Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие .Викторина "70 летию битвы под Москвой посвящается"
    классный час по чтению (3 класс) по теме

    Панина Марина Ивановна

    Чтение рассказов С.Алексеева о битве под Москвой с последующим проведением викторины

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл general_zhukov.docx12.09 КБ
    Файл dom.docx13.14 КБ
    Файл moskovskoe_nebo.docx13.28 КБ
    Файл podvig_u_dubosekova.docx12.5 КБ
    Файл troe.docx12.68 КБ
    Файл viktorina_po_rasskazam_1.docx16.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГЕНЕРАЛ ЖУКОВ

       Командующим Западным фронтом — фронтом, в состав которого входило большинство войск, защищавших Москву, был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.
       Прибыл Жуков на Западный фронт. Докладывают ему штабные офицеры боевую обстановку.
       Бои идут у города Юхнова, у Медыни, возле Калуги.
       Находят офицеры на карте Юхнов.
       — Вот тут, — докладывают, — у Юхнова, западнее города… — и сообщают, где и как расположены фашистские войска у города Юхнова.
       — Нет, нет, не здесь они, а вот тут, — поправляет офицеров Жуков и сам указывает места, где находятся в это время фашисты.
       Переглянулись офицеры. Удивлённо на Жукова смотрят.
       — Здесь, здесь, вот именно в этом месте. Не сомневайтесь, — говорит Жуков.
       Продолжают офицеры докладывать обстановку.
       — Вот тут, — находят на карте город Медынь, — на северо-запад от города, сосредоточил противник большие силы, — и перечисляют, какие силы: танки, артиллерию, механизированные дивизии…
       — Так, так, правильно, — говорит Жуков. — Только силы не вот здесь, а вот тут, — уточняет по карте Жуков.
       Опять офицеры удивлённо на Жукова смотрят. Забыли они про дальнейший доклад, про карту.
       — Слушаю дальше, — сказал командующий.
       Вновь склонились над картой штабные офицеры. Докладывают Жукову, какова боевая обстановка у города Калуги.
       — Вот сюда, — говорят офицеры, — к югу от Калуги, подтянул противник мотомехчасти. Вот тут в эту минуту они стоят.
       — Нет, — возражает Жуков. — Не в этом месте они сейчас. Вот куда передвинуты части, — и показывает новое место на карте.
       Остолбенели штабные офицеры. С нескрываемым удивлением на нового командующего смотрят. Уловил Жуков недоверие в глазах офицеров. Усмехнулся.
       — Не сомневайтесь. Всё именно так. Вы молодцы — обстановку знаете, похвалил Жуков штабных офицеров. — Но у меня точнее.
       Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб — поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения.
       Во многих битвах принимал участие генерал, а затем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков — выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны. Это под его руководством и под руководством других советских генералов советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях и разбили фашистов в Великой Московской битве.



    Предварительный просмотр:

