Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Филимон Ирина Петровна

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    Предмет: окружающий мир.

    Тема:  «Как животные готовятся к зиме».

    Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

     Планируемые результаты:

    Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.

    Задачи урока:

    - познакомить с жизнью животных зимой;

    - формировать интерес и уважительное отношение к природе;

    - воспитывать способность к самооценке и самоконтролю поведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира по теме:   «Как  животные готовятся к зиме»

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

    Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

    Снова пришел долгожданный миг –

    Нам пора в дорогу.

    Он зовет нас в загадочный мир,

    Таинственный мир природы.

    Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

    Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

    Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

    Коммуникативные:   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

    Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных.
    - Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
    (Ответы детей) Молодцы!

    Учитель читает стихотворение:

    А лес стоит загадочный,

    А лес стоит таинственный,

    Безмолвна тишина:

    Зверушек и пичужек

    Всех спрятала зима 

    - О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

    – О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

    - Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

    Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

    3. Постановка учебной задачи.

    - Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
    - А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
    - Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)

    Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»

    -А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
    - Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать      ЦЕЛЬ исследования:
    «Узнать, как животные готовятся к зиме».

    - Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)

    - Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
    Предположение, которое делают ученые, называют ГИПОТЕЗОЙ.
    Гипотезу обязательно нужно проверить. Проверяя гипотезу, учёные получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
    ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИХ ЖИЗНИ ЛЕТОМ

    Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

    Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

    4. Построение проекта выхода из затруднений.

    Организует работу в форме диалога.

    Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
    Мы с вами проведём мысленный эксперимент.
    - Откройте учебники на стр. 30-31, и мы попадаем в лес вместе с героями учебника Мишей и Машей Ивановыми.

    - Как вы думаете, о чём спрашивает Миша сестру? (О том, как животные готовятся к зиме.)
    -  А как вы думаете, что Мише ответит Маша? (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

    Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки.

    Кто по ёлкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы?
    -О ком загадка?
    А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)


    У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек.
    - Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»
    -Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(
    аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
    «Трусишка зайка серенький
    Под ёлочкой скакал,
    Порою волк, сердитый волк
    Рысцою пробегал».
    - А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?


    Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
    - А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)
    Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
    -Какие звери ещё меняют цвет шубки?
    (волк) 

    -Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж) В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
    Медведь в берлоге крепко спит,
    И его нельзя будить.
    Он с осени свой жир копил,
    Много ел и много пил.
    Ему зимой одна работа –
    Крепко спать и весны ждать.

    Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

    5. Первичное закрепление. Физминутка

    Физминутка  ЁЖ

    Ёжик топал по тропинке
    И грибочек нес на спинке.
    (Ходьба на месте маленькими шажками)

    Ёжик топал не спеша,
    Тихо листьями шурша.
    (Шарканье ногами)

    А навстречу скачет зайка,
    Длинноухий попрыгайка.
    Шубку серую свою
    Он сменил на белую.
    (Прыжки на месте, руки перед грудью)

    Идет по лесу серый волк,
    Голодный волк – серый бок.
    (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)

    Чтоб волку не попасться на зубок,
    Ты, ёж, свернись скорей в клубок.
    (Сесть на корточки и сгруппироваться) 

    Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

    Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

    Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных.

    Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки.

    7.Рефлексия деятельности

    - Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)

    - Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)

    - Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)

    - МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.

    - А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой

    Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета

    Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

    Давайте дадим оценку нашему уроку.

    У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

    Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.

     Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

    Осуществляют рефлексию своей деятельности.

    Дают оценку уроку с помощью рисунка.

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    Предмет: окружающий мир.

    Тема:  «Как животные готовятся к зиме».

    Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

     Планируемые результаты:

    Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.

    Задачи урока:

    - познакомить с жизнью животных зимой;

    - формировать интерес и уважительное отношение к природе;

    - воспитывать способность к самооценке и самоконтролю поведения.

    Предметные:

    Формировать уважительное отношение к окружающему миру, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе; расширять кругозор школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

     Метапредметные:

     1.Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

     2.Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

     3.Познавательные:

      формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

     Личностные:

      Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание важности и красоты природы; воспитывать уважительное отношение и ответственность к животным.

    Оборудование: листы формата А4 с заданиями, проектор, изображения животных.

    ЛИСТ ОЦЕНКИ УРОКА

    Параметры оценки

    Критерии оценки

    Баллы

    1

    Обозначение целей урока для учителя

    Обозначены лишь предметные знания

    0

    Отображены только предметные знания и умения или только предметные знания и УУД. При этом цель урока не привязана к «планируемым результатам»

    1

    Отражены и предметные умения, и УУД. Цель урока не привязана к «планируемым результатам»

    2

    Отражены и предметные знания, умения, и УУД. Цель урока привязана к «планируемым результатам»

    3

    3

    2

    Структура урока

    Этапы урока не обозначены

    0

    Этапы урока обозначены, но не отражают реализацию деятельностного подхода

    1

    Этапы урока обозначены и отражают реализацию деятельностного подхода

    2

    2

    3

    Постановка учебной задачи-проблемы (если планировалась)

    Учебная задача (проблема) не обозначена

    0

    Учебная задача (проблема) обозначена, но не показано, как она будет решаться

    1

    Учебная задача (проблема) обозначена, показано, как она будет решаться

    2

    2

    4

    Формирование регулятивных УУД

    Обозначение целей для ученика (целеполагание)

    Момент целеполагания не зафиксирован

    0

    Целеполагание осуществляется только учителем

    1

    В определении учебной цели принимают участие школьники (показано, как это делается)

    2

    2

    Работа по плану

    Работа по плану не предполагается

    0

    План предлагается учителем или учебником

    1

    В планирование работы включаются дети

    2

    2

    Самооценка результатов

    Оценка достигнутых школьниками результатов не осуществляется ни в какой форме

    0

    Оценка результатов осуществляется только учителем

    1

    Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими школьниками (самооценка), показано, как это делается

    2

    2

    5

    Формирование познавательных УУД

    Задания на самостоятельный поиск и выделение существенных признаков изучаемых объектов не запланировано

    0

    Предусмотрены задания на поиск и сбор информации об объектах

    1

    Учащиеся анализируют объект с целью выделения существенных признаков

    2

    Учащиеся задают вопросы для поиска и сбора информации, сравнивают объекты по выделенным признакам

    3

    Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи

    4

    4

    6

    Формирование коммуникативных умений (работа в парах, группах)

    Работа в парах, группах не предусмотрена

    0

    Предусмотрена работа в парах и группах

    1

    1

    7

    Применение полученных знаний на практике (формирование умений)

    Соответствующие задания не предусмотрены

    0

    0

    Задания не полностью соответствуют запланированным достижениям

    1

    Задания полностью соответствуют запланированным достижениям

    2

    8

    Оценка достигнутых результатов учителем (самоанализ)

    Учитель соотнес цель-средства-результат. Оценка достигнутых результатов на уровне предметных знаний

    1

    Проведена оценка деятельности учащихся с учетом личностных, предметных и метапредметных результатов

    2

    Продемонстрировано соответствие

    10

    10

    Итого максимально возможный балл: 30

    Набранное количество баллов: 28 (что соответствует отметке «отлично»)

    Рекомендуемые отметки:

    «Удовлетворительно»: 16-20

    «Хорошо»: 21-25

    «Отлично»: 26-30


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

    Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

    Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс

    Материал содержит технологическую  карту  урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

    Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....