Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Сомова Раиса Владимировна
    Цель
    Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравствен¬ного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
     Задачи
    Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
    Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования де¬тей через чтение сказки.
    Продолжить развитие логического мышления, навыков анали¬за и синтеза.
    Продолжить развитие культуры речи.
    Продолжить воспитание сотрудничества.
    Планируемые результаты
    Личностные .
    Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможно¬стям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
    Метапредметные
    Познавательные
    Умение:
    перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    Регулятивные
    Умение:
    работать по предложенному учителем плану, проговаривать по¬следовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать от¬клонения от образца.
    Коммуникативные
    Умение:
    оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;
    Предметные
    Умение:
    работать с текстом художественного произведения под руко¬водством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям;
    выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл p.p._ershov.docx39.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе
    с использованием интерактивного оборудования
    и интернет-ресурсов

         Тема           П. П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»

    Цель

    • Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

     Задачи

    • Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
    • Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки.
    • Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
    • Продолжить развитие культуры речи.
    • Продолжить воспитание сотрудничества.

    Планируемые результаты

    Личностные .        

    Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

    Метапредметные

    Познавательные

    Умение:

    перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Регулятивные

    Умение:

    работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

    Коммуникативные

    Умение:

    оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;

    Предметные

    Умение:

    работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям;

    выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

     Организация образовательного пространства

    Оборудование

    опорный лист.

    Межпредметные связи

    Изобразительное искусство.

    http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/00000901 -a000-4ddd-e2f1- 4300476017e2/28422/?

    Музыка.

    http://school.mygorod.ru/get.php?1;%D5%EE%F0%EE%E2%FB%E5%20 %EF%E5%F1%ED%E8.doc

    Ресурсы

    1. Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся.
    2. Выход в Интернет.
    3. Ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

    http://school-collection.edu.ru

    Формы работы:

    фронтальная форма

    индивидуальная форма

    работа в паре

    Ход урока

    Этап1

    Самоопределение к деятельности

    Цель:

     Мотивация обучающихся к изучению объявленной темы.

    Задание 1. Знаешь ли ты героев сказки «Конёк-горбунок»?

    Учитель. На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

    Флеш-ресурс:

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-1 1da- a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001 -002-3-24-06/resource/DL_ RES_20b1a895-3483-47d5-81 57-620ccb3b7b76.zip

    Учитель (после выполнения задания).

    -Какое из заданий вызвало трудности? Где и почему пришлось задержаться?

    -Кто выполнил задания сразу и получил достойную оценку Буратино?

    -Назовите положительных героев сказки.

    -Назовите отрицательных героев сказки.

    -Назовите нейтральных героев сказки.

    -Назовите героев-помощников.

    -Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

    определим тип и вид сказки;

    проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;

    ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;

    постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?

    Демонстрация слайдов 1 и 2 презентации.

     http://festival.01september.ru/articles/576084/

    Этап 2

    Изучение нового содержания

    Цель:

    Научить обучающихся работать с текстом художественного произведения, проводить его анализ для более глубокого понимания идейного содержания сказки.

    Учитель. Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит свое задание.

    Задание 1

    Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.

    Таблица 1. Герои сказок

    Виды сказок

    1

    2

    3

    Главный герой

    Задание 2

    Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках.

    Таблица 2. События сказок

    Виды сказок

    1

    2

    3

    События

    Задание 3

    Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события.

    Таблица 3. Завершение сказок

    Виды сказок

    1

    2

    3

    Завершение

    событий

    Форма работы: работа в паре

    Работа групп 1, 2 и 3 проверяется с помощью презентации. Слайд 5.

     http://festival.1september.ru/articles/576084/

    Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

    Задание 4

    Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство их с авторскими, литературными и в чем отличие?

    Задание 5

    Назовите известные вам авторские сказки. В чем сходство их с народными и в чем отличие?

    Учитель. По типу сказки бывают народные и литературные. Проверим выполнение задания 4 группой

    Участники 4-ой группы выступают с выполненным заданием.

    Учитель. Подводим итоги.

    Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.

    У народной сказки может быть несколько вариантов, потому

    что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

    Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.

    (Участники 5-ой группы дополняют ответ.)

    Физминутка

    Учитель. Дайте полную характеристику сказке П. Ершова по таблице слайда 5.

    Ученик. Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

    Учитель. Что сближает сказку с народной?

    Ученик. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитываются примеры).

    Учитель. Для чего автор использует зачин?

    Ученик. Зачин вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад.

    Учитель. Что еще сближает сказку с народной?

    Ученик. Повторяющиеся эпизоды (зачитываются).

    Главный герой с традиционным сказочным именем Иван.

    Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок.

    Добро побеждает зло.

    Учитель. Кто победил, а кто был наказан?

    Ученик. Высказываются мнения.

    Учитель. Что еще сближает сказку Павла Ершова с народной?

    Ученик. Концовка сближает сказку Ершова с народной (зачитывается).

    Учитель. События (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенность построения нашей сказки. Это поможет нам определить идею сказки - то, ради чего написал ее автор.

    Демонстрируется слайд 6.

     http://festival.1september.ru/articles/576084/

    (Учитель комментирует слайд, работает с классом)

    Учитель. Прочитайте первые 8 строк. Связаны ли они с развитием событий?

    Ученик. Не связаны, это присказка.

    Учитель. Какую роль играет присказка в сказке?

    Ученик. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

    Учитель. В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

    Ученик. Зачитывается нужная часть текста.

    Учитель. Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появлением какого животного все начинается (завязывается) в сказке?

    Ученик. С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка».

    Учитель. Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана?

     Ученик. Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе.

    Учитель. Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

    Ученик. Зачитывается эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

    Учитель. Это - кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

    Ученик

    Эпизод с Царь-девицей; Иван достает кольцо девицы со дня моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

    Учитель. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?

    Ученик. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

    Учитель Какова основная мысль сказки?

    Этап 3

    Диагностика качества освоения темы

     Цель:

    Установить степень усвоения темы «Сказка П. Ершова "Конёк- горбунок"».

    Варианты заданий

    Задание 1

    Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.

     http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html

    Задание 2

    Ответить на вопросы викторины.

     http://4stupeni.ru/stady/olimp/6165-viktorina-po-skazke-ershova.html

    Задание 3

    Ответить на контрольные вопросы по тексту сказки.

     http://www.openclass.ru/node/196257 

    Формы работы:  индивидуально

    Этап IV

    Интеллектуально-преобразовательная деятельность

     Цель:

    Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; учить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

    Варианты заданий

    Задание 1

    Игра «Эрудит». Комплекс заданий по сказке.

     http://www.school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e5047331 2 3dd881800.pdf

    Форма работы: индивидуальная или групповая

    Задание 2

    Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия, сюжет.

    Форма работы: индивидуальная или групповая 

    Задание 3

    Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?

    Форма работы: групповая

    Задание 4

    Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».

    Форма работы: групповая

    Этап 5

    Рефлексивная деятельность

    Самоанализ и самооценка ученика

    Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:

    • Почему сказка никогда не стареет?
    • Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П. Ершова? Почему вы так думаете?

    Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:

    Я не знал….

     Теперь я знаю...

    Домашнее задание

    (По выбору)

    Задание 1

    Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»:

         http://video.mail.ru/lvi/57222.html

    Выполните тест по мультфильму:

    http://www.myltia.com/view_test.php?mylt=17

    Задание 2

    Посмотрите и послушайте чтение сказки П. Любимцевым под музыку, специально написанную для неё двумя известными композиторами - А.К. Лядовым и И.Ф. Стравинским.

    Детский и семейный канал «Радость моя»:

    http://www.radostmoya.ru/projects/openlesson/skaskisorkestrom/

    Литература и сайты

    1.Программа курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2011 г.   УМК «Школа России».

    Учебно-методический комплекс : Л.Ф.Климанова и др..Литературное чтение.Учебник для 4класса.- М.,Просвещение 2014г.

    2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.

    3. Урок литературного чтения. 4-й класс: П. П. Ершов. Сказка «Конёк-Горбунок»

    4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    5.Образовательная система «Школа 2100»

    6.Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе».

    В данной статье автор попытался осветить вопрос использования интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов в начальной школе вообще  и на уроках математики в частности на примере урока «Постр...

    Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

    Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...

    Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс

    Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Целью данного урока является научить строить т...

    План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

    Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

    Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

    Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...