    ДОМ
    Советские войска стремительно продвигались вперёд. На одном из участков фронта действовала танковая бригада генерал-майора Катукова. Догоняли врага танкисты.
       И вдруг остановка. Взорванный мост впереди перед танками. Случилось это на пути к Волоколамску в селе Новопетровском. Приглушили танкисты моторы. На глазах уходят от них фашисты. Выстрелил кто-то по фашистской колонне из пушки, лишь снаряды пустил по ветру.
       — Ауфвидерзеен! Прощайте! — кричат фашисты.
       — Бродом, — кто-то предложил, — бродом, товарищ генерал, через речку.
       Посмотрел генерал Катуков — петляет река Маглуша. Круты берега у Маглуши. Не подняться на кручи танкам.
       Задумался генерал.
       Вдруг появилась у танков женщина. С нею мальчик.
       — Лучше там, у нашего дома, товарищ командир, — обратилась она к Катукову. — Там речка уже. Подъём положе.
       Двинулись танки вперёд за женщиной. Вот дом в лощине. Подъём от речки. Место здесь вправду лучше. И всё же… Смотрят танкисты. Смотрит генерал Катуков. Без моста не пройти тут танкам.
       — Нужен мост, — говорят танкисты. — Брёвна нужны.
       — Есть брёвна, — ответила женщина.
       Осмотрелись танкисты вокруг — где же брёвна?
       — Да вот они, вот, — говорит женщина и показывает на свой дом.
       — Так ведь дом! — вырвалось у танкистов.
       Посмотрела женщина на дом, на воинов.
       — Да что дом — деревяшки-полешки. То ли народ теряет… О доме ль сейчас печалиться, — сказала женщина. — Правда, Петя? — обратилась к мальчику. Затем снова к солдатам: — Разбирайте его, родимые.
       Не решаются трогать танкисты дом. Стужа стоит на дворе. Зима набирает силу. Как же без дома в такую пору?
       Поняла женщина:
       — Да мы в землянке уж как-нибудь. — И снова к мальчику: — Правда, Петя?
       — Правда, маманя, — ответил Петя.
       И всё же мнутся, стоят танкисты.
       Взяла тогда женщина топор, подошла к краю дома. Первой сама по венцу ударила.
       — Ну что ж, спасибо, — сказал генерал Катуков.
       Разобрали танкисты дом. Навели переправу. Бросились вслед фашистам. Проходят танки по свежему мосту. Машут руками им мальчик и женщина.
       — Как вас звать-величать? — кричат танкисты. — Словом добрым кого нам вспоминать?
       — Кузнецовы мы с Петенькой, — отвечает, зардевшись, женщина.
       — А по имени, имени-отчеству?
       — Александра Григорьевна, Пётр Иванович.
       — Низкий поклон вам, Александра Григорьевна. Богатырём становись, Пётр Иванович.
       Догнали танки тогда неприятельскую колонну. Искрошили они фашистов. Дальше пошли на запад.
       Отгремела война. Отплясала смертями и бедами. Утихли её сполохи. Но не стёрла память людские подвиги. Не забыт и подвиг у речки Маглуши. Поезжай-ка в село Новопетровское. В той же лощине, на том же месте новый красуется дом. Надпись на доме: «Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым за подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны».
       Петляет река Маглуша. Стоит над Маглушей дом. С верандой, с крылечком, в резных узорах. Окнами смотрит на добрый мир.



    Предварительный просмотр:

    МОСКОВСКОЕ НЕБО

       Было это ещё до начала Московской битвы.
       Размечтался в Берлине Гитлер. Гадает: как поступить с Москвой? Мучается — что бы сделать такое необычное, оригинальное. Думал, думал…
       Придумал такое Гитлер. Решил Москву затопить водой. Построить огромные плотины вокруг Москвы. Залить водой и город, и всё живое.
       — Сразу погибнет всё: люди, дома и Московский Кремль!
       Прикрыл он глаза. Видит: на месте Москвы бездонное плещется море!
       — Будут помнить меня потомки!
       Потом подумал: «Э-э, пока набежит вода…»
       — Ждать?!
       Нет, не согласен он долго ждать.
       — Уничтожить сейчас же! В сию минуту!
       Подумал Гитлер, и вот приказ:
       — Разбомбить Москву! Уничтожить! Снарядами! Бомбами! Послать эскадрильи! Послать армады! Не оставить камня на камне! Сровнять с землёй!
       Выбросил руку вперёд, как шпагу:
       — Уничтожить! Сровнять с землёй!
       — Так точно, сровнять с землёй, — замерли в готовности фашистские генералы.
       22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, фашисты совершили первый воздушный налёт на Москву.
       Сразу 200 самолётов послали в этот налёт фашисты. Нагло гудят моторы.
       Развалились в креслах своих пилоты. Всё ближе Москва, всё ближе. Потянулись фашистские лётчики к бомбовым рычагам.
       Но что такое?! Скрестились в небе ножами-шпагами мощные прожекторы. Поднялись навстречу воздушным разбойникам краснозвёздные советские истребители.
       Не ожидали фашисты подобной встречи. Расстроился строй врагов. Лишь немногие самолёты прорвались тогда к Москве. Да и те торопились. Бросали бомбы куда придётся, скорей бы их сбросить и бежать отсюда.
       Сурово московское небо. Крепко наказан непрошеный гость. 22 самолёта сбито.
       — Н-да… — протянули фашистские генералы.
       Задумались. Решили посылать теперь самолёты не все сразу, не общей кучей, а небольшими группами.
       — Будут наказаны большевики!
       На следующий день вновь 200 самолётов летят на Москву. Летят небольшими группами — по три, четыре машины в каждой.
       И снова их встретили советские зенитчики, снова их отогнали краснозвёздные истребители.
       В третий раз посылают фашисты на Москву самолёты. Неглупыми, изобретательными были генералы у Гитлера. Новый придумали план генералы. Надо самолёты послать в три яруса, решили они. Одна группа самолётов пусть летит невысоко от земли. Вторая — чуть выше. А третья — и на большой высоте, и чуть с опозданием. Первые две группы отвлекут внимание защитников московского неба, рассуждают генералы, а в это время на большой высоте незаметно к городу подойдёт третья группа, и лётчики сбросят бомбы точно на цели.
       И вот снова в небе фашистские самолёты. Развалились в креслах своих пилоты. Гудят моторы. Бомбы застыли в люках.
       Идёт группа. За ней вторая. А чуть поотстав, на большой высоте, третья. Самым последним летит самолёт особый, с фотоаппаратами. Сфотографирует он, как разрушат фашистские самолёты Москву, привезёт напоказ генералам…
       Ждут генералы известий. Вот и возвращается первый самолёт. Заглохли моторы. Остановились винты. Вышли пилоты. Бледные-бледные. Едва на ногах стоят.
       Пятьдесят самолётов потеряли в тот день фашисты. Не вернулся назад и фотограф. Сбили его в пути.
       Неприступно московское небо. Строго карает оно врагов. Рухнул коварный расчёт фашистов.
       Мечтали фашисты и их бесноватый фюрер уничтожить Москву до основ, до камня. А что получилось?
       Биты фашисты. Москва же стоит и цветёт, как прежде. Хорошеет от года к году.



    Предварительный просмотр:

    ПОДВИГ У ДУБОСЕКОВА

       В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по дивизии генерала Панфилова.
       Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.
       Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.
       Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:
       — Батюшки, двадцать штук!
       Усмехнулся Клочков:
       — Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.
       — Меньше, — сказал рядовой Емцов.
       — Конечно, меньше, — сказал Петренко.
       Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.
       Вступили герои в бой.
       — Ура! — разнеслось над окопами.
       Это солдаты первый подбили танк.
       Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.
       Рассмеялся сержант Петренко:
       — Поперхнулся, видать, разбойник.
       — Эка же, хвост поджал.
       Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков.
       Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.
       — Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.
       — Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты.
       — Москва!
       Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат.
       Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.
       Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.
       Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково — для каждого русского сердца дорогое, святое место.



    Предварительный просмотр:

    ТРОЕ


    Осташевский район — глубинный, дальний в Московской области. Деревня Бутаково в Осташевском районе — дальняя. Отступали фашисты через Бутаково. Тянулись с утра и до самого вечера. Не успели пройти всё засветло. Один из фашистских отрядов остался в деревне на ночь. Избы здесь спалены. В землянках укрылись жители.
       Однако на окраине деревни сохранился большой сарай. В нём и разместились фашисты на ночь.
       Хорошо им под крышей. Ветер не дует. Снег не сыплет. Только холод страшный стоит в сарае.
       О тепле, о костре стали мечтать фашисты. Покрутились вокруг сарая: не видно ли рядом дров? В лес же идти опасно. Разыскали щепок, собрали малость. Зажгли. Огонь улыбнулся теплом и замер. Лишь запах дыма, тепла оставил. Дразнит фашистов запах.
       Прижались солдаты покрепче друг к другу. Стали дремать фашисты. Вдруг слышат скрип на снегу за сараем. Встрепенулись солдаты. Автоматы немедля в руки. Ясно врагам: «Партизаны!» Однако видят — идут ребята. Школьники. Трое. Сапоги на одном огромные. Другой в треухе добротном заячьем. Третий солдатским ремнём затянут.
       Подошли мальчишки, остановились. Смотрят на них фашисты. Не опускают пока автоматы.
       — Партизаны?! — взвизгнул один из фашистов. Взвизгнул и сам смутился. Видит же он и другие видят — перед ними стоят ребята.
       Отделился от мальчишек тот, что в треухе. Был он ростом чуть-чуть повыше. Шагнул к сараю. Рассмотрели фашисты за спиной у подростка что-то.
       — Цурюк! Назад! — закричали фашисты.
       Остановился мальчишка. Ношу на землю сбросил. Смотрят фашисты охапка лежит с дровами.
       — Берите, — сказал мальчишка.
       Вырвалось тут у солдат удивление:
       — О-о-о! Гут! Карашо!
       Опустили они автоматы! Дал подросток сигнал товарищам. Отошли на минуту двое. Отошли и тут же вернулись. И у этих охапки в руках с дровами.
       Вспыхнул огонь в сарае. Потянуло теплом от дров. Греют руки солдаты, спины. Чуть ли не лезут в костёр с ногами.
       Понравились им ребята. И тот, что в треухе заячьем, и тот — в сапогах огромных, и тот, что солдатским ремнём затянут.
       Пылает костёр. Дрова, как сахар в горячем стакане, тают. Показал на дрова тот, что в треухе, обратился к фашистам:
       — Нох? Ещё?
       — Нох! Нох! — закричали в ответ фашисты.
       Ушли ребята. Где-то ходили. Вернулись снова. Снова дрова в руках. Сложили ребята дрова в сторонку. А тот, что в треухе, явился со связкой хвороста. Скинул он хворост — и прямо в костёр всю связку. Ещё сильнее взметнулось пламя.
       Побежало тепло ручьями. Довольны фашисты:
       — О-о-о! Гут! Карашо!
       Смотрят, а где же мальчишки? Сдуло их словно ветром.
       Посмотрели солдаты на тьму, в ворота. И в ту же секунду раздался страшенный взрыв. Разнёс он сарай, а с ним и фашистов. В связке хвороста были заложены две противотанковые мины.
       Много отважных подвигов совершили под Москвой партизаны. Чем могли, помогали взрослым подростки и дети. Особенно тут, в Осташевском районе. Юным советским патриотам ныне памятник здесь стоит. В Осташеве. На площади. В самом центре.



    Предварительный просмотр:

    Викторина по рассказам С.Алексеева.

    Рассказ «Генерал Панфилов»

    1. Какое звание было у И.В.Панфилова?
    2. Сколько героев – панфиловцев?
    3. Сколько дивизий немцев ?
    4. Сколько шли бои?
    5. Как называет Панфилов артиллеристов?
    6. Как называет Панфилов пулемётчиков?  
    7. Как называет Панфилов истребителей?  
    8. Как называет Панфилов гранатомётчиков?
    9. Что велит срывать с фашистов Панфилов?
    10. Почему любят солдаты Панфилова?
    11. Куда последует солдат за генералом ?
    12. Как был одет Панфилов?

    Рассказ «У разъезда Дубосеково»

    1. Когда фашисты возобновили своё наступление на Москву?
    2. Где находится разъезд Дубосеково?
    3. Какая река протекает здесь?
    4. Сколько героев преградили путь фашистам здесь ?
    5. Кто возглавлял бойцов?
    6. Сколько танков увидели бойцы?
    7. «Меньше чем по одному на брата» сказал Клочков. Кто его поддержал?
    8. Сколько танков подбили сначала герои?
    9. Сколько уцелело фашистских танков?
    10. Сколько танков было следом?
    11. Как их называет автор?
    12. Кто произнёс знаменитые слова «Велика Россия , а отступать некуда, позади Москва»
    13. Кто погиб в этом бою?
    14. Что случилось с Клочковым? Что доказали герои – панфиловцы?

