статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Овсянникова Марина Николаевна

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе

Овсянникова М.Н.

МБОУ «Гимназия № 18»

г. Старый Оскол

     Изменения в политической, социальной, экономической жизни общества ставят перед системой образования новые задачи. Так новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, он должен уметь активно познавать мир, организовывать собственную деятельность, уметь учиться.

    В младшем школьном возрасте   закладываются и развиваются те черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, его языком, песнями, музыкой, впечатлениями, получаемыми маленьким человеком от природы родного края, деталей быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

   Сквозь века пронёс русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

      В  социальном развитии младших школьников важно  использовать малые фольклорные формы, которые способствуют формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, расширяют  знания детей об окружающем мире, воспитывают  потребность общаться с природой, являются ярчайшим средством познавательной активности.    Необходимо  использовать на уроках окружающего мира загадки, пословицы, поговорки, народные приметы с целью побуждения учащихся к приобретению знаний, размышлению, наблюдательности. Знакомство с этими жанрами фольклора развивает мышление, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью.

     Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

      Например,  в начале занятия по теме «Август и сентябрь – братья-месяцы» детям предлагается отгадать загадки и определить, о чём пойдёт разговор дальше.

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он - последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то.     (Август)

Опустел фруктовый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?     (Сентябрь)

   Затем, работая в группах, дети  знакомятся со старинным названиями этих месяцев, рассуждают, почему они получили такие названия и выясняют с помощью учителя, что август называли серпень или жнивень, так как хлеб и другие зерновые культуры в основном убирают (жнут) в этом месяце, а жали их серпами. Сентябрь – хмурень. Видимо его так называли, потому что небо в сентябре часто хмурится  и идёт дождь. Ревуном прозвали сентябрь за дожди и непогоду, от рева осенних ветров и зверей.

 Группы делают вывод, что и август, и сентябрь имеют красивые «говорящие» древнерусские названия.

    Для выполнения следующего задания

Август, август-хлебосол

Приглашает всех за стол,

Угощает он плодами,  

Земли-матушки дарами.

   Ребята определяют названия круп и вспоминают, что готовят  мамы и бабушки из них. Вспоминают пословицу «Щи да каша – пища наша».

   На этом этапе работы ученикам предлагается рассмотреть необычную самодельную куклу, определить, что у неё внутри и дать ей имя.

       Оказывается, простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.

     Второй группе ребят  предлагается другое задание – разложить по корзинам фрукты и овощи и вспомнить как можно больше загадок о них. Интересно проходит работа с пословицами об осеннем урожае и народными приметами осени. Ребята «собирают»  их  из разрозненных частей, пытаются объяснить их смысл.

    С большим интересом ребята заучивают заклички, Эту работу можно провести в качестве физкультминутки:

- Осень, осень золотая,

 Приди осень с радостью (поклон)

 С великой милостью

 С караваем высоким (подтянуться)

 С корнем глубоким (наклониться)

 С дождями сильными (в ладоши)

 С дарами обильными (руки вперед)

     Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет приобщать младших школьников  к национальным традициям, учит испытывать эстетическое удовольствие от своих чувств, эмоций, даёт возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества у ребенка постепенно складывается образ Родины.    

                           Список   используемой литературы

1. Азадовский М.К. “История русской фольклористики” Москва: Учпедгиз, 1958г.

2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре – Вып.1, 1991г.”

3. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.

4. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре – Л., 1988г.

5.  Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Статья "Наглядные средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе и их использование".

Наглядные средства играют большую роль в обучении учеников младших классов  на уроках окружающего мира. Сегодня в обществе оформилось новое понимание ведущей цели обучения. Важная роль отводится ...

Выступление на конференции «Федорино горе» Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе....