку.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, исследовательский

Формы: фронтальная, групповая

Приёмы: самостоятельная работа, самоопределение к деятельности

1. Проверка домашнего задания.

2. Выдвигает проблему.

– Над Россией солнце светит,

И сады шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

- Что значит слово «Россия»?

- Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете кроме России всяких хороших государств, но одна у человека мать, одна у него и Родина.

– Составьте пословицы и узнайте, в какой город России мы отправимся.

- Прочитайте, какие пословицы у вас получились?

-Что общего у пословиц?

Учащиеся отвечают по теме.

Отвечают фронтально.

Задание группам.

1) Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

2) Москва - мать всем русским городам.

3)Москвой-столицей весь народ гордится.

Они все о Москве.

П: повторение

М: производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения

Л: смыслообразование

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: беседа

Формы: фронтальная, парная работа

Приёмы: демонстрация, целеполагание

1. Подводит к формулированию темы и целей урока.

– Что мы будем сегодня изучать?

– Поставьте перед собой цели, которые хотели бы достичь.

Перед Вами план. Поработайте в парах и восстановите путаницу.

  1. Узнаем о Москве.
  2. Закрепим материал.
  3. Выполним самостоятельную работу.
  4. Подведём итоги.

- Отлично! К плану мы будем возвращаться. (Какой пункт плана мы сейчас выполнили?)

Отвечают на вопросы учителя.

- О Москве, её достопримечательностях и истории.

Формулируют тему, цель и план урока.

Узнаем, когда и кем была основана Москва. Будем учиться описывать достопримечательности Москвы.

Работают в парах.

М: формировать умения определять цель урока,  планировать последовательность действий,

П: сформировать знания о понятиях

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Методы : Обьяснение, беседа, упражнение

Формы: фронтальная

Приёмы: практическая работа, демонстрация, поиск информации, учебный диалог

  1. Знакомство с информацией о столице.

– Вспомни, что ты знаешь о столице нашей Родины.

 

-Давайте откроем страницу 98 в учебнике и прочитаем информацию по предложению.

Открываем следующую страницу и анализируем план Москвы.

-Какие объекты находятся на этой карте? На что похожа Москва?

 Учитель показывает достопримечательности.

2.Знакомство с историей Москвы

- «Москва не сразу строилась» - так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как все начиналось. Вот как описала «начало Москвы» Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»:

Там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата.

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц-перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рев медведицы в берлоге,

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах,

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд «Москвою» называл

Глубокую, большую реку.

 

- Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора.

Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – «город Москвы». Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия «Москва». Единого мнения на этот счет нет. Одной из версий является та, что слово «Москва» означает «влажное место». Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.

 - Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.

 

Закрепление материала.

- Кто был основателем Москвы? Почему говорят, что «Москва не сразу строилась»? В каком году впервые была упомянута Москва? Почему она так названа?

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируем фронтально карту.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: Уметь решать задачи с данными единицами измерения.

Учебник, презентация, карточки

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, поощрение, беседа, объяснение

Формы: фронтальная

Приёмы: беседа, упражнение, моделирование

1.Продолжение знакомства с материалом.

- Как и другие города, Москва имеет свой герб, т.е. эмблему города.

- Что изображено на гербе Москвы?

- Кто из вас знает, почему именно Георгий Победоносец изображен на гербе?

- В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей.

Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем.

Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе.

Знакомство с достопримечательностями города.

- А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы.

- Большой театр - крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации.

- Третьяковская галерея - это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М. Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем.

Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были - «берегите галерею».

- Москва - крупный культурный центр. В Москве учатся 950 тысяч студентов. Сегодня в Москве 365 университетов. Самый знаменитый Московский Государственный Университет. В нем 33 факультета. Университет гордо носит имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

- Самое высокое сооружение в Москве - Останкинская телебашня. Когда подъезжаешь к городу, ее шпиль виден издалека. Высота 540 метров. Есть в башне и смотровая площадка. Если поднимешься туда - вся Москва будет как на ладони.

- Московский зоопарк - один из самых больших и старых зоопарков России. Московский зоопарк был основан в 1864 году. В его коллекции представлены более 1000 видов животных. Чтобы обойти всю территорию парка, наверное, понадобится не один день.

- Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре - это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад.

- Самая красивая улица – это Арбат.

- Главная площадь нашей страны - Красная площадь.

- Красная площадь образовалась в 90-х годах XV века и называлась «Торг», а со второй половины XVII века — «Красная». Первоначально была торговой площадью.

- С XVI века и по сей день здесь происходят торжественные церемонии, парады.

- Может быть, кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

- Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 106.

- Ну и, конечно, сердце Москвы - это Кремль.

- Кремль - это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врагов.

- А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин.

- В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня.

- На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты - огромные часы. Вес часов 25 тонн.

-Каждая из 20 башен Московского Кремля имеет свое название, свою историю. В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время!

2.Закрепление материала.

- Какие достопримечательности вы запомнили?

Отвечают на вопросы фронтально.

- На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Презентация, учебник

Метод: повторение

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Организует динамическую паузу.

«Ягодки». Дети приподнимают перед собой руку так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики также расслаблены, свисают вниз:

- С ветки ягодки снимаю

(Поглаживание каждого пальчика от основания до самого кончика пальцами другой руки, «как будто снимая воображаемую ягоду)

- И в лукошко собираю

(Обе ладошки складываются перед собой «чашечкой»)

- Будет полное лукошко

(Одна ладошка, сложенная «лодочкой», накрывается другой ладошкой)

- Я попробую немножко

- Я поем ещё чуть-чуть

(Одна ладошка имитирует лукошко, пальчики другой руки – щепотку)

- Лёгким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальцы каждой руки «бегут»)

Выполняют упражнение.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 Методы: Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: фронтальная, парная

Приёмы: самоконтроль, самооценка, первичное закрепление

  1. Организационный момент

Предлагаю вспомнить, какую тему мы изучали, и какие цели, мы уже реализовали.

  1. Организует промежуточный контроль.

В рабочей тетради на странице 64 есть 2 задания. На первом задании вы можете пользоваться учебником. На втором задании постарайтесь определить герб сами.

  1. Проверка организовывается по слайду.

Отвечают на вопросы учителя фронтально.

Работают в парах.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: индивидуальная

Приёмы: работа в рабочей тетради, беседа, практическая работа

1. Просмотр видеофильма «Гора самоцветов» о том, как получился герб России.

Смотрят видео и отвечают фронтально.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

видео

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

Приёмы: самооценка

1. Повторение темы и целей.

- Какой итог вы можете подвести?

- Какую тему мы изучали?

Всех ли целей мы достигли? Все пункты плана были выполнены? Если все, поднимите правую руку.

  1. Рефлексия.

- Чему вы научились на этом уроке? За что можете похвалить себя? Где Вы можете использовать полученные знания?

Не забывайте про карточку положительных и отрицательных эмоций на уроке.

Домашнее задание:

Отвечают фронтально.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (второй урок в теме)3 Класс.

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (третий урок в теме)3 Класс.

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Когда мы станем взрослыми?"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи собственных поступков с изменениями окружающей среды, показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка.Задачи урока: Д...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Народный календарь"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические: 1.Дать представление о понятиях «народные приметы», «народный календарь...