    Рассказ «Доватор»

    1. Какие войска принимали участие под Москвой вместе с другими войсками?
    2. Какие казаки?
    3. Какое звание было у Доватора? (
    4. Каких он кровей, откуда родом? Национальность Доватора? Кем был Доватор? Сколько назначили фашисты за поимку Доватора? С чем сравнивает автор неуловимого Довато

    Рассказ «Московское небо»

    1. О чём мечтал Гитлер?  
    2. Что придумал Гитлер? Москву затопить водой. Построить огромные плотины и город ,и всё живое затопить водой)
    3. Что он видел в своих мечтах закрыв глаза? Почему передумал Гитлер? (пока набежит вода долго ждать)
    4. Какой новый быстрый план придумал Гитлер? Что останется от Москвы? (ничего, не оставить камня на камне, сравнять с землёй)
    5. Когда был первый воздушный налёт на Москву
    6. Сколько самолётов послал Гитлер? (200)
    7. Сколько было сбито в небе под Москвой? Как решили немецкие генералы посылать самолёты? (не все сразу, а небольшими группами)
    8. Сколько самолётов было на следующий день? Как были расположены машины врага в третий раз? (ярусами)
    9. Сколько самолётов потеряли в третий раз? Как автор называет Московское небо? (неприступным, суровым)
    10. Сбылась ли мечта фашистов?

    Рассказ «Зоя»

    1. На каком километре от Москвы памятник Зое Космодемьянской?
    2. В какой школе училась Зоя до войны? ( в московской)
    3. Кто такие народные мстители? (партизаны)
    4. Как называли Зою в партизанском отряде? ( партизанка Таня)
    5. В какое село она шла с боевым заданием?( Петрищево)
    6. Когда её схватили фашисты ,и допрашивали- что она отвечала? (нет, не знаю, не скажу)
    7. Как пытали Зою? (ночью её выгоняли в одном нижнем белье, босую на снег)
    8. Где и как  казнили Зою?
    9. Какие последние слова Зои? (не бойтесь, жгите, бейте фашистов, будьте смелее,. Мне не страшно умирать за свой народ, нас 200 миллионов, всех не перевешаете, победа будет за нами)

    Рассказ «Дом»

    1. Где происходят события в рассказе? Кто был командиром танковой бригады?
    2. Зачем нужен мост танкистам? Что предложила женщина?(разобрать свой дом на мост)
    3. Кто первым начал разбирать дом? (хозяйка)
    4. Как фамилия женщины с мальчиком? (Кузнецовы Александра Григорьевна и Петр Иванович)
    5. Где собирались зимовать хозяева дома? (в землянке)
    6. Какой подвиг у речки Маглуши? ( разобран дом, построен мост, танкисты догнали фашистов и искромсали их)
    7. Когда был выстроен новый дом?( после войны)
    8. Какая надпись на доме? (Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым за подвиг, совершённый в годы великой Отечественной войны»

    Рассказ «Победа»

    1. Какая фамилия сержанта? (Егоров Михаил- московский рабочий)
    2. Фамилия младшего сержанта ? (Милитон Кантария – грузинский юноша)
    3. Какая миссия (почётное задание)довелось выполнить бойцам? (боевое знамя нужно было установить на здании рейхстага)
    4. Где состоялся парад Победы? (в Москве на Красной площади)
    5. Когда состоялся парад Победы? (24 июня 1945 г)

    Что несла особая


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К 70-летию битвы под Москвой посвящается.

    Материалы для уроков истории и окружающего мира.УМК "Школа России" Можно  использовать для оформления стенда....

    Сценарий праздника"70-летию битвы под Москвой посвящается!"

    Праздник проводился в з классе в конце ноября 2011г. в рамках конкурса"Учитель года"....

    70-летию битвы под Москвой посвящается.

    методическая разработка "О Родине, о подвиге , о славе" посвященная празднованию 70-летия битвы под Москвой....

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Битвы под Москвой

    Сценарий был разработан мной к торжественному мероприятию, посвящённому 70-летию Битвы под Москвой. В сценарий вошли стихотворения детей....

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Пролог Победы"

    Цели:гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;развитие познавательных интересо...

    Сценарий внеклассного мероприятия "75-летие битвы под Москвой"

    Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия к годовщине битвы под Москвой....

    Внеклассное мероприятие, посвященное 76-летию «Битвы под Москвой»

    Внеклассное мероприятие, посвященное 76-летию  «Битвы под Москвой»...