Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Егорова Анастасия Павловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: Россия на карте

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся о карте России.

Задача урока по практической части ВКР: развитие образного мышления посредством наглядных средств обучения

Задачи урока

Дидактические:

1.Научить находить Россию на карте; пользоваться условными обозначениями.

2.Познакомить с определением «карта», условные обозначения.

Развивающие:

1.     Развивать логическое мышление, внимание, память.

2.     Развивать умение работы с дополнительными материалами

3.     Развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение аргументировать свою точку зрения

Воспитательные:

1.     Воспитывать бережное отношение к учебнику

2.     Воспитывать толерантное отношение к одноклассникам в процессе коллективной работы

3.     Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

Оборудование: учебник окружающий мир УМК «Школа России» 2 кл.2ч., учебная презентация, рабочая тетрадь окружающий мир УМК «Школа России» 2 кл.2ч, раздаточный материал.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: Россия на карте

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у учащихся о карте России.

Задача урока по практической части ВКР: развитие образного мышления посредством наглядных средств обучения

Задачи урока Дидактические:

  1. Научить находить Россию на карте; пользоваться условными обозначениями.
  2. Познакомить с определением «карта», условные обозначения.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  2. Развивать умение работы с дополнительными материалами
  3. Развивать коммуникативные компетенции учащихся: умение аргументировать свою точку зрения

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к одноклассникам в процессе коллективной работы
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

Оборудование: учебник окружающий мир УМК «Школа России» 2 кл.2ч., учебная презентация, рабочая тетрадь окружающий мир УМК «Школа России» 2 кл.2ч, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова тельная цель этапа урока

Форм ы, метод ы и

прием

ы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и

интерактивные средства

Самоопре деление к деятельно сти

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельност ь на

личностно значимом уровне

Фронталь ная.

Словесны й: слово учителя.

  1. Приветствие учеников
  2. Создает эмоциональный настрой на работу Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Меня зовут Анастасия Павловна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Сегодня мы с вами узнаем много интересного и увлекательного. Но для того чтобы нам все успеть вы должны сидеть тихо, быть внимательными и слушать меня.!

  1. Приветствуют учителя, садятся.

Самоопределе ние (Л.);

Планирование учебного сотрудничеств а с учителем и сверстниками( М.)

Учебная презентация

Актуа лизаци я знаний и мотива ция

(4-5

мин)

Готовнос ть мышлени я и осознание потребнос ти к построен ию нового способа действий

Фронт альная

Словес ный: учебн ый диалог

Практ ически й: виктор ина

1.  Повторение материала прошлого урока.

  • Наш урок мы начнем с викторины. Вспомним все, что мы с вами уже изучили.
  • Назовите основные стороны горизонта.
  • Верно. Кроме основных сторон, есть еще промежуточные. Как они называются?
  • Молодцы!
  • С помощью какого прибора мы определяем стороны горизонта?
  • Отлично. А теперь давайте вспомним основные формы земной поверхности. (Имя ученика), пожалуйста.
  • Верно.
  • Ровные или почти ровные участки земной поверхности – это….
  • Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это....
  • Совершенно верно.

1.  Повторяют материал

  • Север, юг, запад, восток.
  • Северо-запад, северо-восток, юго- запад, юго-восток.

  • С помощью компаса.

  • Равнины и горы.

  • Равнины.

  • Горы.

П:

высказывать предположени я, обсуждать проблемные вопросы.

К: четко, при помощи

выразительных средств

формулироват ь свои мысли.

Учебная презентация

  • Ребята, а кто сможет мне назвать все водные богатства нашей планеты? (Имя ученика), пожалуйста.
  • Умница!
  • Ребята, как вы думаете, можно ли совершить путешествие по нашей стране, не выходя из дома или класса? Какими способами это можно сделать?
  • Хорошо. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о ней.
  • Как называется наша страна?
  • Какие символы нашей страны вы знаете?
  • Верно. Они закреплены основным законом нашей страны – Конституцией.
  • Кто знает, какое место в мире занимает наша страна по площади?
  • Верно. Россия - самое большое государство по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².
  • Как вы думаете, удобно ли будет путешествовать с помощью глобуса, сможем ли мы увидеть реки, озера нашей страны?
  • Верно. С ним не всегда удобно работать, так как размеры Земли на нем сильно уменьшены. Но все

изменилось, когда ученные придумали другой способ работы с земной поверхностью уже на плоскости, с

помощью которой мы и будем путешествовать.

