Творчество А.Л.Барто
материал по чтению (4 класс) по теме

Тимонина Гульнара Ринатовна

Рассказ о жизни и творчестве А.Л.Барто

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agniya_lvovna_barto_-_rasskaz_o_zhizni_i_tvorchestve.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество   А.Л.Барто

У нас в стране каждую весну, в конце марта во время школьных каникул начинается "Неделя детской книги". "Книжкина неделя" - это праздник, придуманный замечательным писателем Львом Кассилем. Первый раз его провели в 1943 году. Когда в кремле в Колонном зале на Неделе детской книги появлялась эта поэтесса, каждую строчку ее стихов сопровождал гул детских голосов, повторяющих наизусть ее стихи. Она говорила так: "Я начну читать стихотворенье, а вы все вместе, его продолжайте, если знаете. Мое дело сочинять стихи, а читать и знать их должны вы, читатели!" Конечно, вы все знаете эти стихи с детства. Давайте и мы прочитаем все вместе знакомые и любимые строчки: "Уронили мишку на пол...", " Идет бычок, качается...", "Зайку бросила хозяйка...", " Наша Таня громко плачет..." Вот видите, вы тоже хорошо их помните. А зовут эту поэтессу... Агния Львововна Барто.

Агния Львововна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно занятся литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А С.Я. Маршак говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"  

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".  

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

                                  Поэзия доброты в творчестве А.Л. Барто

Сегодня никого не удивить сообщением о том, что дети читают все меньше и меньше. Как сохранить интерес к чтению, как упрочить уважение к книге? Этот вопрос стоит не только перед учителями, но и перед работниками библиотек. Не секрет, что дети сегодня чаще прибегают к помощи компьютера, где почти всегда находят ответы на все свои вопросы. А «услужливые» составители компьютерных программ предложат их вниманию краткое содержание, а точнее «выжимки» из любого произведения.

Поэтому начинать прививать интерес к чтению, уважение к слову надо  с дошкольного возраста, а укреплять его с самого раннего школьного возраста. Эффективнее  всего будет обращаться к творчеству известных любимых с дошкольного возраста авторов, таких так – Маршак С.,  Чуковский К.,  Михалков С., Барто А., Осеева В. и др. Обращаться  к тем произведениям, которые дети знают, любят и содержание которых им понятно. При этом нужно не забывать, что чтение любого произведения должно стать открытием для ребенка он обязательно должен узнавать, что-то новое.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, в чьем детстве не звучали бы стихи А. Барто.  В 2006 году Агнии Львовне Барто исполнилось бы 100 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти, но поэзия Барто по – прежнему современна, интересна и понятна любому малышу.

Для формирования интереса к чтению родной литературы у обучающихся  я использую произведения А.Л. Барто.

«Поэзия добрых дел»

Для того, чтобы сформировать и закрепить интерес у обучающихся начальных классов к поэзии А.Л. Барто я использую различные формы и методы работы (вербальные, наглядные, игровые, индивидуальные, групповые).

Сегодня я расскажу о ряде мероприятий, посвященных жизни и творчеству Агнии Львовны Барто и адресованных учащимся начальных классов.

Час интересных сообщений «Всем детям ровесница».

Учащимся предлагается приготовить сообщение о жизни или о творчестве А. Барто (самостоятельно или с помощью родителей, учителя или библиотекаря). Учащиеся рассказывают интересные сведения об авторе и ее деятельности, читают стихи, демонстрируют рисунки, книги, которые они читали, когда были совсем маленькие. К этому мероприятию оформляется тематическая полка «Я читаю стихи Агнии Барто», где представлены книги  и портрет А. Л. Барто. Участвуя в таком мероприятии, дети с неподдельным интересом знакомятся с творчеством автора своих любимых стихов. Одним из сообщений было сообщение о деятельности А. Барто в послевоенные годы.

Этот период деятельности поэтессы очень заинтересовал обучащихся поэтому была организованна проектно-исследовательская деятельность. Дети собирали материал из разных источников (книги, периодические издания, Интернет). В результате выполнена  электронная презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», которая отражает важную и значительную деятельность Агнии Львовны – поиск людей.  В презентации представлены сведения о том, как была организована радиопередача «Найти человека», демонстрируются первая обложка «Звенигорода» и фотография Нины – первого ребенка, которого удалось найти А. Барто. Современным учащимся  интересен этот период деятельности А. Барто. Дети умеют сопереживать героям «Звенигорода», с интересом слушают истории из передачи «Найти человека». Мне кажется,  это очень важно, что дети не остаются равнодушными к таким историям. Они задумываются о своем поведении по отношению к родителям и родным, ставят себя на место тех потерявшихся во время войны детей. И имя А.Л. Барто после знакомства с презентацией «Найти человека» ассоциируется у детей теперь уже не только со стихами из цикла «Игрушки».

По прежнему очень эффективна такая форма мероприятий, как громкие чтения «Стихи детям». Громкие чтения включают в себя небольшую беседу о жизни и творчестве автора и выразительное чтение стихотворений, как ведущей, так и обучащимися. Очень хорошо проходит игра во время громких чтений: «Я начну, а вы продолжите», в которую очень часто играла сама поэтесса.

