Встреча в литературной гостиной. Урок - отчёт посвящённый творчеству А.Л.Барто
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кочева Елена Евгеньевна

Вот уже более 100 лет  произведения А.Л.Барто радуют  детей и даже взрослых.  Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в любом классе. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barto_a.l..pptx993.66 КБ
Файл barto.docx590.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В гостях у бабушки Барто » Урок в 1 классе с элементами инсценировки. Учитель Кочева Е.Е.

Слайд 2

Агния Львовна Барто ( 1906-1981 гг.) Вопрос о школе, где учат писать стихи, задал однажды известной писательнице Агнии Барто мальчик-первоклассник. Она ответила: «Сколько живу, а школы такой не встречала. Училась я в самой обыкновенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Еще в младших классах Вообще-то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее

Слайд 5

Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой: Зачем вы про меня написали? Это все неправда! Почему ты решил, что это про тебя? Так в классе все говорят. А тебе сколько лет? Десять. А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было ... Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто . Но не случалось ли нам узнавать в ее героях себя?..

Слайд 7

В 1940-50 годы А.Л.Барто работает над сценариями детских кинофильмов " Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер

Слайд 8

Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто . Но не случалось ли нам узнавать в ее героях себя?..



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению

УМК  «Гармония»

Тема урока

« В   ГОСТЯХ  У  БАБУШКИ  БАРТО  »

                             Учитель Кочева Е.Е.

1 класс

ГБОУ Гимназия № 1588

Москва

2011-2012

Вот уже более 100 лет  произведения этой замечательной писательницы радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых.  Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки, учителя и повара, врачи и монтажники, президенты и программисты – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в любом классе. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить. В основу сценариев положены произведения А.Л. Барто, которые можно показать как инсценировки перед ребятами начальных и особенно первого класса.

УМК «Гармония»

Класс\Учитель   1 класс , Кочева Е.Е.

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «В гостях у бабушки Барто»

Тип урока: Урок – отчёт , занятие в  литературной  гостиной  

Цели  урока:

- учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения и прозу;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;

-развивать речь учащихся;

- развивать познавательную активность;

- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

- воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

- воспитывать уважение к товарищам;

-  создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;

Оборудование:   портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто;  аудиозаписи с голосом А.Л.Барто и Рины Зелёной, исполняющих  детские  стихи; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто.          

        

Ход  урока

Ребята 3 и1 классов, родители и гости рассаживаются в литературной гостинной.

 СЛАЙД 1.  Звучит песня-вальс В.А. Долиной:

Ба-ба-ба-ба-бабушка Барто.
Знала и про это, и про то,
Знала, никому не говорила,
Знала то, чего не знал никто.

Бросит зайку кто-нибудь в саду –
Бабушка Барто, скользя по льду,
Прибежит, обнимет, приголубит,
Одолеет зайкину беду.

Таня громко плачет – ничего.
Бабушка Барто сильней всего:
Все на свете мячики поймает,
Переловит все до одного.

Выходит ведущий.

Учитель . Наш урок начинается! Это наш традиционный урок в литературной гостиной. Сегодня он посвящён творчеству А.Л.Барто. и даже так и называется  «В гостях у бабушки Барто». Работая в группах, в секрете друг от друга, ребята первоклассники и третьеклассники, приготовили целый сборник  веселых сцен, шуток, стихов, которые сочинила Агния Львовна Барто. В честь ее  книг и её дня рождения  мы устраиваем это представление.

 Разыгрывается произведение «А, здравствуйте...».

После слов: «...занавес может открываться» СЛАЙД №2.
Пятеро ребят разыгрывают сценку «Спасительный монтаж».

Ведущий ( роли ведущих распределены между учениками 3 класса, а наизусть стихи и инсценировки показывают и 1, и 3 классники).

Агния Львовна Барто родилась в начале XX века, 17 февраля 1906 года.

Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие весёлые стихи писать?».

«Сколько живу, а  школы такой не встречала», смеясь отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто это не о них, а ком – то другом сочинили эти эпиграммы…

Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был её отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен И.Крылова, а выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния Барто была совсем маленькой и не умела ещё читать, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги  и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи.

   Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Агния Львовна окончила хореографическое училище, танцевала в балетной труппе.

На выпускной вечер этого хореографического училища приехал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Агния Львовна под музыку Шопена танцевала, принимая различные трагические позы, и читала свои стихи под похоронный марш. Говорят, что Луначарский, с трудом сдерживая улыбку, сказал, что она обязательно будет писать веселые стихи.

СЛАЙД 3

Три девочки друг за другом, как на карусели, читают стихи «Песенка про Петю».
Две девочки изображают персонажей стихотворения «Шуточка про Шурочку» – ученицу и учительницу.

Ведущий . Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои стихи она написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика, грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других. 

СЛАЙД 4

Дети разыгрывают сценку «Любитель-рыболов».

Ведущий . Как вы думаете в какой из этих книг можно найти это стихотворение?

Ведущий . Сатира Барто меткая, острая, но не злая. Автор знает, что у ребенка все впереди, и он может избавиться от своих слабостей и недостатков. Вкнижке «Про слёзы и дела» ребята нашли вот такие стихи…

Дети разыгрывают стихотворение «Копейкин». Далее читают стихотворение «Лешенька, Лешенька».
Несколько девочек изображают плачущий хор прикрепленных к Лешеньке, а сам Алексей взбирается на стул и изображает памятник.

СЛАЙД 5

Ведущий . Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:

Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

Почему ты решил, что это про тебя?

Так в классе все говорят.

А тебе сколько лет?

Десять.

А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было... 

Ведущий . Много писем писали  Агнии Львовне. Писали и дети , и взрослые. Перечитываем детское письмо к Агнии Львовне: «Я Вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда Вы порвались, я Вас склеила».

Ведущий . А вот еще одно письмо: «Мы хотим, чтобы Вы жили долго... Как слон».

Ведущий . Барто всегда писала впрок, чтобы стихотворение вырастало вместе с читателем. Она всегда шла навстречу одному поколению и провожала другое.

Болельщик, Петя и бабушка представляют сценку «Петя на футболе».

Ведущий . Стихи Агнии Львовны критика сравнивала со страной мягких детских игрушек. Они легко запоминаются. Их ритм сродни ритму озорной девчонки, скачущей на одной ножке и играющей в классики.

 Ребята слушают стихотворение  «В театре »  в исполнении  Рины  Зелёной.

Ведущий . Детская литература – это особый жанр. Нельзя просто писать стишки для детей и считаться детским автором. Из одной поэтессы Барто можно было бы сделать много детских поэтов. Поэтому с ней всегда весело и не хочется расставаться...

СЛАЙД 6

 Звучит запись  голоса  А.Л.Барто, которая читает свои стихи Фрагмент видеофильма.

Ведущий . Вот и подходит к концу наше представление. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ. Ведь Агния Львовна барто  - это ещё и сценарист. Фильмы и мультики  по её стихам и  прозе входят в нашу жизнь лет с 3 – 4….

СЛАЙД 7

Учитель.  — Что вы узнали об А. Барто?

- Почему же  мальчик, позвонивший А. Барто, думал, что ее стихи именно о нем?

- Какие произведения вам запомнились? Что вы услышали впервые ?

- В чём СЕКРЕТ долгой жизни  произведений А.Л.Барто.

СЛАЙД 8

Поиграем. Ребятам предлагаются игры «Подбери пару»,  « Весёлый кроссворд », «Радио театр», которые составлены на основе стихов  А.Барто  и подразумевают и выразительное  чтение стихов с листа, и знание текстов ,и  возможность работы с книгами с выставки, обсуждение заданий со взрослыми .( Приложения см.)

Звучит  песня  В.А. Долиной «Бабушка Барто»:

На ходу качается бычок.
Он как первоклассник-новичок.
Бабушка сейчас его подхватит
И умчится в Вышний Волочок.

Кто такая бабушка Барто?
Пару лет назад или все сто –
Что она тогда такое знала,
Что потом не выяснил никто?

 

 Дети, пришедшие в школу, с первых учебных дней должны запомнить множество правил и порядков. Ребята должны научиться жить и общаться в классном коллективе, научиться оценивать поведение своё и одноклассников. Посмотреть на себя со стороны помогут ребятам стихи Агнии Львовны Барто. К тому же инсценировки, заучивание стихов , чтение стихов и прозы перед аудиторией способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, развивает артистические способности ребят.

Можно просто рассказать детям о том, как надо и как не надо себя вести. А можно разыграть целое представление. Несомненно, что во втором случае дети запомнят гораздо больше .

Урок в литературной гостиной с элементами инсценировки и с привлечением старших друзей,  как нельзя лучше вписывается в курс обучения чтению  и перекликается с серией уроков по окружающему миру в теме « Мы теперь школьники».

При подготовке  этого  ( и подобных уроков в литературной гостиной) ребята читали книги А.Л.Барто, делали записи в читательские дневники, рисовали рисунки к стихам , УЧИЛИ СТИХИ НАИЗУСТЬ ( по 2-3 стихотворения), организовывали мини  выступления в группах, причём в секрете друг от друга, что способствовало развитию памяти ребят, реализации и развитию артистических способностей. А время репетиций послужило временем для общения ребят друг с другом, возможности высказать своё мнение  и предложить свои игры и конкурсы  для урока и  последующих занятий вне урока.

В классном часе приняли участие старшие друзья первого класса, ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ,  что послужило продолжением такой акций школы как «Старший друг».

Урок прошёл очень динамично, интересно  и , безусловно, с пользой для ребят и педагогов.

                                        

 

   

Использованная литература:

1. Начальная школа « 1 сентября» 2009год, Сценарий Аллы  МАРТЫНОВОЙ, учителЯ  школы № 1276,
г. Москва  ;

2. А.Л.Барто « СТИХИ »

3.  http://nnm.ru/blogs/spiridonn/barto-volova-agniya-lvovnayu-dnyu-rozhdeniya-posvyashaetsya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

"С чего начинается Родина?" - встреча в литературной гостиной 4 класс

Встреча в литературной гостиной "С чего начинается Родина?" направлена на  расширение представлений детей о литературных жанрах; воспитание патриотизма через восприятие литературного творчес...

Урок- путешествие по творчеству А.Л.Барто

Внеклассное заняти по творчеству А.Л.Барто...

Викторина посвящённая творчеству А.Л.Барто "Хочу, чтоб жили хорошо Вы!" - проведённая в 3 классе

Викторина предназначена для детей начальных классов. Данную работу можно использовать для бесед, предметных недель,  классных часов и внеклассных мероприятий.[[{"type":"media","view_mode":"media_...