Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Дородных Юлия Валерьевна

Тема:  В гостях у дедушки Крылова

 

 

Цели:

 

•обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;

•совершенствовать известные данные, расширить их;

•совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

•активизировать и расширить словарный запас учащихся;

•содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

•воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

•развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

 

Задачи:

 

•раскрыть понятие - басня, как многозначное слово;

•охарактеризовать структуру басен;

•выявить особенности басен с точки зрения использования аллегории.

 

Тип урока- обобщение.

 

 

Оборудование:

 

•книги с баснями для выставки,

•рисунки учащихся,

•портрет баснописца,

•задания для учащихся

•презентация

 

 

Ход урока

 

I.Организационный момент.

 

II. Определение темы цели урока.

 

 Посмотрите на доску, на выставку книг, на портрет, на ваши рисунки и скажите, как можно назвать тему урока?

 

Да, тема урока: "Басни И.А.Крылова"

Сегодня у нас обобщающий урок по жизни и творчеству И.А.Крылова. Мы с вами закрепим наши знания. Повторим, что такое басня, вспомним ее структуру и особенности.

 

III. Актуализация знаний.

 

-Давайте рассмотрим портрет писателя.

- Что мы видим? (ответы учеников).

 

-Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Многие художники делали к басням И. А. Крылова иллюстрации.

 

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник,- барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

 

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

 

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

 

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем  нам изучать творчество Крылова, его басни?

 

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

 

-А вы знаете сколько басен было написано И. А. Крыловым?

 

В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.

 

  -А что же такое басня? (ответы детей) – слайд

 

- На какой жанр литературы похожа баня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).

 

Басня – небольшой иносказательный рассказ в стихах или в прозе, в котором действующими лицами выступают звери или птицы.

 

-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)

 

-С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям. (С иронией. Ирония - это скрытая, тонкая насмешка).

 

-А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль? (Аллегория, что значит иносказание).

 

Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим  пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (Олицетворение).

 

Творчество И.А. Крылова

 

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.

 

Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

 

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.

 

 А откуда же к нам пришли басни?

 

Немного истории.

 

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.- слайд

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

 

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие  Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

 

IV. Пример выразительного чтения басен в исполнении В.Гафта

 

VI. Инсценировка басни А.И.Крылова «Стрекоза и муравей».

 

VII. Физкультминутка!

 

VIII. Закрепление изученного

 

На уроках мы с вами анализировали басни, назовите их особенности. - слайд

•интересный короткий занимательный сюжет;

•мало описаний;

•много диалогов;

•героев обычно несколько;

•главный герой выражает основную идею;

•героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;

•басни обычно пишутся в стихотворной форме;

•используется прием иносказание;

•в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;

•высмеиваются человеческие пороки.

 

Посмотрите на слайд, прочитайте то, что вы не сказали.

 

Что же высмеивают басни? - слайд

•лесть

•ложь

•глупость

•лень

•безнравственность

•невежество

•хвастовство

 

Чему учат басни? - слайд

•дружбе

•трудолюбию

•усердию

•честности

•доброте

•отзывчивости

•благородству

•благодарности

•добывать знания

 

 Хочу предложить чтение басни актером, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения. Определите и скажите своими словами мораль басни.

 

IX. Литературная викторина.

 

Мы разделимся на две команды. (Делит учитель).

Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Название команды должно отражать тему сегодняшнего урока.(«Пестрые овцы» и «Дикие козы»).

 

1-й конкурс. “Из каких произведений взяты строчки”.

 

Я поочерёдно задаю вопросы каждой команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За правильный ответ команда получает жетон. Если ответа нет или он неправильный, право ответа у другой команды.

Слайды

1. «Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на слона». ( “Слон и моська”).

 

2. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». (“Квартет”).

 

3. «Не дай Бог никого сравненьем мне обидеть!

Но как же критика Хавроньей не назвать,

Который, что ни станет разбирать,

Имеет дар одно худое видеть?» («Свинья»).

 

4. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят. («Волк и ягненок»).

 

5. «Избави, Бог, и нас от этаких судей». («Осел и соловей»)

 

6. «Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире». («Зеркало и Обезъяна»).

 

7. «Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды». («Свинья под дубом»).

 

8. «Скажи, в чем есть тут главное уменье? –

В том, - отвечал сосед, -

Чего в нет, кум вовсе нет:

В терпенье». («Трудолюбивый медведь»).

 

X. Физкультминутка!

 

2-й конкурс. “Собери пословицу” (Раздаточный материал).

 

Команды получают конверт, где лежат карточки с частями из пословиц. Из этих частей надо собрать пословицу. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Чья команда быстрее выполнит задание, получит дополнительный жетон.

 

1. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

2. Не спеши языком, торопись делом.

 

 

3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

4. Повторенье – мать ученья.

5. Век живи – век учись.

6. Чтение – вот лучшее учение.

7. Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Любишь кататься – люби и саночки возить.

 

Отгадывают кроссворды.

 

XII. Итог урока.

 

1. Что такое басня?

2. Кто первый начал писать басни?

3. Что такое иносказание?

4. Самый известный баснописец России?

6. Что высмеивают басни?

7. Назовите басни И.А. Крылова (не меньше пяти).

8. Что такое мораль басни?

 

."Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.

 

"Забавой он людей исправил,

Сметал он с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят".

П.А.Вяземский.

 

•Урок понравился?

•Что делали на уроке?

•Нужно изучать басни?

•Что интересного узнали на уроке?

 

В конце нашего урока я хочу вам сказать: читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Крылова

Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Обобщающий урок-праздник "В гостях у дедушки Крылова".

Урок построен в игровой форме с презентацией. Во время занятия ученики "посетят"  литературный клуб, картинную галерею, клуб весёлых и находчивых, а также театр ученического творчества....

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...

Презентация к уроку чтения во 2 классе по теме"В гостях у дедушки Крылова".

  Цель  урока:         познакомить детей с баснями  И.А. Крылова ; продолжить  обучению вдумчивому чтению; продемонстрировать сложность и неоднознач...

Открытый урок по чтению во 2 классе по теме :"В гостях у дедушки Крылова".

Цель урока :расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к ...