"Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Петрова Светлана Михайловна

План-конспект урока внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока внеклассного чтения, посвящённого творчеству П.П. Бажова.

Составлен учителем начальных классов МКОУ – Грязновская СОШ Петровой Светланой Михайловной

        Тема: «Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ».         Цель: познакомить с творчеством известного уральского писателя П.П.Бажова, разновидностью повествования - сказом, обратить внимание на особенности речи, языка произведений (уральский фольклор); прививать интерес к чтению, к книге; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, где живут и творят необыкновенные люди.

        Оборудование: выставка рисунков детей, раскладушка с иллюстрациями художника В. Назарука к сказам «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», выставка книг, «коллективка» из книг П.Бажова: Сказы. М., Всероссийское бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РСФСР, 1991 г.(25 кн).

        Литература: Хоринская Е., Наш Бажов-Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989.

        Оформление: портрет писателя, выставка детских рисунков, раскладушка с иллюстрациями.

        На доске эпиграф: «Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные — в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». — П.П.Бажов.

        Ход урока:

        I. Вступительное слово учителя.

        Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою жизнь этот замечательный писатель и человек.

        II. Рассказы учащихся о жизни писателя.

        1 ученик: А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь все, что они ему рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

        2 ученик: И тогда Павел Петрович Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию. Только после окончания гражданской войны. Бажов снова достал заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он записывал все, что его так сильно привлекало.

        3 ученик: Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна.

        В 1924 году Павел Бажов выпустил свою первую книжку «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и другие.

        III. Работа с выставкой книг, составленной учениками.

        Ученики рассказывают о том, где они взяли книгу, какое произведение прочитали.

        IV. Работа с выставкой рисунков.

        Рассматривание и узнавание сказов, изображенных эпизодов.

        V. Работа с книгой.

Чтение отрывков из понравившихся сказов.

        VI. Инсценировка отрывка из сказа «Синюшкин колодец».

Автор: Жил в нашем селе парень Илья. Вовсе бобылем остался - всю родню схоронил. И от всех ему наследство осталось. От отца-руки да плечи, от матери-зубы да речи, от деда Игната-кайла да лопата, от бабки Лукерьи - особый поминок. Об этом и разговор сперва.

        Она, видишь, эта бабка, хитрая была - по улицам перья собирала, подушку внучку готовила, да не успела. Как пришло время умирать, позвала бабка внука и говорит: бабка внука и говорит:

Лукерья: - Гляди-ко, друг Илюшенька, сколь твоя бабка пера накопила! Чуть не полное решето! Да и перышки какие! Одно к одному - мелконькие да пестрые, глядеть любо! Прими в поминок - пригодится!

        Как женишься да принесет жена подушку, тебе и не зазорно будет: не в диковинку-де мне - свои перышки есть, ещё от бабки остались.

        Только ты за этим не гонись, за подушкой–то ходи весёленько, работай крутенько, и на  соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не будешь, так и всё у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведёшь, тут хоть в пень головой –всё немило станет.

Илья: - Про какие, ты, бабушка, худые думки сказываешь?

Лукерья: - А это, про деньги да про богатство. Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство да маета напрасная. Чисто да по совести и пера на подушку не наскрести, не то что богатство получить.

Илья: - Как же тогда, про земельное богатство понимать? Неуж ни за что считаешь? Бывает ведь...

Лукерья: - Бывает-то бывает, только ненадежное дело: комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит. Про это и не думай, себя не беспокой! Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А даёт Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому. Вот ты и попомни, друг Илюшенька, этот мой последний наказ.

Автор: - Поклонился тут Илья бабке.

Илья: - Спасибо тебе, бабка Лукерья, за перья, а пуще того за наставленье. Век его не забуду.

Автор: - Вскорости умерла бабка... Остался Илюха один - одинёшенек, сам большой, сам маленький. Тут, конечно, похоронные старушонки набежали, покойницу обмыть, обрядить, на погост проводить. Они – эти старушонки - тоже не от сладкого, житья по покойникам бегают. Одно выпрашивают, другое выглядывают. Живо всё бабкино обзаведенье по рукам расхватали. Воротился Илья с могильника, а в избе у него голым - голёхонько. Только то и есть, что сам сейчас на спицу повесил: зипун да шапка. Кто-то и бабкиным пером покорыстовался: начисто выгреб из решета. Только три - пёрышка в решетке зацепились. Одно беленькое, одно черненькое, одно рыженькое.

        VII. Викторина

Вопросы:

        1. Какое наследство получил Илья от бабки Лукерьи?

(«Синюшкин колодец» - три перышка: белое - на весенний день, черное на спокойную ночь, а рыженькое - на красное Солнышко).

        2. Назови Настоящее имя Двоерылка.

(«Синюшкин колодец» - Кузька).

        3. «Стали те камешки из мертвой Степановой руки доставать, а они все рассыпались». Что это было?

(«Медной горы Хозяйка» — слезы Хозяйки Медной горы).

        4. Как называл Степан свою дочь Танюшку? Почему?

(«Медной горы Хозяйка». Памятка. Глаза зеленые как малахит, которого много добыл Степан).

        5. О ком идет речь: «Кто говорил, что - он ума решился, в лесу заснул, а кто опять сказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера»?

(Данила. «Каменный цветок»).

        6. В каком сказе говорится о Кате Мертвяковой? Почему её так прозвали?

(«Горный мастер». Катя долго ждала жениха - Данилу, которого считали мертвым).

        7. Чья это песенка?

                У меня тепло!

                У меня светло!

                Красно летечко!  

(«Огневушка — Поскакушка»).

        VШ. Поощрение за участие в конкурсе на лучший рисунок и викторине.

        IХ. Словарная работа.

        Ребята, вы обратили внимание на необычный язык П.П. Бажова? В своих сказах он использовал слова и выражения уральцев, живущих в описываемое время. (диалект).

        Кто внимательно читал, то знает, что обозначают слова:

                бадожок - посох, палка

                бассенькая - красивенькая

                голбец- подполье

                зарукавье - браслет

                запон - фартук

                неженатик - холостой парень

                ремки - лохмотья

                хитник - грабитель

        X. Работа с эпиграфом.

        О своих сказах П.П.Бажов сказал: «Тo ведь сказы не зря придуманы. Иные - в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

        Как понимаете его слова?

        

ХI. Чтение учеником стихотворения Д. Бедного.

                

                  Колдун уральский бородатый,

                Бажов дарит нам новый сказ.

                «Живинка в деле» - сказ богатый

                И поучительный для нас.

                В нём слово каждое лучится,

                Его направленность мудра

                Найдут, чему здесь поучиться,

                Любого дела мастера.

                Важны в работе ум и чувство,

                В труде двойное естество.

                «Живинкой в деле» мастерство

                Преображается в искусство,

                И нет тогда ему границ.

                И совершенству нет предела,

                Не отрывать тогда от дела

                Ни мастеров, ни мастериц,

                Их вдохновение бессмертно,

                Глаза им пламенем горят.

                Они работают? Неверно.

                Они творят.

        XII. В заключение учитель рекомендует прочесть книгу Е. Хоринской «Наш Бажов», посетить дом – музей Бажова в г. Екатеринбурге.