Разработка урока чтения в 3 классе по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Этот урок является первым в разделе "Глухая пора листопада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docxotkrytyy_urok_chteniya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе по программе «Школа 2100»

Тема: А.С. Пушкин «Осень». К. Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева. Учить анализировать лирические произведения: рассуждать, приводить примеры из текста, выделять главную мысль. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Минутка поэзии.

1.Чтение учителем стихотворения

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

_Что вы увидели, услышали, почувствовали?

_Что поэт хотел выразить в своем стихотворении?

3)Беседа о поэзии.

-Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии.

-Что такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведение, написанное стихами)

-Прочитайте предложения, написанные на доске. Как вы их понимаете?

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

-Что теперь вы скажете о поэзии?

(Поэзия – это красота)

Мы знаем 2 значения этого слова.

«Поэзия – стихи или произведения, написанные стихами.»

«Поэзия –красота и прелесть чего-либо»

(Из словаря Ожегова)

4)Речевая зарядка.

1)Дыхательная гимнастика.

А) «Задуй свечу»

Б) «В цветочном магазине»

В) «Медвежата»

2)Отработка дикции.

А)Скороговорка

Сенька с Санькой вез Соньку на санках.

(Медленно-быстро. Тихо-громко)

Б) Чистоговорка

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

-Кто это? (Жук)

-Какой звук помог вам отгадать загадку?

(Звук ж. Он в стихотворении встречается часто)

-Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты. Называется оно звукопись.

5)Слушание музыки.

А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы послушали отрывок из песни кабалевского «Наш край». И подумали, о чем эта песня.

6)Беседа о песне.

-Так о чем же эта песня?

-А как вы думаете, что такое Родина?

7) Проверка д/з.

Давайте вспомним, что я вам задавала на дом?

(Выучить стихотворение о Родине)

-А сейчас я хочу послушать, как вы можете передать любовь к Родине. Которую поэтесса Зоя Александровна хотела выразить в  своем стихотворении «Родина»

(3-4 чел) Оценки.

-Молодцы! Вы очень хорошо подготовили д/з.

8)Сообщение темы урока.

-Без любви к родной природе нет любви к Родине.  И сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с новым разделом, в котором поэты и писатели выразили  свою любовь к природе.

9) Постановка учебной задачи.

- Прочитайте название нового раздела (стр. 175).

- О чём будем читать?

- Почему пора листопада названа глухой?

(Варианты ответов).

- Найдите ответ на этот вопрос при чтении текста на странице 176.

- Какая проблема волнует Настю?

- Почему она решила, что осень разная?

- Почему у всех членов семьи разные представления об осени?

- Прочитайте высказывания. Какое из них можно считать истинным?

Осень – это листопад, яркие цветы на клумбах, ягоды, грибы, орехи…

Осень – это серые тучи, холодные дожди, грязь, заморозки, первый снег…

- Согласны ли вы с Настей?

- Что посоветовал Насте папа?

-Что мы должны выяснить при чтении стихотворений?

Какая она – осень?

Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

 Прочитать стихи русских поэтов.

 Представить картину жизни, настроение рассказчика, выделить главную мысль.

 Научиться выразительно читать эти стихотворения.

 

10) Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

11) Актуализация знаний.

- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи и насладиться многообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

- На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами. Каждый из них рисует свою осень. Прочитайте их имена.

- Что вы знаете об их творчестве?

- С кем уже встречались на страницах учебника? Какое имя видите впервые?

- Стихи написаны в разное время. Каждый увидел и описал осень по своему.

6) Знакомство с творчеством поэтов.

- Начинаем поэтический листопад:

 Звучит стихотворение А. С. Пушкина (аудиозапись).

 Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта.

 Подготовленный ученик читает стихотворение Ф. Тютчева.

- Понравились ли вам стихи? Какие чувства они у вас вызвали?

- Прочитайте про себя стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (акцентное вычитывание текста).

- Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять настроение рассказчика.

- Как Пушкин относился к осени? Какие чувства испытывал?

- Зачем он поделился с нами своими чувствами?

- Какова главная мысль стихотворения?

Выразительное чтение стихотворения.

- Давайте поработаем над следующим стихотворением в группах.

Каждая группа получает листок, на котором написан алгоритм действий:

 Прочитайте про себя.

 Подумайте, какую иллюстрацию можно нарисовать к этому стихотворению. Докажите текстом.

 Расскажите, какие чувства испытывает автор стихотворения, найдите в тексте слова, которые подтверждают это.

 Какова главная мысль стихотворения?

Проверка. Общеклассное обсуждение.

- Найдите в стихотворении К. Бальмонта строки, в которых поэт говорит об осени, как о живом существе.

- Как называется этот приём?

- С кем сравнивает поэт осень?

- Попробуйте заменить эти строки простыми словами: «Скоро начнётся осень, и пойдут дожди». Что изменилось в стихотворении?

Выразительное чтение стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

(самостоятельная работа в парах по алгоритму)

Проверка. Общеклассное обсуждение.

Выразительное чтение стихотворения.

7) Сравнительный анализ стихотворений.

- Можно ли сказать, что в стихотворениях описывается один период осени?

- Одинаково ли видят осень поэты? Что они чувствуют?

-Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева?

(Любовь к родной природе, умение увидеть красоту родной природы, передать её с помощью слов).

8) Домашнее задание.

Тетрадь по литературному чтению страница 21.

- Выпишите на эту страницу понравившиеся вам слова и выражения, с помощью которых поэты рисуют осень, осеннюю природу.

9) Рефлексия.

- Удалось ли вам ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока?

Какая она – осень?

Золотая, разноцветная или грустная, дождливая?

- Что нужно сделать, чтобы понять замысел автора?

- Чему мы можем поучиться у поэтов?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс УМК "Школа - 2100" А. Милн "Винни-Пух"

Урок чтения посвящён творчеству Алана Милна и Бориса Заходера.Цели урока:  познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям; обобщить знания детей по главе 3 книги А.Мил...

Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова

Предмет: чтениеПрограмма: развивающая система Л.В.ЗанковаКласс: первыйТема: Звуки [в][в]. Буква В в.Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.Тип урока: отк...

Разработка урока чтения 3 класс. Тема Е. Чарушин "Кабан"

Конспект урока по изучению проиведения Е. Чарушина "Кабан"....

Методическая разработка урока чтения 6 класс обучающхся с ОВЗ.

Цель: выразительное чтение стихотворения В.А.Жковского «Жаворонок»Задачи:- формирование умения выразительно читать стихотворение  В.А.Жуковского «Жаворонок»;- возбудить ин...

Разработка урока чтения. 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе на тему " О братьях наших меньших"...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»

Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются  условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала,  через создание авторс...