Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

    Мигель Светлана Николаевна

    Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».

    Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о шестом океане Земли  – атмосферы

    Тип урока - урок изучения нового. Для урока был отобран учебный материал соответствующий информации в учебнике Окружающий мир. Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии «Теории развития критического мышления»(ТРКМ), что позволило реализовать поставленные цели формирование  положительной мотивации как основы учебной деятельности; вовлечение учащихся в активную   образовательную деятельность.

    Используемые примы по технологии ТРКМ на уроке:Стадия вызова: Кластер.  Стадия осмысления: Верные и неверные утверждения.  Стадия рефлексии Синквейн.

    Выбранные методы и приемы ТРКМ соответствуют, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta.docx389.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Зарубинская СОШ»

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Предмет  Окружающий мир           Класс 3         Учитель    Мигель С.Н.

    Тема   Океан, которого нет на карте и глобусе

    Дидактическая цель

    создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о шестом океане Земли  – атмосферы

    Содержательная цель: Познавательный аспект

    - Создать условия для усвоения обучающимися знаний о том,   как называется, из чего состоит, где находится  и какое значение в жизни Земли играет шестой океан планеты Земля, формирования умений работать с текстом;

    осознания учащимися ценности изучаемого материала о воздушной оболочке Земли – атмосфере.

    создать условия для воспитания бережного  отношения к живой и неживой природе

    Содержательная цель: Развивающий аспект

    Создание условий для формирования УУД:

    познавательных :

    -умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -строить сообщения в устной форме;

    -осуществлять анализ, сравнение;

    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    коммуникативных:   

    -умение адекватно использовать речевые средства для решения задач;

    - строить монологическое высказывание;  учитывать различные мнения;

    - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

    регулятивных: 

    умение принимать и сохранять учебную задачу;

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    -оценивать правильность выполнения действий.

    Содержательная цель: Воспитательный аспект

    -формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;

    -развитие  положительной мотивации как  основы учебной деятельности;  

    -активное   участие в образовательной деятельности;

    -формирование способности к самооценке.

    Тип урока

    урок изучения нового

    Учебный материал

    Учебник, Тетрадь для самостоятельной работы,

     Методы

    объяснительно-иллюстративный;

    частично-поисковый ( эвристический);

    практический

    Приемы

    Эвристическая беседа, рассказ учителя, презентация, работа в группах, работа по инструкции,  рефлексия , приемы - «Верные и неверные высказывания», «Кластер», «Синквейн»

    Учебные ситуации

    Учебная ситуация с элементами исследования

    Формы организации деятельности учащихся

    Групповая,  фронтальная,

    Виды деятельности

    Чтение, слушание, ответы на вопросы, самостоятельная работа, обобщение, построение умозаключений,  самоанализ и самооценка деятельности

    Материал для домашнего задания

    Учебник с. 96 – 99, ответить на вопросы

    Средства обучения

    ТСО: Презентация PowerPoint, проектор, компьютер,

    ДСО: Учебник «Окружающий мир» 3класс, листы для составления кластера, для опытов инструкции проведения, мелкие кусочки бумаги, стаканы с водой, кусочки мела, кирпича. тетрадь для самостоятельной работы О.Н. Федотова, Г.В, Трофимова и др., карточки с вопросительными и восклицательными знаками.

    Этапы урока

    Планируемые результаты

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент

    Личностных УУД: положительная мотивационная основа учебной деятельности;  

    Дети сидят по группам

    -Ребята, сегодня, как и на всех уроках мы получим капельку знаний, которые сольются в один огромный океан знаний. А для того чтобы все у нас получилось напоминаю правила работы на уроке  

    слайд 2

    Глаза смотрят и видят.

    Уши слушают и слышат.

    Сначала думаю, а потом говорю,

    Помню, что в классе я не один,

    Умею слушать мнение других.

    - осуществляют самоконтроль готовности к уроку;

    - настраиваются на урок;

    - определяют личностный смысл учения

    II. Актуализация знаний

    Стадия вызова (Повторение, проверка д/з)

    Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий

    Домашним заданием было повторить тему «Океаны и материки»

    - Истинно или ложно  утверждение «На планете Земля 6 океанов».

    -Кто, как считает? Почему?

    -Назовите океаны Земли слайд 3

    -Где будем искать подтверждение?

    -Нашли?

    (потому, что на карте и глобусе только 5 океанов)

    (на карте и глобусе)

    (нет)

    Отвечают на вопросы

    III. Формулировка темы, постановка цели и задач

    Регулятивные УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу;

    -Кто может сформулировать тему нашего урока. ( Открывается тема слайд4)

    Океан, которого нет на карте и глобусе

    Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем изучать шестой океан

    - Давайте составим план изучения.

    Фронтальная работа по составлению кластера

    Учитывая особенности детей, учитель может их подвести к нужным формулировкам. Учащиеся на листках составляют кластер.

    -(слайд 5). Сформулируем цель нашего урока

    Определяют тему урока

    Формулируют цель урока, задачи

    Составляют кластер

    Формулируют цель

    (Выяснить как называется, из чего состоит, где находится  и какое значение для Земли имеет шестой океан планеты Земля)

    IV. Усвоение новых знаний.

    Стадия Осмысление.

    Физкультминутка. Молекулы

    Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

     строить сообщения в устной форме; осуществлять анализ, сравнение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    Коммуникативных  УУД: умения адекватно использовать речевые средства для решения задач; строить монологическое высказывание;  учитывать различные мнения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

    Регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивать правильность выполнения действий.

    Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

    строить сообщения в устной форме; осуществлять анализ, сравнение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    Коммуникативных  УУД: умения адекватно использовать речевые средства для решения задач; строить монологическое высказывание;  учитывать различные мнения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

    Регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивать правильность выполнения действий.

    Личностных УУД: активное   участие в образовательной деятельности; способность к самооценке.

    -Прочитайте внимательно тему нашего урока. Поясним каждое слово.

    -Что такое океан? на доске слово огромный слайд 6

    -Каким цветом изображены океаны на карте и глобусе? на доске слово синий, голубой слайд 6

    -Если нет возможности изобразить объект, какими свойствами он обладает? на доске прозрачный, невидимый слайд 6

    -Как вы думаете, что такое шестой океан, возврат к словам на доске- огромный, синий, прозрачный, невидимый слайд 6

    -Давайте  проверим наши предсказания? (слайд7 видеоряд с изображение неба, облаков, Земли с космоса)

    -Как выглядит Земля на этих снимках?( Как шар голубого  цвета)

    -Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в её атмосфере.

    слайд 8От греческого «атмос» - воздух, «сфера» - шар. Атмосфера – воздушная оболочка Земли - это шестой океан планеты. Дном этого голубого, воздушного океана является сама Земля.Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.

    -Какие наши предположения оказались верные

    -На какие вопросы мы с вами нашли ответ? Продолжаем заполнять кластер. Запишите название 6 океана. Продолжаем работать по нашему плану.

    -Прежде чем вы будете искать ответ на следующий вопрос, давайте поиграем в игру Прием - «Верные и неверные высказывания»(в таблице даны высказывания верные и неверные по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное) У каждого на столе таблица

    Утверждения

    До чтения

    +/ –    

    После чтения

    +/ –

    1.Слой воздуха не дает Земле нагреваться и охлаждаться

    2.Атмосфера не защищает Землю от метеоритов (огромных каменных глыб, которые летят к нам из космоса)

    3.Объект неживой природы не может давать жизнь всему живому

    4.Стакан может быть пустым

    Учитель: Откройте учебник на с. 97. Прочитайте текст, проверив свои утверждения

    -Оправдались ли ваши предположения?

    - У кого по 1 утверждению поменялось мнение?

    Пояснения к 1 утверждению

     -Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до такой температуры, при которой все живое гибнет. Слайд 9-10 У Луны атмосферы нет, оттого там резкие перепады жары и холода. Поверхность луны освещенная солнцем, нагревается до +130º, а ночью остывает до -180º

    - У кого по 2 утверждению поменялось мнение?

    Слайды 11- 17  Пояснения ко 2 утверждению

     -На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. (Слайд 11)Когда метеоры (так называются небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тыс км в час. (Слайд 12)Вы знаете, что если потереть  сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит и с камнями во время полета в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности земли. (Слайды13-14)

    Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удается пробить «броню» Земли и достичь её поверхности. (Слайд 15)Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. (Слайд 16)Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождем. (Слайд 17)

    - У кого по 3 и 4  утверждению поменялось мнение?(ответы детей)

    -Какие вопросы у вас возникли? (Ответы детей.)

    -На какой вопрос вы нашли ответ работая с учебником. (ответы детей) продолжаем заполнять кластер.

    Прежде чем начнем физминутку доскажите предложения

    В жидком состоянии молекулы находятся на …(небольшом  расстоянии),

    в газообразном на …(большом расстоянии),

    в твердых телах на (близком расстоянии).

    Я называю состояние тела, а вы группой показываете как в нем находятся молекулы.

    Самостоятельная работа

    -Какой вопрос у нас остался. Искать ответ на этот вопрос вам помогут опыты.

    Проведение опытов.

    Опыт 1. С  листом и  кусочками бумаги.

    Опыт 2. Стакан воды и кусочки мела, сухаря, кирпича.

    Опыт3. Стакан с водой.

    Продолжаем заполнять кластер

    - Как ответим на последний вопрос из кластер?

    (огромные водные пространства окружающие материки и острова)

    (синим)

    (прозрачный, невидимый)

    Ответы детей

    Записывают в кластер название Атмосфера

    Состоит из воздуха

    Самостоятельная работа, заслушивание ответов.

    Чтение статьи учебника.

    (Ответы детей.)

    (ответы детей)

    Записывают в кластер значение атмосферы

    Слой воздуха не дает Земле нагреваться и охлаждаться

    Защита от метеоритов и метеоров

    Дает жизнь всему живому на земле

    Где находится воздух?

    Учащиеся берет необходимое оборудование для проведения опытов

    Учащиеся используя инструкции в тетради проводят самостоятельно в группах опыты, а результаты записывают в тетрадь для самостоятельной работы (№50)

    После выполнения результаты обсуждаются всем классом, каждая группа зачитывает по одному выводу.

    Вывод. Группа1.Воздух вокруг нас.

    Группа 2. Воздух есть и в кусочке мела, кирпича и сухаря. Вода вытесняет его и появляются пузырьки воздуха.

    Группа 3. Воздух есть и в воде.

    Воздух находится везде: вокруг нас, в жидких и твердых телах.

    V. Проверка понимания. Стадия Рефлексии

    Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий

    Личностных УУД: способность к самооценке

     -Что мы изучали на уроке?

    -Какая она?

    -Какие действия характерны для него?

    Подведем итоги нашего урока, составив синквейн (можно в группах)

    Приём «Синквейн»слайд 18

    Напоминаю правила его составления:

    Первая строка – тема (1 существительное)

    Вторая строка – описание темы (2 прилагательных)

    Третья строка – описание действия (3 глагола)

    Четвёртая строка – ваше отношение к изучаемой теме (предложение из 4 слов)

    Пятая строка – суть темы (синоним).

    слайд 19 Самостоятельная работа детей на уроке (3- 4минуты).

    - У кого есть желание поделиться написанным с нами?

    (Слайд 20

    ПРИМЕР:

    Воздух

    Прозрачный, бесцветный

    Защищает, заполняет, сохраняет

    Без воздуха жизни нет!

    Жизнь.

    Атмосфера

    Огромная, голубая

    Удерживает, защищает, закрывает

    Атмосфера прочный щит

    Защита

    (6 океан атмосферу.Воздушную оболочку)

    (прозрачная, бесцветная, невидимая… )

    (защищает, сохраняет, удерживает, заполняет)

    Заслушиваются ответы желающих

    Самопроверка и самооценка.

    VI. Итог урока.

    Рефлексия.

    Личностных УУД: умение понимать причины успеха в учебной деятельности; положительная мотивационная основа учебной деятельности;  активное   участие в образовательной деятельности; способность к самооценке.

    -Подведение итогов

    -Подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке?

    -С какими затруднениями столкнулись на уроке?

    -Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

    Учитель просит показать карточки  с  вопросительным или восклицательным знаками.

    Восклицательный знак - всё понял, со всем справился.

    Вопросительный знак – есть вопросы.

    Оба знака - работой доволен, но есть вопросы.

    Показывают карточки с соответствующими вопросами

    VII. Информирование о домашнем задании

    Регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу;

    Домашнее задание.

    Учебник с. 96 – 99,  ответить на вопросы

    Записывают задание в дневник

    VIII. Выставление отметок

    Выставление отметок

    IX. Формулирование вопроса на опережение для мотивации изучения следующей темы.

    -Урок наш заканчивается, а у меня возник вопрос -  Атмосфера состоит из воздуха, а что такое воздух, из чего он состоит?

    Для тех, кого заинтересовал этот вопрос, подумайте над ним.

    слайд 21 -Окончен урок, и выполнен план.

    Спасибо, ребята, огромное вам.

    За то, что упорно и дружно трудились,

          И знания точно уж вам пригодились


    Утверждения

    До чтения

    +/ –    

    После чтения

    +/ –

    1.Слой воздуха не дает Земле нагреваться и охлаждаться

    2.Атмосфера не защищает Землю от метеоритов (огромных каменных глыб, которые летят к нам из космоса)

    3.Объект неживой природы не может давать жизнь всему живому

    4.Стакан может быть пустым


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

    Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

    Разработка урока по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

    Разработка урока с использованием исследовательской деятельности....

    технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором я живу" 1 класс

    технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Город, в котром я живу" 1 класс  по программе Занкова...

    Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

    Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...