Библиотечные уроки
методическая разработка по чтению по теме

Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblio_uroki.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты  занятий спецкурса « Библиотечные уроки».

Урок  1.

Тема : «Понятие об информационном запросе».

Цели: 1. Знакомство со способами ориентировки в « море книг», с правилами формирования  информационного запроса библиотекарю;

            2. Коррекция знаний о правилах заполнения каталожной карточки.

  1.  Ваш помощник и гид – библиотекарь.

Выступление библиотекаря.

Цель беседы – профориентация, концентрация внимания детей на потребность человека , имеющего доступ к большому количеству книг , в знании способов ориентирования в « море  книг» .

Задача - научиться элементам такого ориентирования.

  1. Экскурсия в  «святая святых» библиотеки – к стеллажам.
  1. Инструктаж перед началом движения;
  2. Знакомство с книгохранилищем;

-Сейчас мы посмотрим,  где спят книги. Тем  временем , вы должны выполнить два задания. 1- увидеть стеллажи с алфавитным  указателем книг( по фамилиям авторов), 2- увидеть стеллажи с тематическим расположением книг; здесь же можно посмотреть книги , но главное – заметить, на какие группы разделены книги в библиотеке.

ВЫВОД:

  1. В библиотеке много интересных книг, которые хотелось бы прочитать ( дети называют книги, которые их заинтересовали);
  2. Кроме сказок и книг о природе в библиотеке есть книги и по другим темам ( книги о войне, справочники  и др.)
  3. Чтобы быстро найти нужную книгу, лучше всего помнить ее автора и название .
  1. Ролевая игра «В библиотеке».

Ребята просят у « библиотекаря» не те книги , которые они видели на стеллажах , а те , которые читаю в читательном зале .

  1. Чтение книг.

В это же время  «библиотекари» выполняют другое занятие – они решают, как удобнее скомпоновать оставшиеся книги спецфонда ( по алфавиту или по темам) или  производят пересортировку книг. По окончании  чтения –фиксации в читательском дневнике места в книге, на котором  остановился читатель.

Образец: Ш.Перро. Красная Шапочка.-М., 1988. Стр.6,13,20.

5. Итог урока.

1. Чтобы сформулировать правильно информационный запрос в библиотеке, надо назвать фамилию автора и название книги либо, если вы не знаете книг на нужную для вас тему, правильно назвать тему и попросить библиотекаря  показать вам книги на эту тему.

2. Задание всем: дома попробовать расположить свои детские книги по алфавиту,  по фамилиям авторов либо по темам - как вам больше понравилось.

3.Подготовка мини-сочинения на тему « В библиотеке».

Урок №2.

Тема урока: « Библиографический поиск».

Цели занятия:

1.Знакомство с разными способами библиографического поиска при  выполнении учебного задания;

2.сужение круга поиска рациональными приемами;

3.получение опыта оценки качества найденной информации с точки зрения соответствия информационному запросу .

1.Библиографический поиск.

А) Повторение выводов предыдущего урока. Разговор учителя  с детьми о причинах, вынуждающих работников библиотек и просто людей, у которых дома много книг , УПОРЯДОЧИВАТЬ книжный фонд. Способы упорядочивания:  расстановка книг по алфавиту, по фамилиям авторов , по темам.

Б) Обсуждается опыт  учеников,  которые уже навели порядок в своей домашней библиотеке.

В) Прослушиваются сообщения учеников , выполнявших индивидуальные задания учителя по поиску литературы на определенную тему.

ВЫВОД: При подготовке сообщений важно научиться пользоваться не одним , а несколькими ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРАЦИИ. При  этом надо уметь найти важное, но  понятное и интересное слушателям.

Г) ДЕМОНСТРАЦИЯ учителем способов поиска информации по определенной проблеме.

Например: на глазах у детей учитель просит у библиотекаря подобрать книги на тему « Подземные богатства». Библиотекарь дает ему больше книг, чем надо. Учитель быстро ПРОСМАТРИВАЕТ книги. Здесь следует обратить внимание детей на СПОСОБЫ беглой оценки информации: название, оглавление, введение, послесловие, иллюстрации, ЗАКЛАДКИ на нужных

страницах .Таким образом, на глазах у детей  оказываются отобранными не менее трех книг.

Д) Учитель выбирает группу из 2-3 детей , которым дается задание в течение 10 минут подготовить коллективное сообщение по данной литературе. В случае удачной работы дети получат отметки по чтению.

Цель работы: демонстрация опыта ,как должна последовательно выполняться работа по подготовке сообщения при использовании нескольких информационных источников: от получения задания до выступления с сообщением перед аудиторией.

3.Самостоятельный поиск книг детьми в упорядоченном  спецфонде.

 Отметить насколько  легче стало искать книгу , когда есть определенный порядок хранения.

4.Мир особой тишины.

Закрепление опыта чтения книг в читальном зале.

5.Прослушивание сообщений.

Обсуждение е только качества сообщения, сколько того, что показалось детям трудным при поиске и выборе информации.

Урок №3.

