Главные вкладки

    Статья на тему:
    «Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»

    Выступление на семинаре для учителей начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx41.97 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

                                                                                                                 

      Составитель:

                                                                                                                   учитель музыки

                                                                                                                   МОУ СОШ № 3

                                                                                                                   г.Ноябрьска

                                                                                                                   Савицкая Галина Петровна                           

    Пояснительная   записка

    Рабочая  учебная программа по  музыке для  3-го  класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов:     СергееваГ.П,Критская Е.Д. . Просвещение, 2011г.   Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта начального  общего образования 2007 года.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник  для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007.
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2008.
    3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;
    4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
    5. Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

    Описание места учебного предмета в учебном плане.

    Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.

    Изучение  музыки в 3 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

    1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
    2. воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
    3. освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
    4. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
    5.  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

    В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Общая характеристика учебного предмета.

    Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

       Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»

                 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.. 

    Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.  

     Формы организации учебного процесса:

     -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

      Виды организации учебной деятельности:

     - экскурсия, путешествие

     Виды контроля:

     - вводный, текущий, итоговый

     - фронтальный, комбинированный,  устный

      Формы (приемы) контроля:

     - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

             Промежуточный  контроль  проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов  в конце каждого полугодия:

    2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;

    4 четверть  – 34  урок «Обобщающий урок 4 четверти».

    Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентиро ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития  учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — за лог успеха его музыкально-педагогической деятельности»

         

    В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):

    - на изучение темы  «Настрою гусли на старинный лад.. (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале».  В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания.

    В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов:

    тема «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая  природа… В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа объединена с темой «Океан – море синее»

    Выделен 1 час для изучения темы «Балет «Спящая красавица». Две феи», за счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая  природа… В заповедном лесу» и темы «Океан – море синее», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова

    Учебно-тематический план

    Разделы и темы

    Кол-во час

    В том числе:

    Контрольные работы.

    Россия-Родина моя.

    5

    1

    Мелодия – душа музыки.

    1

    2

    Природа и музыка.

    1

    3

    Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

    1

    4

    Кантата «Александр Невский».

    1

    5

    Опера «Иван Сусанин».

    1

    День, полный событий.

    4

    6

    Утро.

    1

    7

    Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

    1

    8

    «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

    1

    9

    Обобщающий урок 1 четверти.

    1

    «О России петь – что стремиться в храм».

    4

    10

    Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

    1

    11

    Древнейшая песнь материнства.  . Образ матери у ненцев.

    1

    12

    Вербное Воскресение. Вербочки.

    1

    13

    Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

    1

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

    3

    14

    Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

    1

    15

    Певцы русской старины. Лель.

    1

    16

    Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

    1

    1

    В музыкальном театре.

    6

    17

    Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

    1

    18

    Опера «Орфей и Эвридика».

    1

    19

    Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

    1

    20

    «Океан – море синее».

    1

    21

    Балет «Спящая красавица».

    1

    22

    В современных ритмах (мюзикл).

    1

    В концертном зале.

    7

    23

    Музыкальное состязание (концерт).

    1

    24

    Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

    1

    25

    Музыкальные инструменты (скрипка).

    1

    26

    Обобщающий урок 3 четверти.

    1

    27

    Сюита «Пер Гюнт».

    1

    28

    «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

    1

    29

    Мир Бетховена.

    1

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

    5

    30

    Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

    1

    31

     Мир Прокофьева.

    1

    32

    Певцы родной природы. . Образ природы

    1

    33

    Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

    1

    34

    Обобщающий урок.

    1

    1

    итого

    34

    2

    Содержание  программы  .

     «Музыка» 3 класс.

    «Россия - Родина моя» - 6 ч.

    Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокаль ной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная пес ня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

    Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

    «День, полный событий» - 3 ч.

    Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до ве чера. Образы природы, портрет в вокальной и инструменталь ной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, во кальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг ский, Э. Григ).

    Сценическое воплощение отдельных сочинений про граммного характера. Выразительное, интонационно осмы сленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Вы полнение творческих заданий из рабочей тетради.

    «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

    Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Де вы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Свя тые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Пес нопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном бого служении, песни и хоры современных композиторов, воспе вающие красоту материнства, любовь, добро.

    Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

     «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

    Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особен ности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), пев цов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в му зыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звуча нии симфонического оркестра. Звучащие картины.

    Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное ис полнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

    «В музыкальном театре» - 4 ч.

    Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и система тизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравни тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайков ский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбни ков). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

    Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагмен тов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

     «В концертном зале» - 8ч.

    Жанр инструментального концерта,инсрументальная пьесса. Мастерство компози торов и исполнителей в воплощении диалога солиста и сим фонического оркестра.,солиста и ансамбля «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: гитара  мандалина банджо их выразительные возможнос ти . Выдающиеся мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфо нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух частная, трехчастная, вариационная).

    Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 7ч.

    Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в созда нии и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и раз личие музыкальной речи разных народов и композиторов. Образы при роды в музыке . Музыкальные иллюстрации.

    Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, рит ма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки  народов востока в особенности Китая .певцы своей - родной природы. Ода как жанр литературного и музы кального творчества. Жанровая общность между музыкой разных народов ,композиторов ,исполнителей Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

    В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

    Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

    Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

    Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

    Использование  лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...

    Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

    В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

    Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

    В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

    Примеры использования Интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе

    О возможности применения на уроках в начальной школе материалов не только со специализированных методических сайтов, но и ресурсов, изначально не предназначенных для учебных целей, этот материал из оп...