.Тема: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Осетрова Татьяна Геннадьевна

   К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

.Тема: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.  

   К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

   Долгие годы  мы руководствовались программой Н.Н.Светловской, при подготовке уроков внеклассного чтения. В последнее время  педагогу была предоставлена свобода выбора авторов и произведений для изучения в начальных классах. Однако это привело к тому, что многие учителя вообще отказались от уроков внеклассного чтения. На мой взгляд, это недопустимо. Ведь для полноценного развития навыка чтения, духовно-нравственного формирования личности младшего школьника необходимы три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и « книга для души», которую ребёнок выбирает сам и читает в свободное время. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

   В нашей школе был выделен  дополнительно 1 час из вариативной части Базисного плана, для еженедельного проведения уроков внеклассного чтения, что позволило расширить круг авторов, творчество которых будет изучаться детьми на уроках. Я выбираю произведения близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. После изучения творчества писателей провожу обобщающие уроки, уроки-викторины, КВН, уроки-конкурсы, уроки-игры.

   Предлагаю планирование уроков внеклассного чтения в 4 классе.

№ п.п»

Название темы.

Часы.

1

Урок- путешествие «Самые интересные книги, прочитанные летом».

2

Дискуссия по теме « Былины».

3

КВН по сказкам А.С.Пушкина.

4

Что такое «серии книг» и каково их значение

5

Урок-игра «Эти забавные животные».

6

« Поле-чудес» по творчеству Л.Н.Толстого.  

7

« Кинозвёзды поневоле» (рассказы о животных, снимавшихся в кино).

8

«Здравствуй, гостья-зима». Стихи русских поэтов о зиме.

9

Литературный ринг по творчеству Н.Н.Носова.

10

« Лесная газета» В.Бианки.

11

Природа глазами Ю. Дмитриева.

12

Сказки писателей о детях.

13

Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться. Книги о сверстниках, о школе.

14

Детская приключенческая книга.

15

Урок-конкурс « Произведения о маме».

16

Книги о ратных подвигах родного народа.

17

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

18

Сказки Г.Х.Андерсена

19

Русь, Россия. ( стихи о Родине).

20

« От благодарных читателей». Художественные произведения, героям которых установлены памятники.

21

Мой любимый литературный герой.

22

Книги А.П. Гайдара.

23

Путешествие по страницам детских журналов.

24

Уральский сказитель П.П.Бажов.

25

О людях, взлетевших к звёздам

26

Сказки А.Н. Толстого для детей.

27

Сказки братьев Гримм.

28

Весёлые стихи Б.В.Заходера, Берестова.

29

Урок-викторина по сказкам Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере.

30

Весна! Весна! И всё ей радо! Стихи о весне.

31

Весёлые рассказы Драгунского, Голявкина.

32

Лагин. Старик Хоттабыч.

33

Э. Успенский. Сказки.

34

Урок- отчёт. Путешествие по дорогам любимых книг.

Обобщающему уроку предшествует большая работа:

- изучение биографии писателя;

- анализ и сравнение произведений;

- классификация, характеристика персонажей;

- выполнение иллюстраций и поделок;

-инсценировка понравившихся эпизодов.

   В ПРИЛОЖЕНИИ №1 представлен урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х.Андерсена. Для уточнения, обобщения и систематизации знаний учащихся на основном этапе урока проводится викторина, так как игра остаётся  любимым видом деятельности, игровые формы и методы обучения наиболее эффективны.

    Не менее значимым этапом урока является выполнение творческого задания. Детям предоставлена возможность, пользуясь полученным ранее алгоритмом, проанализировать самостоятельно не изученную ранее сказку Г.Х.Андерсена. Таким образом решается задача развития аналитических способностей, а также одарённым детям даётся шанс проявить себя на конструктивном, творческом уровне.

      Все учащиеся являются читателями библиотеки. Совместно с библиотекарем проводим читательские конференции, выставки рисунков, викторины, книжкину неделю. У ребят есть свой девиз:

                    Чтоб в жизни человеком стать,

                      Учись писать, учись читать.

                      Никак не может ученик

                      На свете жить без добрых книг.

                                                        С. Михалков.

       Без поддержки и помощи родителей учителю не обойтись. При встрече с родителями на собраниях, в индивидуальных беседах стараюсь прививать им интерес к совместному с детьми чтению, выбору детской литературы, громкому чтению вслух, обсуждению произведений, ведению читательских дневников, бережному отношению к книге.

       Результаты работы:

 

Уроки внеклассного чтения позволяют добиться высоких результатов в литературном развитии школьников по следующим критериям:

  1. уровень начитанности, круг чтения школьников
  2. уровень сформированности интереса к читательской деятельности
  3. уровень сформированности специальных читательских умений.

Вывод:  Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что уроки внеклассного чтения в начальной школе весьма актуальны, и пренебрежение ими представляется мне серьёзной педагогической и методической ошибкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Урок внеклассного чтения: « Сказки Г.Х.Андерсена».

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

- дидактические: обобщение и систематизация знаний сказок Г.Х.Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение сказок Г.Х.Андерсена, анализ характеров главных героев, определение главной мысли;

- воспитательные: на примерах героев сказок Г.Х.Андерсена воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, формировать умение работать в коллективе;

 

- развивающие: посредством различных видов искусств развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.

                                                                Ход урока

  1. Организация:

Прозвенел звонок

Начинаем мы урок.

  1. Психологический настрой:

- Подарим друг другу улыбки и начнём урок.

  1. Вступительная беседа

( звучит музыка П.И.Чайковского «Марш оловянных солдатиков»).

Ребята, сегодня у нас заключительный урок- викторина по большой теме « Сказки Г.Х.Андерсена». Прежде чем начнётся викторина, давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели.

  1. Мотивация деятельности учащихся

А вы не боитесь, что такое количество сказок, героев, событий перепутается у вас в голове? Ведь на каждом отдельном уроке мы разбирали только одну сказку, а сегодня  будем говорить обо всех прочитанных сказках сразу. Давайте поставим перед собой такую цель: к концу урока понять достаточно ли внимательно вы прочитали произведения, можете ли вы определить главную мысль, хорошо ли знаете героев каждой сказки.

Викторина:

  1. Кто из героев сказочника знает огромное количество сказок?
  2. Сколько зонтиков носит с собой  Оле-Лукойе?
  3. Угадай, из какой сказки этот отрывок: « Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки- периной, а лепестки розы- одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днём играла на столе».
  4. Из какого цветка появилась Дюймовочка?
  5. За кого замуж вышла Дюймовочка?
  6. Сколько лет исполнилось Русалочке, когда ей разрешили выплывать на поверхность моря?
  7. Какое слово составил Кай из льдинок?
  8. Давайте из слов «вечность» составим другие слова.
  9. Что положили под матрас принцессе из сказки « Принцесса на горошине»?
  10. Назовите главных героев сказки « Свинопас»?

( звучит « Турецкий марш» Моцарта. Отгадавшим, вручаются специальные значки .)

  1. Теперь настало время ваших музыкальных, поэтических загадок.

( каждая команда отгадывает, из какой это сказки).

  1. Литературная.

( Каждая команда самостоятельно выбирает чтеца и отрывок, который будут исполнять)

  1. Творческая работа.

Дома вы готовили сочинения-отзывы на понравившуюся сказку. Зачитывают.

  1. Итог урока:

Наш урок подходит к концу. Прежде чем мы скажем героям сказок Андерсена « до свидания», давайте ещё раз перечислим, чему они учат. Что нам сегодня удалось сделать на уроке, в чём убедиться?

Я, обратилась к данной теме, потому что считаю её актуальной. Формирование грамотного читателя проходит на уроках литературного чтения и внеклассного чтения. Чтобы ученик свободно ориентировался в информационном пространстве он должен быть грамотным читателем. Это требование современного общества.

Осетрова

№ 221-672-935.

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки внеклассного чтения в начальной школе

Уроки внеклассного чтения должны проходить интересно и увлекательно. В своей статье я предлагаю некоторые методы проведения данного урока, а так же конспект урока по внеклассному чтению в 3- м классе ...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

Специфика уроков внеклассного чтения в начальной школе

Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности....

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с т...

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"...