Тема урока: Навыки ориентировки в тексте.

Цели занятия:

1.Ознакомление детей с некоторыми приемами скорочтения ( беглым просматриванием текста с целью выявления тематики текста ,  опорных слов и т.п.);

2.  Ознакомление со способами ориентировки в тексте ( выявление главного , выделение фрагментов содержания, подтверждающих высказанную мысль);

3.Ознакомление детей с понятием «суждение» и его аргументация.

  1. Упражнения в скорочтении. ( Способ « жужжащего чтения».
  2. Упражнения в развитии навыков чтения.

-Чтение        цепочкой;

-Чтение  « Губы»-все прикладывают палец к губам и читают одними глазами, молча.

-Чтение  « Буксир»-читает самый быстрочитающий ученик. Учитель говорит « Стоп»на любом слове. Ученик из слабочитающих должен до конца дочитать предложение.

-Чтение «Черепаха-ракета»-чередование чтения в комфортном режиме и скоростного чтения в соответствии с двумя командами «Черепаха!»-в обычном темпе, «Ракета!»-с максимальной скоростью.

3.Упражнения в предварительном ПРОСМАТРИВАНИИ объемного текста.

А)Предварительная работа с объемным текстом.

-Есть приемы скоростного чтения. Взрослые люди пользуются ими, когда надо быстро ПРОСМОТЕТЬ большие тексты, найти среди нескольких книг нужную, среди нескольких текстов –один, самый важный.

Памятка

Способы скоростной работы с объемным текстом

1.Читаю все (главный и промежуточные) заголовки  определяю , о чем может быть этот текст.

2.Не читая текст, просматриваю его, проводя взглядом по каждому абзацу наискосок, пытаясь определить, о чем этот абзац.

3.Читаю  опорные слова, выделенные в тексте, рядом с ними пытаюсь найти их объяснение. После их прочтения уточняю, о чем может быть текст, что в нем содержится нового и важного для меня.

 4.Из опорных слов и замеченных мною важных фрагментов текста пытаюсь определить, что для меня в этом тексте может быть главным , а что второстепенным.

Б) Повторная работа с объемным текстом.

Повторить, что в тексте главное, - значит высказать СУЖДЕНИЕ об этом. Объяснить, почему ты считаешь это главным,- значит АРГУМЕНТИРОВАТЬ свое суждение.  

Тема урока « Хитрые вопросы».

3 класс.

Цели урока:

1.Развитие умений и навыков ориентировки в тексте;

2.Исполование закладок и пометок при поиске ответов на вопросы к тексту;

3.иобретение опыта высказываний суждений , их аргументации.

1.Мир особой тишины.

Чтение и обсуждение полюбившихся книг.

2.Развитие умений и навыков  ориентировки в тексте. Главные слова в тексте.

 

Секрет первый.

Самые  главные слова в тексте автор обычно старается выделить либо шрифтом (жирным, косым, цветным), либо подчеркиванием. Их-то и надо увидеть и понять.

Задание первое. Пролистайте учебник  по окружающему миру и попробуйте найти главные слова в тексте.

Задание второе . Попробуйте не только найти какое – либо важное для текста слово , но и обнаружить в тексте объяснение ,что это слово значит.

3.Использование закладок и пометок при поиске ответов на вопросы к тексту. Опыт высказывания суждений по прочитанному, их аргументации.

Секрет второй

В любом тексте есть не только главные слова . но и главные мысли. Мысли увидеть труднее, чем слова, ведь их не выделишь жирным шрифтом. Но выход тоже есть. Чтобы мы поняли главные мысли статьи или рассказа, автор приготовил для нас ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ТЕКСТА.

Главное – научиться находить в тексте МЕСТО, где содержится ответ на этот вопрос.

Задание третье. Откройте учебник по чтению. Дети ищут по оглавлению указанный учителем незнакомый текст , лучше небольшой .Учитель дает время прочитать текст молча. Кто   прочитал раньше  - выбирают ВОПРОСЫ после текста, на которые они ХОТИ БЫ ПОИСКАТЬ ОТВЕТЫ.

На полях пишем записи:

        Вопр.1 – стр.16,2 абз.

        Вопр.4 –стр.17,3 абз.

 

Внимание!  В любом случае этот прием должен использоваться учителем как можно чаще на уроках гуманитарных дисциплин и стать ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

        


               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "О том как создавались книги"

"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....

Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»

Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» для учащихся 3-х классов...

Внеклассное мероприятие - библиотечный урок. Тема: "Источники информации".

Библиотечный урок. Тема:  "Источники информации". Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра....

Библиотечный урок в 4 классе

Методическая разработка библиотечного урока в 4-м классе "О книге и библиотеке"Сыч Мария Михайловна, библиотекарьЦель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культур...

"Книжкин дом" Библиотечный урок.

Библиотечный урок, посвященный знакомству с библиотекой , проводится в игровой форме с использованием театрализации. Это позволяет познакомить первоклассников с  основами библиотечной азбуки и вы...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку

Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3  классов. "Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писател...