На протяжении нескольких дней  в библиотеке работает книжная выставка «Если вы попросите я Вам расскажу», которая состоит из трех разделов: «Игрушки», «Я расту», «Труден бой самим с собой». Книги с этой выставки пользуются повышенным спросом. Так же на выставке присутствуют игрушки, рисунки, поделки, отзывы о стихах А. Барто.

Постепенно рисунков набирается много и я организовываю выставку рисунков «Иллюстрация к стихотворениям А. Барто».

Рисунки у детей добрые, светлые, индивидуально выразительные. В них так легко узнаются стихи Барто. Просматриваются погружение в тему, атмосфера соучастия, радости от деятельности. С помощью рисунка дети выражают свои впечатления о прочтенном.

         Увлекательная игра – поиск «Имена от А до Я», цель которой поиск личных имен, встречающихся в стихотворениях Агнии Барто. Задача каждого участника игры – собрать все стихотворения Барто  о своем личном имени. Может оказаться, что таких нет, но без поиска участник этого не узнает. Таким образом, дети вновь становятся исследователями стихотворений А. Барто. Они более глубоко и осмысленно познают творчество Агнии  Барто.

Тем учащимся, у которых в процессе поиска оказалось, что в стихах Барто не упоминаются их имена, я предложила составить кроссворд «Имена».

Литературный праздник «Путешествие в страну веселого детства», посвященный творчеству Агнии Барто.

Оформление зала: выставка книг "Поэзия доброты», портрет А. Л. Барто, рисунки с выставки «Иллюстрация к стихотворению А. Барто», на полках  игрушки; щит, изображающий школьную доску.

Действующие лица: ведущая, ВОВКА— «добрая душа»,  ТАМАРА и ТАНЯ из стихотворения «Мы с Тамарой», две СИНИЦЫ, герои стихотворения |«Три очка за старика». Этот  праздник имеет как развлекательный моменты, так и познавательные. В обзоре творчества А. Барто  была использована презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», а так же кроссворды, составленные самими учащимися и инсценировка стихотворения «Три очка за старичка». Дети  принимали активное участие в подготовке и проведении литературного праздника.

Говоря о поэзии А.Л. Барто, можно говорить о преемственности поколений. Неустареваемость произведений! Стихи А. Барто всем хорошо известны: их помнят и цитируют не только дети, но и взрослые. Я считаю, что работу по формированию интереса к чтению необходимо вести комплексно используя различные формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать наглядные и игровые формы, а так же  исследовательская деятельность. Книга несет не только информацию, но еще и эстетическую  ценность, как один из видов искусства – необходимо подчеркнуть в процессе формирования интереса к чтению. По результатам проведенных мероприятий можно сделать следующий вывод: учащиеся с неподдельным интересом знакомятся с произведениями автора. Творчески  подходят к изучению деятельности А. Барто (готовят сообщения, оформляют рисунки, выполняют поделки, составляют кроссворды).

Дети заслуживают самых прекрасных стихотворений, серьезных тем. Агния Барто в своем творчестве запечатлела целую эпоху в истории культуры детства, само же ее творчество является достоянием детства нынешнего. И наша задача всесторонне раскрыть это достояние перед детьми.

Своими достижениями считаю:

  • Сформирована группа обучащихся начальных классов из 10 человек, которые являются постоянными участниками всех вышеперечисленных мероприятий, активными читателями.
  • 32 обучающихся начальных классов приняли участие в выставке рисунков.
  • По сравнению с началом  учебного года на  43% увеличилось посещение библиотеки обучающимися начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агния Львовна Барто //Я познаю мир. Дет. энцикл.: Литература. — М., 1999. — С. 44—46.

2. Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. — 4.1. — М., 1998. — С. 44—47.

3. Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей. — М., 1999. — С. 17—19.

4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. — М., 1995. — С. 10—12.

5. Барто А. Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. — М., 1975. —С. 22—23.

6. Барто А. Л. Записки детского поэта. — М.: Сов. писатель, 1976.

Всем детям ровесница // Разумневич В. Л. Книги на всю жизнь. — М.: 1975. — С. 57—86.

7. Заикина А. и др. Умные кроссворды. — М.: Лист, 1999.

8. ПолозоваТ. Праздники для детей. К 90-летию со дня рождения А.Л. Барто. // Начальная школа, 1996, — № 6. — С. 64—67.

9. Соловьев Б. И., Мотяшов И. П. Агния Барто: Очерк творчества. — М.: Дет. лит., 1979.

10. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. — М., 1981. — С. 6—14.

11. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки. — М.: Новая школа, 1998.

12. Химина 0. С. Поэзия доброты // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. — 1998. — №8.— С. 121—123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по творчеству Агнии Львовны Барто

Материал для чтения по творчеству А. Барто. Здесь показаны её книги, стихи....

В стране весёлого детства. Творчество А.Л. Барто.

Беседа для 3-4 класса о творчестве А.Л. Барто. Стихи, кроссворд....

Неделя детской книги. Творчество А.Л. Барто.

Сценарий открытия и закрытия Недели детской книги. Творчество А.Л. Барто. Для 1-4 классов....

Встреча в литературной гостиной. Урок - отчёт посвящённый творчеству А.Л.Барто

Вот уже более 100 лет  произведения А.Л.Барто радуют  детей и даже взрослых.  Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в ...

«Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс

Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...

Жизнь и творчество А. Л. Барто

Презентация познакомит детей с жизнью и творчеством А. Л. Барто...