Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сомова Раиса Владимировна
Цель
Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравствен¬ного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
 Задачи
Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования де¬тей через чтение сказки.
Продолжить развитие логического мышления, навыков анали¬за и синтеза.
Продолжить развитие культуры речи.
Продолжить воспитание сотрудничества.
Планируемые результаты
Личностные .
Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможно¬стям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
Метапредметные
Познавательные
Умение:
перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать по¬следовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать от¬клонения от образца.
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;
Предметные
Умение:
работать с текстом художественного произведения под руко¬водством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям;
выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._ershov.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе
с использованием интерактивного оборудования
и интернет-ресурсов

     Тема           П. П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»

Цель

  • Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

 Задачи

  • Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
  • Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки.
  • Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
  • Продолжить развитие культуры речи.
  • Продолжить воспитание сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные .        

Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

Метапредметные

Познавательные

Умение:

перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;

Предметные

Умение:

работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям;

выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

 Организация образовательного пространства

Оборудование

опорный лист.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство.

http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/00000901 -a000-4ddd-e2f1- 4300476017e2/28422/?

Музыка.

http://school.mygorod.ru/get.php?1;%D5%EE%F0%EE%E2%FB%E5%20 %EF%E5%F1%ED%E8.doc

Ресурсы

  1. Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся.
  2. Выход в Интернет.
  3. Ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://school-collection.edu.ru

Формы работы:

фронтальная форма

индивидуальная форма

работа в паре

Ход урока

Этап1

Самоопределение к деятельности

Цель:

 Мотивация обучающихся к изучению объявленной темы.

Задание 1. Знаешь ли ты героев сказки «Конёк-горбунок»?

Учитель. На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Флеш-ресурс:

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-1 1da- a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001 -002-3-24-06/resource/DL_ RES_20b1a895-3483-47d5-81 57-620ccb3b7b76.zip

Учитель (после выполнения задания).

-Какое из заданий вызвало трудности? Где и почему пришлось задержаться?

-Кто выполнил задания сразу и получил достойную оценку Буратино?

-Назовите положительных героев сказки.

-Назовите отрицательных героев сказки.

-Назовите нейтральных героев сказки.

-Назовите героев-помощников.

-Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

определим тип и вид сказки;

проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;

ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;

постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?

Демонстрация слайдов 1 и 2 презентации.

 http://festival.01september.ru/articles/576084/

Этап 2

Изучение нового содержания

Цель:

Научить обучающихся работать с текстом художественного произведения, проводить его анализ для более глубокого понимания идейного содержания сказки.

Учитель. Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит свое задание.

Задание 1

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.

Таблица 1. Герои сказок

Виды сказок

1

2

3

Главный герой

Задание 2

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках.

Таблица 2. События сказок

Виды сказок

1

2

3

События

Задание 3

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события.

Таблица 3. Завершение сказок

Виды сказок

1

2

3

Завершение

событий

Форма работы: работа в паре

Работа групп 1, 2 и 3 проверяется с помощью презентации. Слайд 5.

 http://festival.1september.ru/articles/576084/

Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

Задание 4

Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство их с авторскими, литературными и в чем отличие?

Задание 5

Назовите известные вам авторские сказки. В чем сходство их с народными и в чем отличие?

Учитель. По типу сказки бывают народные и литературные. Проверим выполнение задания 4 группой

Участники 4-ой группы выступают с выполненным заданием.

Учитель. Подводим итоги.

Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.

У народной сказки может быть несколько вариантов, потому

что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.

(Участники 5-ой группы дополняют ответ.)

Физминутка

Учитель. Дайте полную характеристику сказке П. Ершова по таблице слайда 5.

Ученик. Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

Учитель. Что сближает сказку с народной?

Ученик. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитываются примеры).

Учитель. Для чего автор использует зачин?

Ученик. Зачин вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад.

Учитель. Что еще сближает сказку с народной?

Ученик. Повторяющиеся эпизоды (зачитываются).

Главный герой с традиционным сказочным именем Иван.

Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок.

Добро побеждает зло.

Учитель. Кто победил, а кто был наказан?

Ученик. Высказываются мнения.

Учитель. Что еще сближает сказку Павла Ершова с народной?

Ученик. Концовка сближает сказку Ершова с народной (зачитывается).

Учитель. События (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенность построения нашей сказки. Это поможет нам определить идею сказки - то, ради чего написал ее автор.

Демонстрируется слайд 6.

 http://festival.1september.ru/articles/576084/

(Учитель комментирует слайд, работает с классом)

Учитель. Прочитайте первые 8 строк. Связаны ли они с развитием событий?

Ученик. Не связаны, это присказка.

Учитель. Какую роль играет присказка в сказке?

Ученик. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель. В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Ученик. Зачитывается нужная часть текста.

Учитель. Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появлением какого животного все начинается (завязывается) в сказке?

Ученик. С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка».

Учитель. Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана?

 Ученик. Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе.

Учитель. Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Ученик. Зачитывается эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Учитель. Это - кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Ученик

Эпизод с Царь-девицей; Иван достает кольцо девицы со дня моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

Учитель. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?

Ученик. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

Учитель Какова основная мысль сказки?

Этап 3

Диагностика качества освоения темы

 Цель:

Установить степень усвоения темы «Сказка П. Ершова "Конёк- горбунок"».

Варианты заданий

Задание 1

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.

 http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html

Задание 2

Ответить на вопросы викторины.

 http://4stupeni.ru/stady/olimp/6165-viktorina-po-skazke-ershova.html

Задание 3

Ответить на контрольные вопросы по тексту сказки.

 http://www.openclass.ru/node/196257 

Формы работы:  индивидуально

Этап IV

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

 Цель:

Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; учить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий

Задание 1

Игра «Эрудит». Комплекс заданий по сказке.

 http://www.school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e5047331 2 3dd881800.pdf

Форма работы: индивидуальная или групповая

Задание 2

Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия, сюжет.

Форма работы: индивидуальная или групповая 

Задание 3

Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?

Форма работы: групповая

Задание 4

Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».

Форма работы: групповая

Этап 5

Рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка ученика

Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:

  • Почему сказка никогда не стареет?
  • Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П. Ершова? Почему вы так думаете?

Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:

Я не знал….

 Теперь я знаю...

Домашнее задание

(По выбору)

Задание 1

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»:

     http://video.mail.ru/lvi/57222.html

Выполните тест по мультфильму:

http://www.myltia.com/view_test.php?mylt=17

Задание 2

Посмотрите и послушайте чтение сказки П. Любимцевым под музыку, специально написанную для неё двумя известными композиторами - А.К. Лядовым и И.Ф. Стравинским.

Детский и семейный канал «Радость моя»:

http://www.radostmoya.ru/projects/openlesson/skaskisorkestrom/

Литература и сайты

1.Программа курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2011 г.   УМК «Школа России».

Учебно-методический комплекс : Л.Ф.Климанова и др..Литературное чтение.Учебник для 4класса.- М.,Просвещение 2014г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.

3. Урок литературного чтения. 4-й класс: П. П. Ершов. Сказка «Конёк-Горбунок»

4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

5.Образовательная система «Школа 2100»

6.Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе».

В данной статье автор попытался осветить вопрос использования интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов в начальной школе вообще  и на уроках математики в частности на примере урока «Постр...

Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...

Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс

Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Целью данного урока является научить строить т...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

Использование интерактивного оборудования и интернет – ресурсов на уроках в начальной школе

Данный материал содержит информацию об использовании интерактивного  наглядного учебного пособия для начальной школы....