Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект  открытого урока.      2 класс.

Тема: Стихи  С. Я. Маршака.  «О мальчиках  и девочках».

Цели урока: 1.Познакомить учащихся  с новым произведением, прививать

                         любовь к  чтению, работать над выразительностью.

                      2.Создать условия для постижения учащимися  словесного    

                          художественного образа.

                      3. Развивать речевые  умения, навыки диалогической,

                          монологической речи.

                      4. Развивать умения работать в группе.

Опережающие задания для групп:

 

Группа 1.Подготовить  библиографическую справку о жизни  и творчестве

                 С.Я. Маршака.

Группа 2.Выучить  наизусть своё любимое стихотворение  С.Я.Маршака.

Группа 3.Подготовить выставку  книг  переводов С.Я.Маршака.

Задание для всех групп: найти в словаре значения слов: поэт, критик, переводчик, редактор.

                                                      Ход урока.

1. Введение  в урок.

Слайд1. Урок поэзии.

Уч.  Каковы наши задачи на уроке  поэзии?

Д. – Выступаем  в роли исследователей.

Уч. Что исследуем?

Д. Какие образы создал поэт.

     Какие  приёмы использовал.

     Какую тайну хотел нам открыть, чем хотел поделиться: какими мыслями

     или переживаниями.

2.Постановка  темы и цели урока.

   С творчеством какого поэта мы сегодня продолжим знакомство?

   Д. С творчеством С.Я.Маршака.

    Уч. Какие толкования слова поэт  вы нашли?

    Д. «Поэт- человек, одарённый природою способностью чувствовать,     сознавать поэзию и представлять её словами, творить  изящество».

  «Поэт- писатель, автор стихотворных, поэтических произведений.

3. Работа по теме урока.

    1) Краткая библиографическая справка. Слайд 2,3.

       Выступление  1 группы.

    2)Итак, мы выступаем в роли исследователей.

        Откройте учебник на стр. 106. Прочитайте, что мы будем исследовать?

        Уч. К мнению какого человека  нам предлагают обратиться?

         Д. Авторитетного человека.

         Уч. Кого называют авторитетным человеком?

         Д.  Человека, заслуживающего безусловного доверия.

         Уч.Почему поэта мы можем назвать таким человеком?

         Д. Поэт- это человек, которому есть что сказать  людям, у него есть

              наблюдения,   переживания, которые интересны другим.

              Поэт – это  тот, кто заставляет увидеть окружающий мир по- новому,

              увидеть  то, что не замечал, мимо чего пробегал.

              Поэт открывает людям тайну.

   3).Первичное чтение.

        Уч. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

               Какое настроение оно вызывает?

     Уч.    Кто готов ответить на вопрос?

      Д.     Стихотворение  смешное.

      Уч.   Почему?

      Д.    Вопросы  серьёзные,  а ответы смешные.

   4). Повторное чтение. Анализ.

        Уч. Прочитайте 1 часть, кому она посвящена?

               Почему именно такой  ответ даётся на вопрос?

         Д.  Многие мальчики любят исследовать подобные предметы.

         Уч. Прочитайте  2 часть. Почему про девочек такой ответ.

          Д. Большинство девочек любят сладкое, вкусное.

          Уч. Вы согласны с этими ответами? Объясните своё мнение.

                 Чтобы вы добавили к ответу? Может вы любите что-то другое?

                   Объясните  нам.

     5) Выразительное чтение стихотворения.

 

4. Продолжение работы по теме урока.

    Прочитайте, что написано под стихотворением.

    Какая связь между С.Я.Маршаком и народным английским фольклором?

    Д. С.Я.Маршак- переводчик,  жил и учился в Англии.

    Уч. Кто нашёл толкование слова  переводчик?

     Д. Специалист по переводам с одного языка на другой.

     Послушайте ещё 2 стихотворения перевода С.Я.Маршака, я думаю, они вам  знакомы. Но послушайте их в исполнении профессиональных артистов.

               Слайд 4-5. Звучат стихи «Робин-Бобин»  Аудиозаписи.

Обсуждение.

Сейчас  также выразительно нам расскажут стихи ребята из 2 группы, которые они подготовили дома.

Чтение  стихов наизусть.

5. Связь между видами искусств.

   Уч.Как бы вы ответили на  вопрос- литература- это наука или искусство?

         Дети высказывают своё мнение.

   Уч. Докажите.

    Д.Наука, т.к. изучают в школе, есть специальные слова и термины.

        Искусство, т.к. заставляет человека задуматься, иногда чему-то порадоваться, иногда загрустить.

     Уч. О каких ещё видах искусства мы говорим на уроках?

      Д. О живописи, о музыке.

   

6. Работа с «Картинной галереей».

    Уч. Найдите в «Картинной галерее» работу Ильи Ефимовича Репина

     «Стрекоза». Портрет дочери художника.

    Анализ картины по вопросам.

    Как и когда ( в какое время года и дня)  И.Е.Репин пишет дочь?

    Почему художник, написавший портрет дочери даёт ещё одно название

     «Стрекоза»?

    Каких по характеру детей так называют?

    Что  же имел в виду Илья Репин,  назвавший портрет дочери «Стрекоза?»

     Может быть, сходство одежды?

     Рассмотрите плате девочки.

      А может быть важнее характер?

     Что важнее при создании образа: внешность или характер?

     Можем ли мы что-то сказать о характере девочки, судя по её позе и «манерам»?

      Может быть это  «паинька», послушная и робкая девочка?

      Она будет просить помощи или сама  прыгнет?

       Можем ли мы судить по характеру девочки по выражению её лица?

7. Обобщающая беседа.

   Уч. Похожа ли Верочка на  девочек из стихотворения С. Я.Маршака?

    Д.  Нет,не похожа.

    Уч. Почему?

      Уч. Какой вывод мы можем сделать?

      Д.   Все дети разные.

      Уч. Это хорошо или плохо?

      Вот и у  нас на уроке  дети работали по-разному. Оцените свой вклад в урок.  Что получилось. Над чем ещё нужно поработать.

8.Итог урока. Домашнее задание по выбору.

                         1. Выучить стихотворение С.Я.Маршака «О мальчиках  и

                              девочках»  наизусть.

                         2.Составить устное сочинение на тему «Похожа ли Верочка

                            на меня или на кого-нибудь из моих друзей».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака

Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....

Урок - путешествие по страницам книг С.Маршака

Сегодня, ребята, вас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком 3 ноября - день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей. Имя С.Я. Маршака с детства знакомо каждому из на...

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

презентация и конспект урока по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

На уроке дети узнают о новом жанре литературного произведения, учатся работать над ним......

Методическая разработка по литературе.Тема: Д.Хармс, С.Маршак "Весёлые чижи".

Урок по литературному чтению для 2 класса (УМК "Школа России"Л.Ф. Климанова и др.)Цели: продолжить формирование у  учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие...

Презентация к плану-конспекту по литературе.Тема: Д.Хармс, С.Маршак "Весёлые чижи".

В этой презентации помещены иллюстрации к произведениям авторов, иллюстрированная словарная работа, физкультминутка для глаз, творческая работа и т.д....

С Я Маршак Презентация к урокам литературы 1-4 класс

Презентация содержит иллюстрации к произведениям С Я Маршака, загадки, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе...