Статья "Наглядные средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе и их использование".
статья по окружающему миру

Марина Ромуальдасовна Сазонова

Наглядные средства играют большую роль в обучении учеников младших классов  на уроках окружающего мира. Сегодня в обществе оформилось новое понимание ведущей цели обучения. Важная роль отводится разнообразию методов обучения, которые  выступают одним из элементов совокупной методической системы обучения.Наглядные средства играют большую роль в обучении учеников младших классов  на уроках окружающего мира. Сегодня в обществе оформилось новое понимание ведущей цели обучения. Важная роль отводится разнообразию методов обучения, которые  выступают одним из элементов совокупной методической системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sazonova.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядные средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе и их использование.

Наглядные средства играют большую роль в обучении учеников младших классов  на уроках окружающего мира. Сегодня в обществе оформилось новое понимание ведущей цели обучения. Важная роль отводится разнообразию методов обучения, которые  выступают одним из элементов совокупной методической системы обучения.

Кроме методов обучения, в роли ведущих, общепризнанных обязательно должен осуществляться ряд принципов:

- сознательности и активности; наглядности;

- систематичности и последовательности;

- прочности;

- научности;

- доступности;

- связи теории с практикой.

Одним из наиболее значимых в работе с учениками начальных классов средств считается применение наглядности. Наглядность на занятиях окружающего мира является одним из элементов единой системы обучения, которая может помочь младшему школьнику лучше усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Идея наглядности занимала ведущее место в истории педагогики. В практике она была выражена в осуществлении дидактического принципа наглядности, который начал научно оформляться одним из первых в истории педагогики.        

Исследованием и использованием методов наглядности занимались Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский . К наглядности обращались и в то время, когда не было письменности и непосредственно школы. С давних пор философы и педагоги размышляли над тем, каким образом сделать легче познавательный труд учеников. В плане жизнедеятельности в школах древних государств – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность являлась вполне распространенной. Использовали наглядные пособия как средство, которое делает легче учебный процесс учеников, и на Руси. Но не существовало педагогической теории, принципа и правил применения наглядных средств. Наглядные материалы с легкостью вызывают интерес у младших школьников, но наглядность не является самоцелью. При наглядном обучении знакомство непосредственно с объектом помогает развитию мышления и играет вспомогательную роль в данном процессе .

Наглядные пособия на уроках окружающего мира выступают одним из наиболее важных средств умственного развития, а их применение современным педагогом считается обязательным для методически точного и грамотного построения учебного процесса. Наглядные пособия могут содействовать реализации учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения либо тормозить осознание теоретических сведений и формирование умений.                

С целью того, чтобы средства наглядности содействовали реализации учебной задачи и усвоению знаний важно соблюдать правила применения принципа наглядности и верно подбирать и разрабатывать наглядные пособия. Есть ряд правил применения принципа наглядности: наличие достаточного количества наглядности; рациональное определение времени применения наглядных средств; устранение перегрузки занятия средствами наглядности; привлечение к восприятию разных органов чувств; рациональное сочетание слова и средств наглядности.

Наглядные учебные пособия довольно многообразны по своему назначению, содержанию, методам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам применения. До того, как отобрать для занятия определенный вид наглядности, нужно продумать место его использования, исходя из его дидактических возможностей. Кроме того, необходимо учитывать, прежде всего, цели и задачи определенного урока и отбирать такие средства наглядности, которые четко выражают самые значимые стороны исследуемого на занятии явления и позволяют школьнику определять и группировать такие значимые признаки, которые находятся в основе формируемого на определенном уроке представления либо понятия. Принцип применения наглядности на уроках окружающего мира состоит в целесообразном и результативном привлечении органов чувств младших школьников к восприятию, пониманию и переработке учебного материала.

На уроках окружающего мира возможно использовать различные виды наглядных материалов, которые способствуют достижению цели обучения:

1. Таблицы, которые различаются по назначению и оформлению. К примеру, таблицы с изображениями животных, растений.

2. Иллюстрации к учебным пособиям. В учебниках по предмету «Окружающий мир» много рисунков, которые позволяют организовать разнообразную работу.

3. Натуральные объекты.

4. Коллекции. В начальных классах для организации самостоятельной работы исследовательского характера используются коллекции полезных ископаемых, семян, почв и т. д.

5. Модели, макеты, муляжи – в уменьшенном или увеличенном виде (глобус, компас и ряд часовой циферблат, термометр и др.). Модели применяются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся.

6. Раздаточные материалы – предназначены для индивидуального пользования и широко применяются в учебном процессе.

7. Учебные кинофильмы и кино- и видеофрагменты – рассчитаны на время демонстрации не более  10 – 15  мин . Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний младших школьников.

Средства наглядности довольно значимы в ходе обучения учеников начальных классов, прежде всего, на уроках окружающего мира. Они выступают значимой частью процесса обучения, эффективно формируя зрительный образ исследуемого материала.                

Список литературы:

1. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / С. Л. Вигман. – М.: Велби, 2014. – 127 с.

2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2015. – 240 с.

3. Курапова И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира / И. И. Курапова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 25-29.

4. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 53-57.

5. Педагогика: учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.

6. Трубинова О. М. Активные и интерактивные формы обучения по предмету «Окружающий мир» / О. М. Трубинова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 7. – С. 29-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Проблемное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе.

Статья посвещена использованию проблемно-поисовой технологии в обучении оружающему миру...

Реализация развивающей функции обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.

Предмет «Окружающий мир» наряду с другими создает те условия многообразия психической деятельности, которые необходимы для общего развития школьников. Это один из самых интересных и в то же время слож...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование инновационных средств обучения на уроках окружающего мира в системе «Школа России»

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в гру...