Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развитию интереса к литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_samuila_yakovlevicha_marshaka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

***Гусева Светлана Сергеевна*** (с)

Творчество Самуила Яковлевича Маршака

Литературная гостиная

Цели занятия:

- расширить знания детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака;

- упражнять детей в выразительном чтении стихотворений;

- развивать речевые умения и творческие способности;

- способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Оборудование:

- выставка книг с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;

- портрет писателя;

- карточки с отрывками из произведений, загадками автора.

Ход занятия

  1. Введение

Сегодня мы поговорим о творчестве выдающегося русского писателя. О ком? Вы узнаете, если выполните следующее задание.

На доске зашифрована фамилия писателя. С помощью знания порядкового номера каждой буквы алфавита, отгадайте слово.

14

1

18

26

1

12

Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Ещё Самуил Маршак написал хорошо знакомые вам песни для спектакля Центрального детского театра «Приключения Чиполлино» по сказке Джанни Родари.

        Самуил Яковлевич Маршак прожил 79 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе. Давайте и мы посвятим свое занятие изучению литературного творчества этого замечательного поэта.

  1. «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

«Усатый-полосатый»

- Знаете ли вы сказку «Усатый-полосатый»?

- Назовите главных героев этого произведения.

- Сколько лет было девочке?

- Как ухаживала девочка за котенком?

        Проверить, насколько внимательно дома вы читали эту историю, нам поможет следующее задание.

        Прочитайте слова:

                ГУЛЯТЬ

                СПАТЬ УКЛАДЫВАТЬ

                УЧИТЬ ГОВОРИТЬ

                ВЫКУПАТЬ

                КОРМИТЬ

        Расположите эти карточки со словами – действиями девочки в той последовательности, в которой героиня ухаживала за котенком.

«Сказка о глупом мышонке»

- Знакома ли вам «Сказка о глупом мышонке»?

- О чем попросил мышонок свою маму?

- Выполнила ли мама просьбу мышонка?

Назовите животных, которые приходили «детку покачать».

Прочитайте слова:

        УТКА                        ОЧЕНЬ СТРАШНО

        ЖАБА                        ВОВСЕ НЕ УСНЕШЬ

        ЛОШАДЬ                        СЛИШКОМ ТИХО

        СВИНКА                        ОЧЕНЬ СЛАДКО

        КУРИЦА                        ОЧЕНЬ СКУЧНО

        ЩУКА                        СЛИШКОМ ГРОМКО

        КОШКА                        ОЧЕНЬ ГРУБО

Подберите к каждому животному-няньке замечания мышонка.

- Какую ошибку совершила мама?

Придумайте свое окончание сказки.

«Сказка об умном мышонке»

- Знакома ли вам «Сказка об умном мышонке»?

- Расскажите, как мышонок перехитрил кошку?

- Удалось ли мышонку поиграть с животными, которых он повстречал у себя на пути?

- Почему мышонок не согласился играть с ежами и совой?

- В какие игры предлагали мышонку поиграть звери?

Прочитайте выразительно отрывки из этой сказки, вставляя пропущенные слова:

Карточка 1

Унесла мышонка кошка

И поет: Не бойся, крошка!

Поиграем час- другой

В …, дорогой.

Карточка 2

Говорит мышонок Мурке:

- Ну, тогда сыграем в … .

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

Карточка 3

- В кошки-мышки или жмурки? –

Говорит мышонок юркий.

- Нет, не в жмурки. Мы хорьки,

Больше любим «…».

Карточка 4

Стали звать мышонка белки:

Выходи играть в …!

- У меня, - он говорит, -

Без игры спина горит!

Карточка 5

Вот идет моя хозяйка,

С ней в … поиграй-ка

А со мною в …

Выходи скорей, я жду!

«Багаж»

- Знаете ли вы историю о даме, которая сдавала багаж?

О том, какие вещи сдавала дама в багаж, вы узнаете, если расшифруете слова.

Помогут вам в этом порядковые номера букв алфавита.

5

10

3

1

15

25

6

14

16

5

1

15

19

1

12

3

16

33

8

12

1

18

20

10

15

1

12

16

18

9

10

15

1

12

1

18

20

16

15

12

1

19

16

2

1

25

16

15

12

1

  1. «Путешествие в далекие страны»

Знаете ли вы английские народные песенки, которые перевел Самуил Яковлевич Маршак?

Прочитайте слова из песенок и правильно назовите героев произведений народного творчества Англии:

        СИДЕЛ                        ПШЕНИЦА                ТЕЛЕНОК

        СВАЛИЛСЯ                СИНИЦА                        ОВЕЧКИ

        НЕ МОЖЕТ                КОТ                                БАРАН

        СОБРАТЬ                ХВОСТ                        КОРОВА

                                        КОРОВА                        КОНЬ

                                        ПАСТУХ                        ТЕЛЕГА

(Шалтай-Болтай, Джек, Робин-Робин.)

        Самуил Яковлевич Маршак перевел замечательные сказки. (Учитель читает название сказок, отрывки из них.)

Сказка о глупости

И. Франко

- Помилуй! – просит птичка. –

Я ростом с ноготок,

Всего комочек пуха

Да мяса на глоток.

Пусти меня на волю,

Доволен будешь сам.

Хороших три урока

Тебе за это дам.

- Кого просит птичка?

- Какие три урока может дать птичка?

- Об этом вы сможете узнать, если прочитаете эту сказку.

От чего кошку назвали кошкой

Монгольская народная сказка

Стали думать старик со старухой:

- Подрастет наш черноухий.

Мы вскормили его и вспоили,

Только дать ему имя забыли.

- Кому забыли дать имя старик со старухой?

- От чего кошку назвали кошкой?

Ответы на эти вопросы вы найдете в сказке, которую перевел Самуил Маршак.

От чего у месяца нет платья

Сербская народная сказка

Заглянул полумесяц к портному,

Не к небесному, а к земному.

- Сшей, мне, мастер, нарядное платье.

Буду по небу в праздник гулять.

- От чего у месяца нет платья?

- Может быть, портной отказался шить месяцу наряд?

Прочитав эту сказку, вы сможете ответить на вопрос сказки: «От чего у месяца нет платья?»

«Сказка про спички»

Ганс Христиан Андерсен

У всех вещей, как у людей,

Дурные есть привычки.

Гордились знатностью своей,

Живя  на кухне, спички.

- О какой знатности спичек идет речь, вы узнаете, если прочтете эту интересную сказку.

Если вы заинтересовались тем, что произойдет с героями дальше, можно взять эти сказки из нашей классной библиотеки  и прочитать.

  1. «Отгадай загадки»

Самуил Яковлевич Маршак сочинил много интересных загадок.

- Что такое загадка?

- Для чего сочиняют загадки?

Некоторые из них мы прочитаем и отгадаем. Читайте загадки выразительно целыми словами:

Карточка 1

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

Карточка 2

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.

Карточка 3

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожи мы, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью – под кроватью.

Карточка 4

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для внешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят!

  1. «Прочитай и нарисуй»

Работа в группах.

Есть у Самуила Маршака замечательная книга. Не простая, а разноцветная. Она так и называется «Разноцветная книга».

Почему она так называется, мы узнаем, если прочитаем некоторые из её страниц.

Прочитайте внимательно страницы из «Разноцветной книги». (Учащиеся в группах читают стихотворения, отмечают слова, обозначающие предметы.)

Вопрос первой группе учащихся:

- Назовите те предметы, о которых написано в «Зеленой странице».

Вопрос второй группе:

- О чем повествует автор в «Синей странице»?

Вопрос третьей группе:

- О какой стране не рассказал Маршак в «Желтой странице»?

Вопрос четвертой группе учащихся:

- С чем сравнивает писатель тетрадь ученика в «Белой странице»?

Ваша задача совместно нарисовать свою страницу, обязательно отметив те предметы, о которых рассказал Самуил Маршак.

Посмотрите, какая интересная книга получилась у нас!

        

  1. Итог занятия

- Что нового вы узнали о Самуиле Яковлевиче Маршаке  и о его творчестве?

- Захотелось ли вам перечитать знакомые строки из его произведений?

- Кто решил прочитать истории и сказки, которые перевел на русский язык писатель?

- Знаете ли вы, какой пожелание оставил Самуил Маршак своим читателям-друзьям?

Чтение «Пожелания друзьям» С.Я. Маршака.

Урок подготовила
учитель начальных классов МОУ  школа №13 с УИОП  
Гусева Светлана Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Про козла"

Цель:·         познакомить уч-ся с одним из литературных жанров – пьесой;·         выявить существенные ...

Урок литературного чтения. С.Я.Маршак Драматическая сказка "Двенадцать месяцев"

Данный урок расширяет знания детей о творчестве С.Я.Маршака, знакомит со сказкой-пьесой "Двенадцать месяцев", расширяет круг нраавственных представлений школьников....