  • Океан, море, река, озеро, пруд, канал, водохранилище.
  • Да
  • С помощью видеофильма, интернета, учебника.

  • Россия / Российская Федерация.
  • Герб, гимн и флаг.

  • Первое

Один ученик показывает на глобусе Россию.

  • Нет

Глобус

Поста новка учебно й

задачи (4-5

мин)

Выявлен ие места и

причины затруднен ия, постанов ка цели урока

Фронт альная

Словес ный: учебн ый диалог

Нагляд ный: иллюс трации

.

  1. Подводит к теме и цели урока

  • Чтобы узнать, что это такое, вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Моря есть, а плавать нельзя, Дороги есть, а ехать нельзя, Земля есть, а пахать нельзя. Что это?

  • Совершенно верно.

  • Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?

1. Отвечают        на        вопросы учителя

Карта.

О карте России.

Л:

формирование стартовой мотивации к изучению нового,

формирование навыков

составления алгоритма, познавательног о интереса к новому материалу.

Учебная презентация

  • Если быть точнее, тема нашего урока «Россия на карте».
  • Давайте подумаем, какие цели мы с вами можем

поставить перед собой. Как вы думаете, что мы узнаем? Чему научимся?

  • Хорошо. Давайте проверим наши предположения. Откройте учебники на странице 90.
  • (Имя ученика), прочитай, пожалуйста, цели урока, которые говорит нам Муравьишка.

  • Правильно ли мы определили цели урока?
  • Молодцы!

  • Узнаем, что такое карта.

Научимся работать с картой, показывать объекты на карте.

  • Узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Будем учиться читать карту. Научимся правильно показывать объекты на настенной карте.
  • Да.

К: уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельн ое решение.

"Откр ытие" детьми нового знания (7-8

мин)

Построен ие детьми нового способа действий и формиров ание способнос ти к его выполнен ию

Фронта льная, Парная Наглядн ый: иллюстр ации.

Словесн ый: слово учителя, учебны й диалог.

Практич еский:

работа с книгой

  1. Организует работу с учебником

  • Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой.
  • Замечательно. Сегодня вы будете моими помощниками.
  • А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Сравните изображение нашей страны на глобусе и карте. У вас есть минута. Приступайте.
  • Кто желает ответить? (Имена учеников), пожалуйста.
  • Молодцы! Кто еще как думает?

  • Верно. Поэтому путешествовать по стране с помощью карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса.
  • Давайте же узнаем, что такое карта.
  • Прочитайте определение на странице 91 про себя.
  • А теперь прочитаем хором. Три. Четыре.

  • Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на слайд.
  1. Отвечают на вопросы

Некоторые ребята поднимают руки.

Сравнивают изображение нашей страны на карте и глобусе.

  • На карте можно увидеть больше объектов, карта плоская, а глобус – круглый. Дополняют.

Читают определение про себя.

  • Карта – это уменьшенное

изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры.

Л: умения самостоятельн о контролироват ь ход мыслей.

П:

осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

Учебная презентация

Глобус Настольная карта России

Практич еский:

работа с картой

  • Карты появились примерно 10-15 тысячелетий назад. В России первая карта появилась в 16 веке при Царе Иване Грозном. Называлась она «Большой чертёж».
  • Ребята, для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. Сейчас мы с вами этому научимся.
  • Как вы думаете, зачем нужно уметь читать карту?
  • Совершенно верно.
  • Откройте страницу 94. (Имя ученика), прочитай, пожалуйста, пункт под цифрой 1.
  • Возьмите в руку карандаш. Я буду показывать на доске, а вы в своей карте. Повторяем и показываем за мной: север на карте вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. И еще раз.
  • Отлично.
  • (Имя ученика), прочитай, пожалуйста, второй пункт.
  • Спасибо. (Имя ученика), начинает читать, все остальные внимательно слушаем.
  • Стоп. (Имя ученика), продолжает.

  • Давайте подведем итог. (Показываю на карте) Что обозначается синим цветом?
  • Зеленым, желтым и коричневым?
  • Зеленым и желтым? Зеленым? Желтым?
  • Коричневым?
  • Возьмите карандаш. Работаем вместе со мной. Голубым цветом на карте обозначена вода. На какое море я показываю? Найдите его у себя.
  • Зеленым, желтым и коричневым показана суша. Посмотрите. Что показано коричневым? Найдите их у себя.
  • Что показано зеленым?

  • Верно. Что показано желтым?
  • Молодцы!

Воспринимают информацию.

  • Чтобы ориентироваться, путешествовать. –

-Научимся определять на карте стороны горизонта.

Воспринимают информацию и повторяют.

  • Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.

Читают текст по абзацам.

  • Вода.
  • Суша.
  • Равнины. Низменности. Возвышенности.
  • Горы.

  • Охотское море.
  • Кавказские горы.

  • Низменность. Западно-Сибирская равнина.
  • Возвышенности.

К: четко, при помощи

выразительных средств

формулироват ь свои мысли.

Р: принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации.

Настенная карта России

Настольная карта России

Настенная карта России

Настольная карта России

  • Переходим к 3 пункту. (Имя ученика), прочитай, пожалуйста.
  • Работаем вместе со мной. Что мы обозначаем синим кружком с точкой внутри?
  • Находим у себя на карте. Отлично.
  • Синим кружком мы обозначаем города. Какой вы город нашли?
  • Государственная граница РФ выделена красным и обозначает пунктирной линией. Посмотрите, как она проходит.
  • Посмотрите, как обозначается граница полярных владений РФ.
  • Обратите внимание, как обозначаются реки, озера и водохранилища, каналы и болота (показываю на карте). Посмотрите, как обозначаются острова. Найдите острова у себя на карте.

  • Кто нашел?
  • Молодцы! Как обозначаются равнины и горы мы уже знаем. Посмотрите, как обозначаются на карте ледники.
  • Выясним, что обозначают другие условные знаки карты.

  • Столицу Российской Федерации.
  • Нижний Новгород, Казань и т.д. Смотрят на карту.

Воспринимают информацию.

  • Остров Врангеля, Курильские острова.

Настенная карта России

Настольная карта России

Дина миче ская пауза

Практ ически й:

выпол нение упраж нений

Проводит динамическую паузу

А сейчас пришло время размяться, встаньте, пожалуйста из-за своих парт.

Повторяйте движения за мной. Поднимаем руки класс – это раз. Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре. Самого себя обнять – это пять.

А теперь за парты сесть – это шесть. Громко крикнуть надо всем – это семь. А когда мы скажем восемь –

Значит тишины попросим.

Мы немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.

Выполняют физические упражнения.

Перви чное

закреп ление (4-5

мин)

Усвоение нового способа действий

Парна я, фронт альная

Практ ически й:

работа с картой

  • А теперь давайте узнаем, как же показывать объекты на настенной карте. Читаем хором. Три. Четыре. (показываю пример).
  • Вот мы с вами и узнали, как читать карту и показывать объекты на ней. Отправимся в наше долгожданное путешествие. Для этого открываем страницы 92-93.
  • (Имя ученика), прочитай, пожалуйста, задание.
  • Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Один

открывает карту на странице 90-91, а другой задание на странице 92-93. Ваша задача посмотреть на картинку, прочитать ее название и найти это местоположение на карте. Например, что у вас нарисовано на первой картинке?

  • Что будем искать на карте?
  • Найдите его на карте и поставьте там фишку (квадратик). Поднимите руку, кто не нашел.
  • Всем понятно задание? Приступайте. У вас есть 4 минуты.

Проверяем. Назовите объекты и покажите их на карте, а все остальные проверяют.

  • Молодцы! Поднимите руку те, кто не справился с заданием.
  • Замечательно. Все выполнили.
  • Ребята, а кто-нибудь из вас был в этих местах? Можете поделиться своими впечатлениями.

Читают правила.

Открывают страницы 92-93.

Один ученик читает задание. Принимают установку учителя.

  • Белые медведи во льдах Северного Ледовитого океана.
  • Северный Ледовитый океан. Находят на карте Северный Ледовитый океан.
  • Да.

  • Проверяют.

Делятся впечатлениями.

П: создание собственных способов

решения, осуществлять анализ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: учитывать различные мнения при сотрудничеств е.

Учебник

Настенная карта России

Настольная карта России

Настенная карта России

Самос тоятел ьная

работа с самоп роверк ой

(4-5

мин)

Интериор изация (переход

извне внутрь) нового способа действий, индивиду альная рефлекси я достижен ия цели,

Индив идуаль ная

работа

Практ ически й:

выпол нение сам.ра боты

  1. Формулирует задание для выполнения самостоятельной работы
  • Сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу. Открываем рабочие тетради на странице 59.

Практическая работа «Учимся читать карту». Ваша задача выполнить номер 3. Посмотрите, все ли вам понятно?

  • При выполнении данных заданий, вы можете пользоваться учебником.
  • У вас 5 минут. Приступайте.

1. Выполняют самостоятельную работу.

Принимают установку учителя.

- Да.

Выполняют самостоятельную работу.

П: создание собственных способов

решения.

Р: учитывание выделенных учителем ориентиров.

Рабочая тетрадь

создание ситуации успеха

Словес ный: слово учител я

– Заканчиваем. Передаем тетради на первую парту

К:

формулирован ие

собственного мнения и позиции.

Л: умение отвечать за свой выбор, ориентировать ся в

собственных мыслях.

Включ ение в систем у знаний

,

повтор ение (7-8

мин)

Включен ие

"открыти я" в

систему знаний, повторен ие и закрепле ние ранее изученног о

Фронта льная. Словесн ый: слово учителя.

Практич еский:

выполне ние

задания

Практич еский:

работа с картой

  1. Формулирует задание
  • Ребята, а сейчас выполним номер 4. Вариант 1. Что нам нужно сделать?
  • Правильно. Карта – это богатый источник информации. Поэтому сейчас мы с вами допишем названия объектов и покажем их на нашей карте.
  • Северный ледовитый …
  • Верно. Покажи его на карте (аналогичная работа со следующими объектами).
  • Восточно-Европейская - …
  • Баренцево…
  • Уральские…
  • Западно-Сибирская…
  • Чёрное…
  • Кавказские…
  • Тихий…
  • Молодцы!
  • А сейчас я буду называть вам объекты, а вы будете показывать их на карте. Не забываем правила работы у карты.
  1. Выполняют задание
  • Дописать названия.

–Океан.

  • Равнина.
  • Море.
  • Горы.
  • Равнина.
  • Море.
  • Горы.
  • Океан.

Принимают установку.

П: умение анализировать и обобщать.

Р: умения планировать

свои действия.

Рабочая тетрадь

Учебная презентация

Настольная карта России

Настенная карта России

  • Город Архангельск, Балтийское море, Тихий океан, река Волга, остров Сахалин, Российская Федерация, Калининград, река Обь.
  • Молодцы!

Показывают объекты на карте.

Рефле ксия деятел ьности (2-3

мин)

Самооцен ка результат ов деятельно сти, осознание метода построен ия, границ применен ия нового знания

Фронт альная

Словес ный: учебн ый диалог

  1. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.
  • Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? Какие цели мы ставили в начале урока?

  • Достигли ли мы поставленных целей?
  • Давайте вспомним, что же такое карта. Для этого вставим пропущенные слова в определение.
  • Совершенно верно.
  • Что надо знать, чтобы уметь читать карту?
  • Хорошо. Умницы!
  • Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите зеленый карандаш, если вы узнали много нового и можете показать родителям, как работать с картой.
  • Поднимите красный карандаш, если урок вам не понравился, вы ничего нового не узнали.
  • Спасибо за урок!
  1. Отвечают на вопросы учителя
  • Россия на карте. Узнаем, что такое карта.

Научимся работать с картой, показывать объекты на карте.

  • Да.
  • Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
  • Условные обозначения.

Оценивают свою работу на уроке

К: обобщение и взаимодействи е.

Л: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Учебная

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Леса России", 2 класс

Тема: "Леса России"Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о лесах и его видах.Задачи урокаДидактические:научаться определять виды лесовн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...

Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....

Технологическая карта урока окружающего мира "Сокровища России и их хранители" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о языке народа как носителе культуры, традиций и истории каждого народа.Задачи урока:Дидактические:1. сформировать представление о значении яз...