тематическое планирование,литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Тематическое планирование по литературному чтению " Перспективная начальная школа" 3 класс- 3часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literat..doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа».  

Программу обеспечивают:

Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Малаховская, О. В. Литературное чтение : 3 класс : хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Малаховская, О. В. Литературное чтение : 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Программа рассчитана на 102 часа. Из них 99 часов отведено на авторскую литературу, на народное творчество – 16 часов и на формирование библиографической культуры – 16 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

– сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;

– познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;

– на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;

– на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.

Количество часов в год – 102.

Количество часов в неделю – 3.

 

Учебно-тематический план

по литературному чтению на  102 часа в год

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Сказки народов мира о животных

9

Авторская литература народов мира

7

Классика русской литературы. Поэзия

22

Классика советской и русской детской литературы

48

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

16

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению

урока

Темы и подтемы учебного курса

Кол-во часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

С. Козлов «Июль».Поход в Музейный дом. Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя». Слушаем музыку С. Прокофьева «Дождь

и радуга»

1

Ю. Коваль «Березовый пирожок». 

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Слушаем музыку П. Чайковского «Утренняя молитва», «Новая кукла»

1

Как научиться порождать сравнения? В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

1

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», Вадим Шефнер «Середина марта» 

1

Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»

1

  1. 1

С. Козлов «Как оттенить тишину»Олицетворение. Хокку Дзёсо

и Басё.

1

Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» Контраст. Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон

1

Записная книжка Кости Погодина Литературные повторы.

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»

1

Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе».

 А. Пушкин «Зимнее утро»Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь».

1

В. Берестов «Большой мороз»

1

Приемы « сравнение», « олицетворение»

Слушаем музыку А. Скрябина «Прелюдия

 № 4 ми минор»,

П. Чайковского «Осенняя песня»

1

В. Берестов «Плащ».

1

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

1

Поход

в Музейный дом. Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления»

1

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».
Слушаем музыку П. Чайковского «Июнь. Баркарола», «Сладкая греза», А. Скрябина «Прелюдия № 5 ре мажор»

1

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

Африканская сказка «Гиена и черепаха»

1

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

1

Самые древние сказочные истории

1

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1

Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

Индийская сказка «О собаке, кошке иобезьяне»

1

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории

1

Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?

1

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

Индийская сказка «Хитрый шакал»

1

Сборник «Сказки народов мира»Бурятская сказка «Снег и заяц».

1

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

1

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»

1

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

1

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»

1

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»

1

Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют».Т. Пономарева «Автобус»Т. Пономарева «В шкафу».

1

Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот

1

Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Тим Собакин «Игра в птиц»

1

К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом.

1

Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1».

Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

1

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро»,

К. Дебюсси «Лунный свет»

1

Маша Вайсман «Лучший друг медуз»

1

А. Куприн «Слон»

1

А. Куприн «Слон»

1

А. Куприн «Слон»

1

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

С. Козлов «Если меня совсем нет».Поход в Музейный дом. Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

1

Обобщение по теме: «Учимся любить».Заседания для членов клуба

1

Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

1

Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

1

Лента времени литературных произведений

1

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица»

1

Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова

1

Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени. И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова

1

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»

1

Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»

1

И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рас-сказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса»

1

М. Бородицкая «На контрольной».

1

Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»

1

Н. Тэффи «Преступник»

1

Н. Тэффи «Преступник»

1

К. Чуковский «От двух до пяти»

1

Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»

1

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

1

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

1

Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

1

Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»

1

Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

1

Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки»

1

Б. Заходер «История гусеницы»

1

Б. Заходер «История гусеницы»

1

М. Яснов «Гусеница – бабочке».

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина». Слушаем музыку А. Аренского «Ручеек в лесу», С. Рахманинова «Прелюдия

 № 5 соль мажор»

1

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Л. Пантелеев «Честное слово»

1

Л. Пантелеев «Честное слово»

1

Л. Пантелеев «Честное слово».Поход в Музейный дом. Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Слушаем музыку С. Прокофьева «Симфония № 1»

1

Н. Некрасов «На Волге».

1

Н. Некрасов «На Волге». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера». Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром до минор», В. Калинникова «Симфония № 1 соль минор»

1

Обобщение по теме: «Как рождается герой»

1

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». Слушаем музыку Н. Римского- Корсакова из оперы «Снегурочка», И. Стравинского «Народные гуляния на Масленой»

1

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Поход

в Музейный дом.

1

А. Пушкин «Цветок»

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

Сергиев Посад». Слушаем музыку А. Бородина «Богатырская симфония»

1

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1

Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Литературное чтение»
к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;

• имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• выявлять авторское отношение к герою;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

• самостоятельного чтения выбранных книг;

• высказывания оценочных суждений о героях произведений;

• работы со словарями.